07.06.2011 /14:52/ Государственный институт русского языка Дмитрию Медведеву сотрудники института продемонстрировали, как студенты первого курса проходят проверку грамотности, используя интерактивную систему диктантов (на справочно-информационном портале "Грамота.ру").

Президент явно хотел попробовать и сам и уже было двинулся к компьютеру. Однако в последний момент передумал и окинул взглядом сопровождающих. "Надо кого-нибудь проверить. Вот, например, министра образования,— весело предложил Дмитрий Медведев и также весело объяснил: Сам я подставляться не хочу по понятным причинам". Однако господин Фурсенко к компьютеру не поспешил, а, напротив, сделал инстинктивный шаг назад, как будто хотел спрятаться за спины сопровождающих. "В следующий раз,— категорически заявил он и попытался отшутиться: Если что подписать, то я могу". Дмитрий Медведев, который не первый раз ставит министра образования в неловкое положение, с виду проявил понимание. "Да,— усмехнулся он.— Главное, не сделать больше ошибок, чем ребята".

Пока президент изучал, как студенты проходят тесты на знание истории, корреспондент "Ъ" спросил у министра, почему он не решился пройти тест на грамотность. "Ну, я же отдаю себе отчет...",— попытался оправдаться Андрей Фурсенко. Весело пошутив на тему своего умения считать и читать, министр спокойно отошел в сторону. Но расслабляться ему, как оказалось, было рано. Выходя из аудитории, Дмитрий Медведев еще раз, проходя мимо, обратился к господину Фурсенко: "Ну может, все-таки сядете (за компьютер.— "Ъ")"? Однако министр не сдался.

По окончании мероприятия господину Фурсенко пришлось объяснять коллегам и даже кому-то по телефону, почему он не стал проходить тест. "Я же уже много лет одни резолюции пишу",— смеялся он. "То есть вы владеете одним из известных трех русских языков — административным?" — уточнил корреспондент "Ъ". Господин Фурсенко весело кивнул в ответ.

Открывая совещание, президент поздравил всех с "днем рождения нашего великого поэта" и сообщил, что подписал указ об учреждении 6 июня праздника — Дня русского языка. После этого он разъяснил, что вообще заниматься русским языком надо не только по праздникам, но и "каждый день, тем более что каждый человек, живущий в нашей стране, этот язык использует". Он напомнил, что государство также занимается русским языком — с этого года на ФЦП "Русский язык" на пять лет запланированы "не фантастические, но значительные" средства — 2,5 млрд руб.

Президент пообещал и дальше поддерживать деятельность неправительственных и общественных организаций, включая фонд "Русский мир", а также международную ассоциацию и российское общество преподавателей русского языка и литературы. Здесь Дмитрий Медведев не удержался и со смехом добавил: "Которые называются такими красивыми словами — МАПРЯЛ и РОПРЯЛ". Все собравшиеся также рассмеялись.

Затем дело дошло до предложений. Директор Института лингвистики РГГУ Максим Кронгауз посетовал, что учиться русскому языку в Россию приезжает меньше иностранцев, чем раньше, и что уровень преподавателей для них падает. "Буду ставить этот вопрос",— пообещал президент. Он также добавил, что "интернет и телекоммуникации серьезно раздвинули границы" и что "надо стремиться к тому, чтобы наши каналы принимались за границей". "Мы по моему указанию повесили на наш спутник каналы из всех стран содружества. По-хорошему и наши коллеги должны делать то же самое",— пояснил он, добавив, что русский мир — это 300 млн человек и эта цифра растет.

Глава фонда "Русский мир" Вячеслав Никонов предложил президенту на открывающемся 10 июня в Нижнем Новгороде саммите Россия—ЕС поставить вопрос о создании в европейских странах русских школ. "6% в ЕС владеет русским и столько же испанским. Какие угодно школы есть в ЕС, но русских школ нет",— сетовал господин Никонов. Он пояснил, что после развала СССР русский язык во многих бывших республиках "оказался наказанным и его не учили". "Теперь тенденция противоположная. В Армении — это второй обязательный язык, на Украине теперь за него не преследуют",— пояснил господин Никонов. "Почти",— уточнил Дмитрий Медведев и пообещал поставить вопрос на саммите.

Наконец, Вячеслав Никонов объяснил президенту, что "язык — это геном нации" и что поэтому он должен координироваться программой на высшем уровне. "У нас это общая проблема. Все, что не координируется президентом, не координируется никем. Если все сигналы будут только из Кремля, то система не будет жизнеспособной,— засмеялся господин Медведев, но с главой фонда согласился: То, что вы сказали про язык как геном нации, то здесь президентское участие необходимо".

Дмитрию Медведеву также предложили помочь в продвижении новых учебников русского языка в страны СНГ и дальнее зарубежье, решить проблему с переводом современной русской литературы на другие языки, оказать господдержку на издание качественной детской литературы, содействовать закачиванию в интернет больших словарей русского языка и наконец принять госстратегию развития русского языка.

Иностранцы-русисты не отставали от российских коллег. Аспирантка и ведущая передач на "Голосе России" Фарзанех Шафии из Ирана сначала предложила президенту создать центр изучения Востока и выразила готовность там работать. По ее словам, студенты в России сегодня "Иран знают по Есенину и Степану Разину — что бросил персидскую княжну в воду". "Вот уже заявка поступила",— засмеялся Дмитрий Медведев. После этого госпожа Шафии пошла еще дальше и предложила президенту модернизировать "российско-иранские связи". "У меня скоро будет встреча с Ахмадинежадом, и я ему скажу о модернизации российско-иранских связей",— снова засмеялся президент.

В ходе встречи институт даже устроил телемост с Барселоной, где проходит форум русистов. Однако русисты, увидев и услышав президента, растерялись и ничего более существенного, чем пригласить его в следующем году на форум, не сказали. Шутки пытавшегося расшевелить их президента типа "не проявляют признаки жизни", "как настроение?", "по какому вопросу?" были ими явно не поняты.

Наконец, в ходе встречи была предпринята небольшая атака на ЕГЭ. Президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы Людмила Вербицкая предложила вернуть в школьные экзамены обычное сочинение. Она объясняла, что из-за ЕГЭ школьники скоро разучатся говорить и писать. Дмитрий Медведев никак не прореагировал, а господин Фурсенко после заседания объяснил корреспонденту "Ъ", что это не очень эффективно в условиях, когда из интернета можно списать "сто вариантов любых сочинений". "Лучше давайте говорить о том, чтобы школьники и студенты сами работали. А школа должна давать базовые знания",— заявил министр.

Ирина Граник

http://www.kommersant.ru/

www.Chechnyatoday.com


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2