13.11.2010 /15:57/ Судьба хранилища истории чеченского народа, его самобытности и  культуры  трагична, как и судьба самого чеченского народа. Музей расцветал, его разрушали и вновь восстанавливали… А начиналось все 7 ноября 1924 года, когда был основан музей и назван  Грозненский окружной музей по истории и религии. В его фондах было около 150 единиц хранения. В 1926 году он преобразован в областной музей краеведения. В нем сначала было два отдела — истории и краеведения. В том же году был открыт отдел нумизматики. Первым заведующим музея был филателист Борис Скалиотти.С первого дня создания Чеченского областного музея активно начинается создание его фондовых коллекций. В 1926 году в музей поступила коллекция оружия в количестве 60 штук, конфискованных из бывшего особняка инженера Притулы. Из Государственного музейного фонда РСФСР, музеев Москвы и Ленинграда в Грозный привезли картины, керамику, посуду, оружие, библиотеку (преимущественно кавказоведческого содержания). В том же году историческим музеем Тбилиси чеченскому областному музею были переданы картины Ф. Рубо «Взятие Гуниба и пленение Шамиля» и «Смерть генерал-майора Слепцова в Гехинском лесу», портреты генералов — участников Кавказской войны, гравюры и литографии, скульптура Саймонова.

Вскоре из Дагестана была получена картина Львова «Движение обозов между крепостями Воздвиженской и Грозной», а также автопортрет П. Захарова из Третьяковской галереи. В Чечне приобретались домашняя утварь, посуда, кустарные изделия и др.

В 30-е годы Чеченский музей из простого хранилища научного материала стал превращаться в своеобразный тип научно-исследовательского учреждения, проводящий и просветительскую работу в тесной связи с системой народного образования.

После объединения Чеченской и Ингушской автономных областей в 1936 году бывший Чеченский музей стал называться Чечено-Ингушским краеведческим музеем, а ингушский краеведческий музей во Владикавказе стал районным музеем.

В 1946 году фонды музея состояли из 3356 экспонатов, к началу 70-х годов они насчитывали более 80 тысяч единиц хранения, из которых более 57 тысяч составляли подлинные материалы.

В 1961 году в Чечено-Ингушской республике был составлен фонд второго музея — Изобразительных искусств им. П.Захарова на материалах краеведческого музея. Среди коллекции музея имелись более 33 тысяч археологических памятников, добытых Северо-Кавказскими археологическими экспедициями в послевоенный период во главе с Е.И.Крупновым.

До войны музей  обладал уникальными экспонатами,  один только  Чеченский Государственный объединенный музей (с филиалами) насчитывал в своих фондах около 230 тысяч единиц хранения, из которых 86 тысяч составляли предметы основного фонда, а Республиканский музей изобразительных искусств им. П. Захарова имел около 4 тысяч единиц хранения.

Незадолго до войны оба музея разместились в здании, являющемся историко-архитектурным памятником рубежа ХIХ — начала ХХ века (бывший Азово-Донской банк), украшавшем центр нашей столицы своей колоритной архитектурой.

В экспозиции музея были представлены раритеты и уникальные предметы. К началу войны 1994-1996 гг. в Чечне музеи достигли наивысшего расцвета.

В ходе военных действий в Чечне в 1994-1996 гг. головной музей практически потерял свою материально-техническую базу (до 90% своих фондов), полностью уничтожен историко-мемориальный музей А.Шарипова в с. Шатой — филиал Чеченского Государственного объединенного музея.

Головной музей в Грозном лишился наиболее значительных с научно-исторической, этнокультурной, искусствоведческой точек зрения культурно-исторических ценностей. Среди утраченного такие музейные ценности, как картины: «Смерть генерал-майора Слепцова в Гехинском лесу» Ф. Рубо, «Портрет мальчика с книгой» В.Тропинина, «Пейзаж», «Кавказ» П.Верещагина, «Лунный пейзаж», «Алхан-юрт» И.Айвазовского, «Изголодавшиеся» И.Репина,- вся этнографическая коллекция, в том числе 68 чеченских истангов, редкая коллекция холодного и огнестрельного оружия ХVII — ХIХ вв., печать и шашка Шамиля, подаренная им У.Дуеву — одному из лидеров народно-освободительного движения в Чечне ХIХ в., предметы, принадлежавшие А.Шерипову, выдающему политическому и военному деятелю Чечни и Северного Кавказа, предметы археологии, редкостная, оригинальная трехъярусная деревянная посуда «шун» для национального блюда «жижаг-галнаш», которым в этой посуде угощали одного из руководителей Советского государства С. Орджоникидзе, и многое другое. Чувствительна утрата произведений первого профессионального чеченского художника П.З.Захарова, успевшего за свою недолгую жизнь (1816–1846) удостоиться звания академика живописи Российской Императорской академии художеств: утеряно семь из девяти его произведений, хранившихся в Национальном музее ЧР до 1994 года.

В период боевых действий в Грозном на территории Министерства культуры республики были похищены 16 единиц горских сабель и шашек ХVIII-ХIХ веков с декоративной отделкой из драгметаллов; около 200 единиц из коллекции предметов национальной мужской и женской одежды, конской сбруи из драгметаллов (нагрудники, газыри, пояса женские и мужские, уздечки, плети и т.д.); 77 единиц произведений европейского, русского и восточного декоративно — прикладного искусства ХVIII-ХIХ вв.; 40 инвентарных книг с данными обо всех музейных фондах; 50 томов отчетов археологических экспедиций, осуществленных на территории республики с 1947 года, другая документация.

В целях консолидации сохранившихся музейных фондов и осуществления единой музейной политики в республике, в октябре 1996 года краеведческий музей и музей изобразительных искусств им. П.З.Захарова были объединены в Национальный музей Чеченской Республики.


Восстанавливалась республика, а  вместе с ней и Национальный музей ЧР.  

За послевоенный период музейные фонды пополнились более чем на 1000 единиц. Приобретенные предметы имеют историческую и этнографическую ценность. Сегодня Национальный музей ЧР имеет в своих фондах более 31 тысячи единиц хранения. Также на сегодняшний день музей проводит переговоры по возвращению исторических ценностей на их родину.


Совместно со спецорганами, Министерством культуры РФ, Управлением Росохранкультура в ЧР ведется активная работа по поиску и возвращению музею похищенных музейных ценностей. 94 картины музея, имеющие большую историческую и художественную ценность, были переданы в 1995 году на реставрацию во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И. Грабаря. В период с 1999 по 2002 г. к ним добавились еще 4 картины: две картины XVIII века (неизвестного художника) — «Портрет графа Н.И. Зубова», «Портрет графини Н.А. Зубовой»; — Лондонский аукцион СОТБИС, одна — «Портрет барона Рокасовского» К.Е. Маковского (XIX в.) — из Приморского края и одна — «Взятие Гуниба и пленение Шамиля» Ф. Рубо — найдена в ходе военных действий на территории ЧР в 1999 году. В настоящее время все 98 картин находятся в Москве в Российском музейном фонде (РОСИЗО). Из них 76 картин отреставрировано. Возвращено 9 предметов декоративно-прикладного искусства (чеканка и резьба по дереву), переданных Моздокскому краеведческому музею военнослужащими, находившимися на территории ЧР в 1995 году. В мае возвращены музею 2 пушки начала 19 в. из г. Сургута Тюменской области, вывезенные из Чечни военнослужащими в ходе последней военной кампании.



Министерство культуры ЧР, руководство Национального музея ЧР находились в постоянном поиске путей восстановления материально-технической базы музея. Благодаря поддержке руководства республики и Общественного фонда первого Президента Чеченской Республики, Героя России А. Кадырова, музей получил к Международному дню музеев 18 мая 2007 года прекрасный подарок — восстановленные музейные площади, в которых открыли этнографическую экспозицию и выставку произведений профессиональных художников ЧР.

Сегодня процесс возвращения утраченных фондов  продолжается…Шаг за шагом  музей  возвращает  себя былую славу...
 

М. Хамидова (по информации  Министерства культуры ЧР)



www.ChechnyaTODAY.com





 

{mosloadposition user9}


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2