31.10.2011 /15:52/ Расследование катастрофы Як-42 в аэропорту Ярославля, в которой погибла хоккейная команда местного «Локомотива», завершено. На этой неделе могут быть обнародованы его результаты.

Причиной аварии, очевидно, назовут ошибочные действия при взлете командира экипажа Андрея Соломенцева.

Расследование показало, что при взлете экипаж допустил целую серию серьезных ошибок. Так, на разгоне Соломенцев непроизвольно притормозил самолет, поставив ступни на педали, а когда стал тянуть на себя штурвал, пытаясь оторвать тяжелую машину от земли, и вовсе уперся в них ногами что было силы. Как выяснило расследование, пилоты переучивались со старого типа самолета — Як-40 — на новый — Як-42, а системы управления этими лайнерами на разбеге (парные педали двойного назначения — изменения направления и торможения) — схожи, пишет сегодня «Коммерсантъ».

Так, пилот нажимает нижнюю часть педалей, отклоняя так называемый руль направления в хвосте и корректирует направление движения разгоняющегося самолета. Чтобы затормозить, он давит ногой на верхнюю часть педали. Однако педали Як-40 имеют снизу специальные полочки-чашки под каблук, поэтому ноги в них можно держать постоянно. В Як-42 этого не предусмотрено, однако пилоты злополучного рейса из Ярославля все равно продолжали по привычке держать ноги на педалях: командир Андрей Соломенцев просидел за штурвалом Як-40 более 5 тыс. часов, второй пилот Игорь Жевелов только что переучился на Як-42.

«Руководство же авиакомпаний и контролирующие органы о проблеме «тормозных взлетов» не знало, поскольку отклонение педалей в сторону торможения бортовыми самописцами самолета не фиксируется», — объясняет один из участников расследования, передает «Коммерсантъ». К тому же созданное ими торможение не привело бы к трагедии, если бы экипаж не допустил целую серию ошибок.

Во-первых, лайнер с хоккейной командой вылетал из Ярославля, будучи загруженным почти под завязку: с учетом 14 т топлива и почти 2 т хоккейной амуниции на борту его масса составляла 54 т (предельная взлетная масса Як-42 составляет 56 т).

Во-вторых, если бы пилоты рассчитали скорость отрыва передней стойки Як-42 при такой массе, они получили бы значение 210 км/ч. Однако командир назвал цифру в 190 км/ч, видимо, понадеявшись на свой опыт и профессионализм.

В-третьих, уже разгоняя самолет, один из пилотов, как установили эксперты, чуть отодвинул штурвал от себя, вместо того чтобы держать его в нейтральном положении. Другие факторы — мелкие неровности бетонки и подразбитые амортизационные стойки переднего шасси — усилили вибрацию. Тряска спровоцировала управлявшего машиной командира начать подрыв еще раньше, на скорости 185 км/ч, при которой колеса от земли не оторвались.

Экипаж в тот момент мог прекратить взлет и начать экстренное торможение. Однако летчики, как полагают эксперты, понимали, что такое решение может сорвать первый матч на первенстве КХЛ в Минске, на который летел ярославский «Локомотив». Руководство команды могло применить к «Як Сервису» штрафные санкции. За этим бы последовал разбор полетов внутри компании. В итоге командир экипажа решил продолжить взлет.

Как показало расследование, он энергично взял штурвал на себя, подняв таким образом руль высоты — на 10 градусов вместо положенных при взлете Як-42 5—6 градусов. На штурвале командира, как установили эксперты, возникло усилие в несколько десятков килограммов. Пилот удерживал его двумя руками и поэтому попросил бортинженера переставить рычаги управления двигателями в положение максимальной тяги.

Тем временем давление встречного потока на отклоненный руль высоты усилилось. Игорь Жевелов оторвал машину от земли, только потянув за штурвал с усилием 64 кг. А чтобы обеспечить такое усилие на руках, пилоту пришлось уже не слегка, как на разбеге, а со всей силой давить ногами на тормозные педали. По мнению экспертов, в этот момент взлет был уже обречен. Как только пикирующий момент от тормозов пропал, машина с задранным рулем высоты круто подняла нос, потеряла скорость и свалилась на левое крыло.

Как сообщала РБК daily ранее, 7 сентября самолет Як-42 потерпел крушение под Ярославлем, примерно в 1 км от аэропорта города. На борту воздушного судна находилась хоккейная команда «Локомотив», которая летела для участия в запланированном на 8 сентября матче с клубом «Динамо» (Минск). По факту авиакатастрофы возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта».

Ранее инженер по эксплуатации Александр Сизов, единственный выживший в аварии Як-42, сообщил, что о наличии проблем стало ясно уже при разбеге. По его словам, после того как Як-42 оторвался от земли, он сразу понял, что самолет разобьется.

http://www.rbcdaily.ru/

www.ChechnyaTODAY.com


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2