08.09.2011 /17:23/ foootia Кавказ многоцветен природой и типажами жителей, равно как и философией жизни, а история его областей своеобразна. Здесь есть горы и долины, степи и полупустыни, субтропики и ледники.

Впрочем, разнообразие культурных традиций не затмевает общего в кавказцах – того, что объединяет их в особый культурный мир.
      Одно из таких объединяющих начал – уважительное отношение к женщине: к дающей жизнь матери, к сестре, жене, дочери. Уважение к женщине проявлялось безотносительно того, были это христиане или мусульмане, горцы либо жители долин и городов.
      Правда, сторонние наблюдатели отмечали принципиальные отличия в положении женщин среди населения разных областей Кавказа. В одних случаях им бросалась в глаза внешняя независимость, свободное поведение женщин на людях. В иных случаях им казалось, и они брались убеждать в том других, что горянка есть подневольное по отношению к мужу и установленным миром мужчин порядкам существо. И такой взгляд на положение кавказских женщин во многом привился. В действительности горянки исполняли то, что в полной мере сами считали своим долгом, своими обязанностями, подобно тому, как обязанности отцов, мужей, братьев и сыновей они воспринимали целесообразными и свыше установленными.  

 Священными и непререкаемыми были жизнь, здоровье и честь женщины. Степень ответственности за похищение жены нередко превышала ответственность за убийство отца или сына, а изнасилование расценивалось более тяжким преступлением, чем убийство. Двойное канлы (расплата, штрафная санкция) ожидало того, кто посягнул на жизнь женщины – оно возлагалось на самого преступника и на его ближайшего родственника, а кровомщение за бесчестье женщины не влекло за собой ответного шага. Более того, «никакая кара, никакая месть и тем более убийство, – записал наблюдатель XVIII века, – не могут быть совершены в присутствии женщин». Появление женщины в гуще сражающихся мужчин, если при этом она снимала платок и обнажала голову, останавливало кровопролитие. Женщина была ответственной за сбережение жизненного потенциала своей фамильной группы, общества, к которому принадлежала. И потому женщина, будь то мусульманка, христианка либо язычница, обладала на Кавказе чрезвычайно высоким общественным статусом.
Сознавая столь высокую ответственность, женщины без ропота переносили любые тяготы жизни. Тем более, что и повседневные их обязанности обладали высокой семиотической нагрузкой.
 Женский домашний труд создавал для семьи и дома своего рода оболочку, через которую они воспринимались обществом. Женщина в фигуральном и в прямом смысле слова творила подобную оболочку.
И именно благодаря «женской оболочке» она, «основа», становится таковой. Оболочка под стать материнскому чреву, материнской субстанции, и потому образ матери – дарительницы и защитницы жизни – столь популярен в мифологии, эпосе, в других жанрах фольклора кавказских народов. Потому же и мужчины со столь глубоким почтением относятся к женщине.  
                                - Скажи, каким огнем был рад
Гореть ты в молодости, брат?
- Любовью к женщине!
- Каким, не избежав потерь,
Горишь огнем ты и теперь?
- Любовью к женщине!
- Каким, ответь, желаешь впредь
Огнем пожизненно гореть?
- Любовью к женщине!
- Чем дорожишь ты во сто крат
Превыше славы и наград?
- Любовью женщины!
- Чем был низвергнут, как поток,
И вознесен ты, как клинок?
- Любовью женщины!
- С чем вновь, как рок ни прекословь,
Разделишь не на срок любовь?
С любовью женщины!
- А с чем, безумный человек,
Тогда окончится твой век?
С любовью женщины!

 http://foootia.livejournal.com/

www.ChechnyaTODAY.com



{moslaodposition user9}


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2