29.12.2011 /14:28/ Назир Хапсироков стал легендой на Кавказе еще при жизни. Он умел держать слово, данное людям, умел работать на благо страны, мысля как настоящий государственник, и знал, что такое настоящая дружба, испытанная годами... Вспоминая Назира

И сегодня, вспоминая своего ушедшего соратника, коллегу и друга, все, пожалуй, сходятся во мнении: Назира Хапсирокова уважали даже те, кто, в силу разных причин, его недолюбливал. Он обладал редким по нынешним временам качеством - умением прощать недоброжелателей и врагов, которые, у него, как у сильного человека, несомненно, были. Без недругов жить скучно, говаривал он, ведь они, как перец, придают жизни остроту, вкус и ощущения. Ну а настоящие друзья, считал Хапсироков, это те, кто придет тебя хоронить. И таких людей оказалось намного больше, чем, наверное, мог бы представить сам Назир. На церемонии прощания и похоронах, прошедших 3 ноября в КЧР, люди тысячами выстраивались в очередь, дабы отдать дань уважения другу, товарищу и земляку. В его родной аул Хабез телеграммы и соболезнования продолжают поступать со всех уголков России - Москвы и Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Калининграда, Сахалина и Хабаровска, из дальнего и ближнего зарубежья, не говоря уже о соседних республиках Северного Кавказа.

«Был ярким и неординарным человеком»

Он прошел по служебной лестнице все ступени - от простого слесаря на горнорудном комбинате до высоких государственных постов. Работал в райкомах комсомола и партии города Карачаевска, на главной стройке республики 80-х - крупнейшем в Европе тепличном комплексе «Южный».

Назир Хизирович всего достиг в этой жизни сам, своим трудом, как говориться, «своим горбом», без помощи и протекции со стороны, убежден полпред президента в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич. По его оценке, приехав в Москву из небольшой Карачаево-Черкесии, и в Генеральной прокуратуре, а затем и в Администрации Президента России, Хапсироков был, безусловно, одним из лучших управленцев, с честью решая самые сложные и деликатные проблемы.

«Он никогда не подводил своих коллег, но и никогда не кичился сделанным, не выпячивал свою роль», - подчеркивает Бабич.

Характеризуя личные качества Хапсирокова, Михаил Бабич, называет его «душой любой компании».

«Назир был очень хорошим, надежным товарищем, высокообразованным и интересным собеседником», - вспоминает полпред президента в ПФО.

В начале 90-х Хапсирокова назначают управляющим треста «Южный» Моспромстроя

в Джегуте, а затем - в очень непростое время - приглашают в Москву, на должность управляющего делами Генеральной прокуратуры России. «Он был энергичным, результативным руководителем и организатором», - рассказывает

Генеральный Прокурор России Юрий Чайка. Благодаря его усилиям практически все прокуратуры страны были оснащены автотранспортом и оргтехникой, ее подразделения смогли переехать в новые служебные помещения. В ряде регионов были построены многоэтажные жилые дома для прокурорско-следственных работников. В Генпрокуратуре помнят, что именно благодаря деловым качествам Хапсирокова, в условиях тотального недофинансирования середины 90-х, прокуратура осталась работоспособной.

Не мыслил Кавказа вне России

Энергичным, деловитым и коммуникабельным оставался Назир Хапсироков везде, где бы ему ни приходилось работать.

«Черкес по национальности, русский по духу, москвич «по ареалу обитания», кабардинский зять по родству», - как сам он говорил, Назир Хапсироков был настоящим интернационалистом и государственником. Он не мыслил существования Кавказа вне России, вне общей истории и общей многонациональной культуры.

Категорически не воспринимал любителей разыгрывать и обострять «национальный вопрос». Будущее своей малой Родины - Карачаево-Черкесии, как и будущее всего Северного Кавказа, Назир видел только вместе с Россией и делал все возможное для сохранения мира и спокойствия в регионе и в стране в целом.

Он любил и хорошо знал русскую и зарубежную классику, национальную литературу, особенно Чехова и Лескова, часто цитировал на память Пушкина и Гоголя, Маркеса и Ремарка, Низами и Гамзатова, Марка Твена и Гашека.

Высокообразованный и авторитетный специалист, он глубоко разбирался в северокавказской проблематике, в сложных вопросах межнациональных, межэтнических и межконфессиональных отношений многонациональной страны.

«Поэтому с большим уважением относились к нему руководство страны, бывшие и нынешние руководители республик, краев и областей, коллеги по работе в Генеральной прокуратуре, а в последующем в Администрации Президента России, представители всего многонационального Кавказа и Закавказья» - убежден помощник главы Администрации Президента РФ Игорь Сирош.

Он считает, что безвременный уход Хапсирокова это невосполнимая потеря для всех народов Кавказа.

По словам Сироша, будучи сильным, волевым и влиятельным человеком Назир «никогда не использовал свою силу для сведения каких- то личных счетов, или удовлетворения своих амбиций, а его порой внешне кажущаяся суровость скрывала очень доброжелательную и чувствительную натуру, доброе и отзывчивое сердце». Нередко, констатирует Игорь Сирош, отчаявшись найти ответы на наболевшие вопросы, люди обращались к нему, не как к влиятельному чиновнику с просьбой решить, или протолкнуть вопрос, а как к старшему, как принято у горцев, человеку, который мог дать мудрый и нужный совет, помочь обрести себя.

«И он никому не отказывал в своей поддержке, от него исходила атмосфера взаимовыручки, то, что у адыгских народов называется хатыр. Не зря говорят, что глаза смотрят и видят, но по-настоящему распознает и советует именно сердце и душа», - заключил советник главы Администрации Президента России.

«Хапсироков сочетал в себе абсолютную верность интересам государства с искренней любовью и заботой о своей малой Родине. Именно поэтому он был для Карачаево-Черкесии надежным и сильным защитником ее интересов в коридорах государственной власти. Благодаря мудрости и авторитету, он играл немалую роль в укреплении законности и правопорядка в республике и соседних регионах», - таким запомнил Хапсирокова вице-премьер, полпред президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин.

«Я понимаю и полностью разделяю чувства жителей республики, вспоминающих сегодня нашего соратника. И искренне надеюсь на то, что память о нем и его делах будет много лет жить в сердцах людей» - отметил Хлопонин.

«Я многому от него научился»

Для сенатора и вице-спикера Совета Федерации, главы комиссии по Северному Кавказу Александра Торшина Хапсироков - это «авторитет, знаток Кавказа, настоящий сын Кавказа, который ломал все стереотипы о кавказцах, это целая жизнь, отданная России и российскому Кавказу». Есть расхожий стереотип - мол, с кавказцами, с Кавказом сложно иметь дело, там другая ментальность, другие обычаи и прочее…

«Это полнейший абсурд, - говорит Торшин. - Те, кто находится в плену подобных заблуждений, просто не понимают реалий. Они просто не дружили с Назиром»!

«Я многому от него научился. Я научился кавказскому поведению у Назира Хапсирокова! Я там реально работаю с 2000 года, и, честное слово, меня это просто спасает», - говорит Торшин.

По его словам, Хапсироков - из числа людей, которые «действительно наводят мосты, хотя есть и такие, которые их предпочитают взрывать и сжигать». «Жаль, что именно таких как Назир, у нас не так много, как хотелось бы». «До сих пор не верю, что его нет с нами. Не возможно поверить - сердце не принимает, что такой энергичный,

сильный, волевой и одновременно доброжелательный человек ушел от нас навсегда», - с грустью добавляет сенатор.

Друг, сосед, единомышленник

В самой Карачаево-Черкесии и в соседних республиках высоко ценят его жизненную позицию, профессионализм, да и просто добрые дела для блага общества. Ведь помимо государственной деятельности он активно занимался и общественной деятельностью, к примеру, способствовал продвижению здорового образа жизни и развитию спорта.

«Именно спорт с детства воспитывает чувство ответственности, учит видеть перспективу, ставить и решать сверхзадачи. Мы всегда разделяли такие подходы, были единомышленниками в таких вопросах», - отмечает глава Кабардино-Балкарии Арсен Каноков.

«Печально, что мы потеряли умелого государственного деятеля и неравнодушного к происходящему в наших республиках человека. Память о нем навсегда останется в наших сердцах» - добавляет глава КБР.

«Назир Хизирович - олицетворение кавказского менталитета, народных традиций, неписанного нравственно-духовного кодекса адыгов «Адыгэ хабзе» и редкой преданности родной земле» - таким знал Хапсирокова глава Адыгеи Аслан Тхакушинов.

«Его отец, - рассказал глава Адыгеи, - Хизир Хаджибекирович, один из родоначальников литературоведения на Северном Кавказе, мудрый и по-настоящему цельный человек, сумел воспитать в сыне тягу к знаниям, редкое достоинство и благородство, уважительное отношение к людям».

«Родившийся в КЧР и ставший, по сути, представителем на федеральном уровне всех адыгов, проживающих не только на Северном Кавказе, но и многочисленной диаспоры, разбросанной по миру, сумел войти в современную историю как человек, работавший во имя консолидации и мира, взаимопонимания и дружбы. Он был звеном, которое соединяет поколения», - убежден Тхакушинов. «Остались его дела, книги, стройки, те надежды, которые Назир подарил талантливым тренерам и спортсменам КБР, КЧР и Адыгеи. Остались двое сыновей, которых Хапсироков воспитал в лучших традициях Кавказа. И, конечно же, осталась память благодарных земляков».

Человек и патриот

«Самое большое поражение в жизни человека - это надменность. Самое большое утешение в жизни человека - это добрые дела, большие и малые», - таково было жизненно кредо Назира Хапсирокова. И глава КЧР Рашид Темрезов как никто другой знает, сколько сделано было Хапсироковым для своей малой Родины.

«С именем Назира Хизировича связаны многие позитивные изменения в Карачаево-Черкесии. Он помогал школам и больницам, детским садам и спортивным школам. Он понимал, что именно развитие социальной сферы, поддержка молодежи - это самые лучшие инвестиции в будущее своей страны, в будущее своего черкесского народа, который он любил искренне, но, в то же время, никогда не делил людей на своих и чужих», - подчеркивает Рашид Темрезов.

«Решительность, аналитический подход ко всему, за что брался Назир Хизирович, его человеческие качества всегда вызывали уважение среди его коллег и многочисленных друзей, - говорит Темрезов. Он считает, что в лице Назира Хаписрокова «из жизни ушел настоящий профессионал, человек слова и дела».

«Он никогда не бравировал своей высокой должностью. Назир Хизирович был одним из тех, для кого служение Отечеству было одним из главных нравственных и жизненных приоритетов», - отмечает глава КЧР

«Именно поэтому - убежден глава КЧР, - для жителей Карачаево-Черкесии Назир Хапсироков навсегда останется в памяти как человек и патриот, который решительно двигаясь вперед, никогда не поворачивался спиной к своей малой Родине, к людям, которые его искренне уважали и ценили. И будут уважать и ценить, потому что его биография - пример честного служения своей Родине».

Борис Кипкеев, ИТАР-ТАСС

www.ChechnyaTODAY.com


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2