01.06.2011 /17:58/ Убийство декана факультета осетинской филологии Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Хетагурова,  народного поэта Осетии Шамиля Джигкаева получило широкий резонанс в различных СМИ и Интернет пространстве.

Имя Шамиля Джигкаева оказалось в центре внимания общественности в 2008 году, в связи с его стихотворением по поводу нашумевшего тогда инцидента с избиением паломников из Чечни и Ингушетии, направлявшихся в Хадж. Как известно, на паломников, остановившихся для совершения молитвы недалеко от мемориала жертвам теракта в Беслане, было организовано нападение местных жителей, вооруженных камнями, битами и даже автоматическим оружием. Они забросали пилигримов камнями, в результате чего были разбиты окна автобуса и несколько человек ранено. Со слов же сотрудников администрации Правобережного района, паломники там остановились, якобы «для совершения  естественной нужды», что не понравилось местным жителям.

Через месяц после этого скандала, в №7 журнала «Мах дуг» («Наша эпоха), выходящем на осетинском языке, было напечатано откровенно провокационное (судя по публикациям его перевода) стихотворение  Ш.Джигкаева «Отправляются волчата совершать хадж». В нем в грубой иносказательной форме подверглись оскорблению совершавшие Хадж паломники, а также священные для всех мусульман атрибуты ислама.

Сторонники Шамиля Джигкаева выразили свое несогласие с вышесказанным, аргументируя это тем, что «нельзя поэтические образы и метафоры, пусть даже в чем-то спорные, привязывать к «политике». Но, вместе с тем, министр по делам национальностей РСО-А Таймураз Касаев заявил: «Мы осознаем эмоциональность и тонкость этого поэта и знаем, что послужило поводом для написания стихотворения. Мы считаем, что отдельные фразы, действительно, были неуместны и не совсем тактичны».

В соответствии с Конституцией и законами нашей страны, несколько мусульманских организаций из Северной Осетии – Алания обратились в прокуратуру республики с требованием признать текст стихотворения экстремистским, однако прокурорская проверка не нашла в нем признаков экстремизма. В свою очередь, институт криминалистики Центра специальной техники ФСБ России тоже ничего противозаконного в стихотворении Ш.Джигкаева не нашел. И, как знать, дай тогда прокуратура и институт криминалистики Центра специальной техники ФСБ России объективную и честную оценку написанному Ш. Джигкаевым, прими органы власти к нему и руководству журнала «Мах дуг», опубликовавшего провокационное стихотворение, меры хотя бы административного характера, как бы все обернулось. Этим самым, возможно, была бы сохранена жизнь известного в Осетии человека, и все это стало бы наглядным примером того, что аналогичные провокации в республике не пройдут, и за них придется отвечать. С другой стороны, организации, обратившиеся в надзорный орган,  получили бы моральное удовлетворение, что власть приняла конкретные меры по их обращению, а не просто отписалась. Но этого сделано не было.  

Это жестокое убийство, скорее всего, совершено теми силами, которые не хотят стабилизации обстановки на Северном Кавказе, не хотят мира и взаимопонимания между нашими народами. Либерализация пропускного режима на границах между субъектами региона, восстановление всесторонних экономических и культурных связей, налаживание межнационального и межконфессионального диалога -  не совсем по душе нашим явным и тайным недоброжелателям. Это для них смерти подобно.

Кто бы это преступление ни совершил, оно не имеет никакой религиозной или национальной подоплеки. Это сделано с целью нагнетания на Северном Кавказе межнациональной и межрелигиозной нетерпимости и вражды. Зверски убив известного в Осетии человека, написавшего, мягко сказать, слишком эмоциональное и не совсем адекватное стихотворение, организаторы этого преступления, тем самым, хотят перевести стрелки на мусульман, на представителей других национальностей, оскорбленных стихотворением Шамиля Джигкаева. Тем более, что до этого в прессе прошли сообщения об угрозах в адрес автора стихотворения, якобы поступающих со стороны отдельных представителей мусульман. Но вряд ли у них это получится. Слишком примитивно и грубо все это выстроено. Как говорится, белыми нитками  шито.

    В многовековой истории кавказских народов было немало трагических моментов, испытывавших их на прочность. Но они всегда с честью выходили из любых ситуаций, являя всему миру свою мудрость,  благородство и выдержку. Уверен, что и на этот раз будет также.

  От имени правозащитного сообщества Чеченской Республики выражаю глубокую озабоченность по поводу убийства Ш.Джигкаева и выражаю уверенность в том, что общественность Республики Северная Осетия – Алания разберется в истинных мотивах совершенного преступления и даст им соответствующую оценку. Не сомневаюсь, что   правоохранительные органы  республики в кратчайшие сроки выявят и самым строгим образом накажут как исполнителей, так и организаторов этого провокационного убийства.

 По последним сообщениям уже выявлен подозреваемый в убийстве Ш.Джигкаева. Это некто Давид Мурашев, являющийся, по сообщению Следственного комитета, осетином по национальности. Но, к сожалению, не успели его объявить в розыск, как он был убит в перестрелке с сотрудниками СОБРа.  

 
Уполномоченный по правам человека в ЧР,

председатель комиссии по правам человека

Общественного совета СКФО         Нухажиев Н.С.

www.ChechnyaTODAY.com


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2