05.10.2011 /10:06/ Через семь лет город Грозный отметит свое двухсотлетие. Днем его основания принято считать 10 (22) июня 1818 г., когда на левом обры¬вистом берегу Сунжи (до войны, начавшейся в 1994г., там располагался сквер им. А.П. Чехова) была заложена крепость Грозная.
Целью строительства кре¬пости стало стремление генерала Ермолова, на-правленного на Кавказ царским самодержавием для усмирения непокорных чеченцев, загнать по¬следних в горы и обречь на посте¬пенное вымирание или уничтожение посредством карательных походов. Об истинной сути этого события уче¬ный-кавказовед Л. Лавров писал так: «Когда генерал Ермолов, пройдя с боями вглубь Чечни, в 1818 г. за-ложил там крепость, то назвал ее Грозная, имея в виду, что имя ее будет наводить страх на чеченцев».
Ее строительство обернулось величайшей трагедией для более чем двух десятков чеченских ау¬лов, которые стояли тогда на месте нынешнего Грозного: Чегана (район завода «Красный Молот», ныне – ТЦ «Беркат»), Алхан-Юрт (парк им. С.М. Кирова, бывший кинотеатр «Космос»), Хан-Кала, Кули-Юрт, Турти-хутор (Заводской район), Сарачан-Юрт, Мамакин-Юрт, Делак- Юрт (микрорайон «Ипподромный»), Янги-Юрт, Сунженский и др. Все эти аулы были стерты с лица земли, а жители большей частью уничтоже¬ны.
 За пределами территории, примы¬кавшей к крепости, располагалось военное поселение женатых солдат полка, созданное в 1839 г. Его жители несли не только тяжелую воинскую службу, но и занимались сельским хозяйством, выращивали хлеб, скот, пряли из дикого льна волокно. Эта коротенькая улица стала началом одной из красивейших магистралейки промышленности: все больше появлялось кирпичных заводов, в окрестностях ширилась добыча нефти.
Когда Кавказская война закончи¬лась, завод для перегонки нефти был построен прямо на промыс¬лах. На этом заводе вырос и при¬обрел богатый опыт первый химик из горцев – чеченец Сосламбек (фамилия не установлена). Ква¬лифицированные специалисты- химики появились в нашем городе в середине 90-х гг. XIX в.
После отмены крепостного пра¬ва царское правительство начало проводить реформы в стране, в том числе и на Кавказе. Стали создаваться специальные школы для обучения детей горцев. В 1863 г. в Грозном была создана горская школа, обучение в которой ве¬лось по программе, одобренной правительством. Администрации Терской области потребовался низший персонал чиновничьего аппарата из коренного населе¬ния (переводчики, писари и др.). Такие «кадры» решено было подготовить из детей зажиточной верхушки чеченцев и ингушей. С этой целью в Грозном, в указан¬ном здании, и была открыта 28 ноября 1863 г. горская школа.
И уже в первые дни организации школы администрация попала в затруднительное положение: на те жалкие гроши, которые ей были отпущены, она не смогла приобрести учебники, пособия, создать хотя бы небольшую би¬блиотеку. Общественность Гроз¬ного собрала необходимую сумму. Библиотека была создана и в дальнейшем пополнялась за счет пожертвований, сыграв заметную роль в культурной жизни города. С 1865 г. она была открыта для всех горожан.
К концу 90-х гг. в горской шко¬ле и других учебных заведениях Грозного появились преподава¬тели-чеченцы, окончившие ее и сумевшие пробиться в высшие учебные заведения. Учителем- надзирателем в ней был и Таште¬мир Эльдарханов. Впоследствии политический деятель, член I и II Государственных дум, а после ре¬волюции – член Терского народно¬го совета всех избраний. Один из воспитанников школы, Абдул-Мус-лим Магометович Магомаев (дед певца Муслима Магомаева) стал профессиональным музыкантом, известным композитором, одним из первых создателей националь¬ных опер. Грозненская горская школа просуществовала до 1917 г.
Первого марта 1867 г. в Грозном было открыто другое учебное заведе¬ние – женское бесплатное училище, состоявшее из двух классов: пригото¬вительного и первого. В ней обучалось более двухсот учениц, и содержалось оно, как писала газета «Терские ве-домости», «на суммы общественные, которые составляются из доброволь¬ных взносов благотворителей и других источников». При городском соборе существовала церковно-приходская школа.
Однако этих учебных заведений было мало для того, чтобы охватить всех детей, нуждающихся в обучении. И в го¬родской управе в течение многих лет из года в год ставился вопрос об открытии в Грозном городского училища. Только в 1896 г. в Грозном, уже известном всему миру нефтяными богатствами как «золотое дно», открывается, на-конец, городское Пушкинское училище (в советское время вплоть до войны 1994–2000 гг. здесь находилась сред¬няя школа № 13). Его позднее окончил герой Гражданской войны, командарм 11-й и 9-й армий Михаил Карлович Ле¬вандовский.
В мае 1895 г. в Грозном была уч¬реждена городская дума – распоря¬дительный орган городского управле¬ния. Первые выборы в Грозненскую городскую думу прошли в 1895 г. В период деятельности первой город¬ской думы Грозный был беднее всех городов Терской области. Он не имел ни собственной больницы, ни даже городского училища. И если бы не открытие богатейших нефтяных за¬лежей, которые в это время начали усиленно разрабатывать, Грозный так и остался бы захудалым городком царской России.Культурная жизнь сразу оживилась, когда в 1893 г. на участке нефтепро-мышленника Ахвердова ударил пер¬вый грозненский фонтан небывалой мощности. В этом же году к Грозному подвели железную дорогу. А в мае 1894 г. в Грозный приехали артисты: Чарский, Васильев-Вятский, Лола, Дуров и др. На вокзале на новых фаэтонах их ожидали приодевшиеся извозчики. Они предлагали гостям отвезти их в чистенькую, только что отстроенную гостиницу «Франция» (до войны 1994 гг. в этом здании на-ходился гастроном № 1 на проспекте Революции).
В 1876 г. любители театрального искусства образовали свое обще¬ство. Десять его наиболее актив¬ных членов взяли в банке заем и построили театральное здание (основательно реконструирован¬ное в советские годы, оно служило Дворцом пионеров и школьников). Вот как описывает его в газете «Терские ведомости» в 1878 г. очевидец: «Небольшое, но очень удобное и веселенькое каменное здание, включающее большой зал с хорами и сценою, гардеробные, буфет и пр.».
В театре ставились любительские спектакли. Собранные деньги шли в погашение ссуды. Были в городе любительские общества хорового пения, медицинское и др. Но жизнь их текла неровно. Возглавляли их часто военные (дирижеры, медики и др.), и с уходом воинских частей из города приходилось искать ново¬го руководителя-энтузиаста.
Наконец, совсем плохо обстояло дело с медицинским обслуживани¬ем горожан. В Грозном долгое вре¬мя после того, как он стал городом, была всего одна аптека и военный госпиталь на 750 коек.
Праздник города Грозного, из¬вестный сегодня как День города, отмечался и до революции. На территории, где в советские годы находился Комсомольский сквер, в дореволюционное время стояла одна из самых старых церквей го¬рода, построенная еще во времена крепости Грозной. Возвели ее в честь архангела Михаила, которого стали считать покровителем Гроз¬ного, а его престольный праздник, отмечавшийся ежегодно восьмого ноября, – днем «именин» города. Такие же «именины» отмечали и в станице Грозненской. Они были связаны с престольным праздником святых Козьмы и Демьяна, в честь которых казаки возвели собор, стоявший на месте, занимаемом ныне Чеченским государственным пединститутом.
Многим грозненцам известно, что проспект Революции – одна из центральных улиц города – в про¬шлом именовалась Дундуковской. Но мало кто знает, что означает это странное название.
 
У А.С. Пушкина есть эпиграмма:
 
В Академии наук
Заседает князь Дундук.
Говорят, не подобает
Дундуку такая честь.
Почему ж он заседает?
Потому что есть чем сесть.
 
 Под этим именем, ставшим после пушкинской эпиграммы нарицательным, выведен князь Михайло Александрович Дун¬дуков-Корсаков. Однако улица Дундуковская, существовавшая в дореволюционном Грозном, была названа не в его честь, а в честь его сына Александра. Молодой князь А.М. Дундуков-Корсаков так же, как и отец, стремился сделать блестящую карьеру. Не обладая особыми талантами, конечно, не без помощи отца, теперь уже действительно влиятельного лица при дворе, он быстро про¬двигался по служебной лестнице. Дундуков-Корсаков-младший был назначен командующим Кавказ-ским военным округом и главноу¬правляющим гражданской частью на Кавказе. Ему присваивают еще права и звание войскового ата¬мана вказских казачьих войск. Более того, его именем называют улицы в Грозном, Кисловодске, Краснодаре и других городах.
На Дундуковской улице произо¬шло немало событий, связанных с социалистической революцией в России. Здесь еще в ходе под¬готовки к историческому событию встречались совсем юный Аслан¬бек Шерипов, братья Александр и Николай Носовы, иколай Гика¬ло, вели беседы, обменивались революционной литературой. На Дундуковской же улице в одном из торговых помещений, выйдя из подполья после Февральской буржуазно-демократической ре¬волюции 1917 г., расположился Грозненский комитет РСДРП(б). На первом этаже гостиницы «Франция» была типография товарищества «Печатник», где грозненские большевики выпу¬скали листовки, революционные брошюры. В этой же Типографии начала издаваться с марта 1917 г. и газета «Товарищ», положившая на¬чало нынешней газете «Грозненский рабочий».
Весть о победе Октябрьской со¬циалистической революции была получена в Грозном в середине дня 15 октября (старого стиля) по телеграфу почтово-телеграфной конторы, находившейся в то время в одноэтажном доме на углу улиц Дундуковской (с августа 1920 г. стала именоваться проспектом Револю¬ции) и Ермоловской (ныне имени Чернышевского).
Бароновкой нередко в обиходе называют северо-восточную часть Грозного. Название это родилось давно, задолго до революции. Его носил небольшой поселок рабочих кирпичного завода, расположенного на правом берегу Сунжи и принад¬лежавшего барону Рудольфу Штейн¬гелю, а потом его сыну. Деятельность баронов, в особенности старшего из них, в известной степени способ¬ствовала экономическому и культур¬ному развитию нашего края и города. Но оба они, живя сами в роскоши, нисколько не заботились о том, что¬бы улучшить тяжелые условия труда рабочих кирпичных заводов, в том числе и того, который находился в Грозном. Простые работяги на нем подвер¬гались жестокой эксплуатации, жили в жалких лачугах поселка, словно в насмешку названного Бароновкой.
В 1917 году грянула рево¬люция, к власти пришли большевики, и владения баронов Штейнгелей в Грозном были национализированы. Одним из первых вопросов, встав¬ших перед Советами в Грозном, был вопрос об увековечении знамена¬тельных событий и памяти героев- революционеров. В Грозном взамен старых названий улиц появляются новые, отражающие господствую¬щее положение трудового класса. Таким образом рабочий поселок, называвшийся Бароновкой, был переименован в Красную слободку. В настоящее время она полностью слилась со всем городом. Новое название не очень прижилось. Со¬временные горожане по-прежнему именуют этот район Бароновкой, по большей части он был разру¬шен в первую военную кампанию (1994–1996 гг.).
Улица Первомайская до револю¬ции называлась Александровской – в честь наследника престола, будущего императора Алексан¬дра II, приезжавшего в крепость Грозную осенью 1850 г. В Перво¬майскую Александровская была переименована в 1920 г. – в честь первомайской демонстрации 1907 г. трудящихся нашего города. С 2010 г. эта улица получила новое название – имени Шейха Али Ми¬таева. Родился Али Митаев в 1881 г. в селе Автуры в семье известного шейха Бамат-Гирей-хаджи Мита¬ева. Всесторонне образованный человек, шейх Али Митаев раз¬бирался в сложных вопросах по¬литики, истории, философии. Был для чеченского народа своего рода просветителем. В 1912 г. он первый основал в родном ауле мусульман¬ское медресе и русскую школу, в которой изучались русский, чечен¬ский, арабский языки, ботаника, зоология, биология, география, теология, ораторское искусство, логика.
Улица имени Полежаева – одна из самых старых в Грозном. До ре¬волюции называлась Окружной. Не потому, что окружала что-то. Про¬сто на ней находилось управление Грозненским округом. Здесь всегда собиралось немало подвод, арб с запряженными в них лошадьми, волами и даже верблюдами – это русские крестьяне-переселенцы и горцы приезжали сюда, чтобы ис¬кать правду и защиту у окружного начальства от притеснений, же¬стокой эксплуатации, фабрикантов зерна, табака, вина. Кстати, гроз¬ненцы до сих пор предпочитают старое название – Окружная.
В 1917 г., когда народы бывшей царской России свергли самодер¬жавие, а потом и буржуазное вре¬менное правительство, началась нелегкая борьба за установление Советской власти и в Грозном. Особенно тяжелыми были 1919- й и начало 1920-го г., когда город заняли деникинцы. Подпольная организация, возглавляемая боль¬шевиками, постоянно держала связь с красными партизанами, нашедшими поддержку у горской бедноты. 17 марта 1920 г., еще до прихода регулярных частей Красной армии, повстанцы заняли Грозный и освободили территорию Чечни и Ингушетии от белогвар¬дейцев.
Экономика Грозного к этому вре¬мени находилась в очень расстро¬енном состоянии, железнодорож¬ный узел разбит и бездействовал. Страшную картину представляли Новые промыслы. Все хозяйство полностью уничтожено, резервуа¬ры взорваны, дома и механические мастерские сожжены, более двух лет пылали нефтяные фонтаны, подожженные еще осенью 1917 г. контрреволюционными бандами.
Советское правительство по¬сылает сюда 8-ю Кавказскую трудовую армию, которая должна была помочь рабочему классу возродить из руин и пепла нефтя¬ные промыслы, поднять добычу горючего до прежнего, довоенного уровня. К концу 1923 г. нефтяная промышленность Грозного была полностью восстановлена.
В начале 30-х гг. в Грозном по¬явился трамвай. Этот вид обще¬ственного транспорта (как и па¬мятный горожанам троллейбус) функционировал в городе вплоть до первых дней войны 1994 гг.
В годы Великой Отечественной войны германская армия рвалась на Кавказ – к нефти Майкопа, Гроз¬ного и Баку. С 10 октября 1942 г. Грозный подвергся ожесточенным бомбардировкам. Вспыхнуло бо¬лее двухсот пожаров. Грозненцы вели героическую борьбу с огнем, несмотря на то, что рядом с ними рвались бомбы. Правительство высоко оценило их мужество и отвагу: орденами и медалями Со¬ветского Союза были награждены 96 человек. В честь погибших при тушении огня в 1942 г. был установ¬лен памятник в Заводском районе столицы. Примечательно, что в период второй чеченской кампа¬нии в 2000 г. власти Чеченской Республики в числе самых первых восстанавливаемых объектов в Грозном отремонтировали этот памятник, к которому и в наши дни приносят цветы чеченские ветера¬ны, студенты, школьники.
На рубеже XX и Х XI вв. город Грозный был практически стерт с лица земли в ходе двух едва ли не самых кровопролитных войн за всю историю Чечни. Неоднократно высказывались предположения, что город уже не подлежит восстанов¬лению. Однако им не было суждено сбыться – наша столица постепенно поднялась из руин. К сожалению, город Грозный уже никогда не будет иметь прежний исторический об¬лик, но его достопримечательности останутся жить в воспоминаниях старожилов, путевых заметках и кра¬еведческих этюдах современников.
 

www.ChechnyaTODAY.com


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна