24.11.2011 /15:49/ movlagayrahanov Мы едем в Краснодар. Нам предстоит выполнить почетную и очень важную миссию. На кубанской земле нашли останки воина-чеченца, который погиб в далеком 1943 году в бою с фашистами.

В 1941 году он ушел на фронт из горного чеченского села Дишни-Ведено. С тех пор прошло 70 лет. Столько времени понадобилось солдату, чтобы вернуться домой с войны, вернуться для того, чтобы быть захороненным на сельском кладбище.
    Я знаю, что солдата зовут Чека Муслиев. Это непривычное имя для чеченца. Увы, не удалось найти его родственников. Время стирает не только память, время забирает людей, с лица земли исчезают целые семьи, и вместе с ними память о тех, кто достоин того, чтобы о них помнили.
    Нам предстоит скорбная миссия, мы должны привезти на родную землю останки воина.
    Чека Муслиев, - солдат, погибший на далекой войне, сегодня мне дорог, как самый близкий родственник. На всем горестном пути возвращения домой я буду для него сыном, которого у него не было, я буду читать за него молитвы и просить у Всевышнего Аллаха о милости и милосердии к нему.
    За 70 лет мир сильно изменился. Люди забыли свое прошлое, и не ищут достоинства в своем настоящем. Мир ищет материальные блага, и презирает тех, у кого их нет. Однако солдат Муслиев Чека заслужил того, чтобы о нем помнили, чтобы его с почетом захоронили на родовом кладбище. 68 лет он своим телом обнимал сопку, за которую сражался, и за которую отдал свою жизнь. Он верил, что воюет за правое дело, и он был прав.
    Нам предстоит дальний путь. Не знаю, каким он будет. Не хочу думать о плохом, о взятках на дорогах, о недоверии к нам, как чеченцам, о скинхедах, о равнодушии и бездушии людей…
    Не за такое будущее отдали свои жизни Чека Муслиев, и миллионы других воинов – советских солдат. Я хочу думать о тех ребятах, которые нашли останки воина, выяснили, кто он и откуда, помогли вернуть не только останки воина домой, но и его доброе имя.
    Я никогда не видел их, но знаю, что это мои друзья. Я знаю, что они ждут нас, ждут, чтобы встретить как родственников солдата, который защищал свою страну в Кубани, защищал смело, не жалея себя.
    И так, завтра в дорогу. Это очень важный день в моей жизни. Я жду его с нетерпением.

    День первый.
    Чеченская делегация собралась в офисе молодежной организации «Патриот». В состав делегации входят разные люди. Здесь и сотрудники правоохранительных органов, духовные лица, представители молодежи и республиканских телерадиокомпании.
    Всех этих людей собрал воедино организатор поездки, руководитель «Патриота» и депутат чеченского Парламента Иса Хаджимурадов. Сам он сильно простудился, и поехать не сможет, но, несмотря на свою болезнь, все устроил, в том числе прием делегации в Краснодарском крае.
    Предстоит неблизкий путь, каждый из нас чувствует ответственность и важность миссии…
    Асфальт скользит под колесами автомобиля. Унылый ноябрьский ландшафт навевает тоску, однако в салоне «Тойоты Камри» тепло и уютно. Проезжаем поля, поселки, города. Иногда дорога бывает хорошей, иногда сплошные ямы и ухабы, но это небольшие участки и там ведется ремонт.
    Я думаю о том, как этот путь прошел красноармеец Муслиев. Ведал ли он, что возвращение обратно возможно только через 70 лет? Думается, новобранцев погрузили в теплушку, и под унылый стук колес повезли навстречу неведомым и страшным испытаниям.
    О чем думал молодой человек, уходящий на войну? Кого вспоминал, и кто провожал его на войну, как оказалось, навсегда?
    Я читаю молитвы за него. У него не осталось на этой земле людей, которые могли бы это сделать. Через 68 лет после гибели его проводят в последний путь по мусульманскому обычаю, и душа солдата, наконец, обретет покой, а останки упокоятся в родной земле…
    Первая остановка делегации происходит в Невинномысске. Поздний обед или ранний ужин получается обильным, немножко отдохнув, мы продолжаем свой путь.
    Телефонные звонки встречающей стороны и земляков из Краснодара помогают осознавать, как много людей озабочено тем, чтобы война бойца Чеки Муслиева закончилась. Приятно понимать и то, что и ты сам как-то причастен к происходящим событиям.
    Неравнодушные молодые люди, поисковики, нашли останки солдата, определили кто он, где его корни, позаботились о том, чтобы достойно проводить его на родную землю.
    Многое предстоит узнать о судьбе павшего солдата. Я знаю, что он погиб на сопке Героев, но ничего не знаю, о событиях, происходивших там, кто и почему назвал сопку таким именем.
    Мы прибываем в г. Крымск глубокой ночью. На окраине городка нас встречает Раммиддин, уроженец Дербента, который сроднился с кубанской землей, работает в школе учителем, и, по всей видимости, хорошо знает и любит свою работу и детей. Это его воспитанники будут завтра стоять в почетном карауле на сопке Героев.
    Раммиддин очень открытый и душевный человек, его наивная улыбка предполагает открытость и легкость общения.
    Он помогает нам устроиться в гостинице, сообщив о деталях предстоящего мероприятия.

    День второй
    За окном глубокая темень, но мы уже встаем на утренний намаз. Нам предстоит день, насыщенный важными событиями. Утром я одеваю свой военный китель. Впервые за десять лет службы надеваю свои награды. Более значимого дня для этого случая трудно подобрать. Мне хочется, чтобы мой внешний вид соответствовал обстановке. Боец Чека Муслиев храбро сражался за Родину, но не успел получить награды за свой подвиг, ему не суждено было пройтись в солдатской форме по родному селу, ловя застенчивые взгляды девушек. Слава, добытая им в бою, достается нам, его землякам. Мы горды тем, что принадлежим одному с ним племени.
    С утра начали подъезжать гости. Приехали представители «КубаньПатриота» во главе с Александром Шепелевым, поискового отряда «Щит и Меч» во главе с Алексеем Корецким, чеченцы, проживающие в Краснодаре, Сочи, Новороссийске, Ростове.
    Наш кортеж выезжает в сторону сопки Героев. Я начинаю узнавать первые сведения о событиях, происходивших на этой земле в далеком 1943 году.
    Сопку Героев назвали этим именем сами бойцы. Высота 121,4 обильно орошена солдатской кровью и усыпана их костями. По сведениям историков на этом небольшом участке земли погибло 18 тысяч советских солдат. Высота многократно переходила из рук в руки. Здесь разворачивались жестокие бои, переходившие в ожесточенные рукопашные схватки.
    Можно считать большим чудом, что останки Чеки Муслиева вообще сохранились. Он держал оборону на южном склоне сопки. Вражеская пуля настигла его, когда он нес боеприпасы к своему пулемету. Боец так и остался лежать в своем окопе, засыпанный землей, пока 6 ноября 2011 года его не откопали поисковики из отряда «Щит и Меч».
    Когда мы прибываем на место, видим большое столпотворение людей. В почетном строю стоят курсанты-чеченцы из Краснодарской академии милиции, абхазский взвод и кубанские казаки. Несмотря на холодный ноябрьский день много молодых людей, среди встречающей стороны есть представители исполнительной власти, ветераны Великой Отечественной войны, Герои Советского Союза.
    Боец Чека Муслиев собрал всех, кому не безразлична история своей страны, ее прошлое, настоящее и будущее.
    Нас встречают, как близких родственников, людей, которых искренне ждали. На вершине сопки Героев стоит памятник воину, под ним – Вечный огонь, много венков и свежих цветов. Кубанцы помнят и чтут своих героев.
    Звучит гимн Российской Федерации, военные отдают честь, гражданские невольно выпрямляются и замирают. Затем звучит песня «Журавли» на слова Расула Гамзатова «Мне кажется порою, что солдаты не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей…».
    По коже бегут мурашки, только под одинокой березой на склоне сопки захоронено свыше 400 неизвестных бойцов. Они отдали свои жизни за Родину, и …стали безвестными. Формат мероприятия предполагает официальные речи и выступления. Каждый выступающий говорит много теплых слов благодарности. Руководитель организации «Щит и Меч» Алексей Корецкий в своем выступлении отмечает, - имеются достоверные факты, что на сопке героев погибло пять чеченцев. Всего же по информации местных историков, на кубанской земле сложили свои головы десятки тысяч кавказцев – чеченцев, дагестанцев, осетин, кабардинцев…
    Только на территории Крымского района погибло около 500 тысяч советских солдат. Эти цифры стали для меня настоящим открытием. Мы привыкли считать, что Сталинградская битва и Курское сражение являются самыми кровопролитными в Великой Отечественной войне. Только один неудачный штурм «Голубой линии» обороны немцев в один день обошелся здесь в шесть тысяч жизней красноармейцев…
    Подходит время нашего выступления. Я очень волнуюсь, но не хочу показывать своего смущения. Представитель духовенства читает молитву, мы говорим слова благодарности тем, кто возвращает солдат домой с войны.
    Слова идут от сердца, поэтому говорится от души. Затем мы с ветеранами возлагаем цветы к Вечному огню, и наступает время общения и знакомств. Подходят незнакомые люди, искренне обнимаются, благодарят за теплые слова. Казаки подсылают ко мне своего представителя и благодарят за выступление, идет крепкое мужское рукопожатие.
    Разговариваем с Героем Советского Союза, который получил свою звезду в Афганистане. Человек многое видел и через многое прошел. Война оставляет свой след в душах тех, кто прошел через нее. Глаза способны многое рассказать, главное, уметь видеть и понимать.
    Мы забираем урну с останками, звучит траурная музыка.
    Вроде бы все закончилось, но уходить не хочется. Несмотря на ноябрьский холод, всех что-то удерживает на этом клочке земли. Такое ощущение, что нас не отпускают тысячи солдатских душ, которые покинули этот бренный мир, так и не познав вкус жизни. Юноши осознанно шли умирать, чтобы мы сегодня могли жить в своей стране свободными. На глаза невольно наворачиваются слезы. Здесь ощущается масштаб трагедии. Сколько сломанных судеб, разрушенных очагов, не посаженных деревьев, не сказанных слов любви, не родившихся детей! Как же люди после этого могут развязывать войны?!
    Подходят незнакомые люди и молча пожимают друг другу руки, чувствуется единение душ. Так бывало после сильных бомбежек, когда тело ощущало радость оттого, что оно живо, может дышать, видеть, слышать, чувствовать…
    Мы фотографируемся, улыбаемся, радуемся тому, что война еще для одного солдата закончилась. Особые чувства испытывают ветераны, их с каждым годом становится все меньше и меньше…
    Поэтому они хотят, чтобы все их боевые соратники вернулись домой.
    Время обеда – время для душевных бесед. Ветераны дают оценку воинам-чеченцам, которые храбро сражались против фашистских захватчиков. Они всегда первыми поднимались в атаку, и никогда не укрывались за спинами товарищей, - свидетельствуют старики, прошедшие через ад войны.
    Для нас эти слова многое значит. Таких свидетелей войны скоро не останется, но всегда будут «писаки», стремящие клеветать и разделять.
    Я читаю в глазах ветеранов мудрость, за их не многословием и каждым словом опыт, обретенный через жесточайшие лишения и испытания. Увы, мы, их потомки, им недодали того, чего они заслужили…
    Прощаться с хорошими людьми всегда трудно, но мир состоит из встреч и расставаний. Возможно, мы больше никогда не увидимся, но то, что эта встреча останется в нашей памяти, нет никаких сомнений.
    Рамиддин забирает нас в музей. Экскурсия получается полезной и познавательной. Без посещения музея мы не имели бы полной картины, о военных действиях на Кубани. Масштабы боевых действий впечатляют. На этой благодатной земле сложили свои жизни сотни тысяч людей…
    Мы собираемся в обратную дорогу. Впереди ночь и длинная дорога. Асфальт вновь шуршит под колесами автомобиля, с каждым километром мы приближаемся к дому.

    День третий.

    С рассветом мы въезжаем на территорию Чеченской Республики. Утренний намаз делаем в мечети «Сердце Чечни», и едем в больницу к Исе Хаджимурадову. Он чувствует себя еще не совсем хорошо, но проводить в последний путь своего земляка считает святой обязанностью. Он сделал все, чтобы Чека Муслиев вернулся с войны и упокоился на родовом кладбище.
    В Грозный также приехали односельчане воина, чтобы встретить нас.
    Горная дорога петляет между скал. 70 лет назад Чека Муслиев проехал или прошел по этой дороге в последний раз. Красота этих мест не может оставить равнодушным никого. Я думаю, что юноша из Дишни-Ведено с большой любовью вглядывался в эти горы…
    Возле сельского кладбища собралось много сельчан. Среди них ветеран, который призывался в армию в один день с Чека Муслиевым. В тот майский день 1941 года сотни жителей Ведено ушли служить в Красную Армию. Чека остался в Грозном, когда Ибрагима и других веденцев повезли на Запад. Новобранцы тогда не ведали, что уже через месяц им придется вступить в схватку с немцами, и что домой из них вернется только один Ибрагим.
    Сельчане благодарят Ису Хаджимурадова и нас за усердие. В наш адрес звучит много теплых слов. Затем наступает время церемоний. Под пение «зикра» мы несем останки воина в могиле, читаются молитвы. Процесс похорон проводится по мусульманскому обычаю…
    Война Чеки Муслиева закончилась. Он вернулся домой.

 http://movlagayrahanov.livejournal.com/

www.ChechnyaTODAY.com


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2