07.02.2012 /13:42/ 5 февраля доктору философских наук, проф., заведующему кафедрой теории и истории социальной работы, академику АН ЧР Вахиту Акаеву исполнилось 60, а 7 февраля в стране отмечается День российской науки. В связи с двумя этими датами корреспондент «С+» обратился к академику В.Акаеву, чьи высказываемые  мысли всегда оригинальны и востребованы обществом, с просьбой дать интервью по различным аспектам развития науки. Предлагаем нашему читателю материал, ставший итогом этой встречи. – Вахит Хумидович, Вы являетесь одним из ярких представителей социально-гуманитарной науки нашей республики и даже всего Северного Кавказа. Вас характеризуют как напряженно работающего ученого, достигшего вершин науки и сделавшего немало для ее развития. Подводя итоги Вашей многолетней творческой деятельности, как бы Вы ответили на вопрос о том, чем же все-таки для Вас являются образование и наука?
– Я считаю, что мои достижения скромны, но трудиться, осмысливать научные проблемы – это образ моей современной жизни. Чем может являться образование и наука для человека, который себя посвятил этим формам деятельности? Это неожиданный вопрос, над которым, признаюсь, до сих пор размышлять не приходилось. Но, видимо, от меня требуется соответствующая рефлексия. Попробую дать ответ. Для меня это значительная часть моей интеллектуальной жизни, образ поведения и противоречивый духовный мир, присущие каждому ученому. Для меня это непрерывное совершенствование педагогического мастерства, вечный поиск истины, преодоление всевозможных противоречий, работа со студентами, аспирантами, их ориентация на освоение и достижение лучших образцов образования и интеллектуальной культуры. Еще один аспект – это постоянное чтение работ не только по специальности, но и по смежным дисциплинам, что позволяет расширить научный кругозор. Это я советую студентам, каждому, кто хочет посвятить себя науке. Закругляясь, могу повторить слова немецкого мыслителя Макса Вебера: «Для меня наука – это призвание и профессия». С этим высказыванием, думаю, многие ученые согласятся.
– Научные исследования, как мне представляется, это очень сложный и длительный интеллектуальный процесс, результатов которого приходится ждать годами. Сопровождали ли Вас творческие неудачи, и как Вы ведете себя в таких ситуациях?
– Конечно же, от неудач, в том числе научных, никто не застрахован. Научный поиск – это всегда ежедневная, напряженная работа: наблюдения, чтение текстов, моделирование, постановка эксперимента, формулировка проблем, поиск путей их разрешения и пр. Ученый тратит колоссальную творческую энергию, время, «перерабатывает гору руды», терпит неудачи, достигает новых результатов. Чтобы минимизировать неудачи, ему нужно иметь широкий кругозор, овладеть соответствующей исследовательской технологией, все время быть в курсе последних достижений в своей области, быть в научной среде, где течет полнокровная творческая жизнь. Когда меня постигали неудачи, я пытался осмыслить их причины. Временно отходил от решаемой задачи, изучал новые для меня направления, словом, переключался. Спустя время возвращался к нерешенной проблеме и с новых позиций ее осмысливал. У каждого исследователя своя процедура осмысления решаемых проблем, а при неудачах нужно ее переформатировать.
– С Вашей точки зрения, какова отдача от научной деятельности, может ли современный ученый благодаря исследованиям достигнуть материального благополучия и стать финансово независимым?
– Есть такие научные отрасли, открытия в которых не имеют прикладного значения, они не дают  экономического эффекта, не приносят финансовой выгоды. Такие открытия совершаются в теоретической математике, физике и т.д. Тратить на это силы и средства нужно обязательно, ибо эти открытия являются следствием человеческой любознательности, высокого уровня абстрактного мышления. Они расширяют и углубляют наше миропонимание. Кроме того, может случиться так, что теории высокой степени абстрактности, казалось бы, не имеющие сегодня прикладного значения, завтра могут быть практикой востребованы. Таких примеров наука знает много.
На Западе ученый материально обеспечен. Например, зарплата профессора в США до 12 тыс. долларов в месяц. Кроме того, он обеспечен жильем, ему созданы все условия для успешной работы как исследовательской, так и при подготовке молодых кадров. В России ситуация иная. У ученых низкие зарплаты, доктор наук в Москве получает меньше, чем дворник. В нашей республике его зарплата в два раза ниже, чем у средней руки госчиновника. Чтобы в месяц заработать 30 тыс. рублей ему приходиться трудиться в трех местах. А получить квартиру вообще проблематично.
Кроме того, в Европе и Америке существует развернутая система грантов, чутко реагирующая на научные новации. В России предпринимаются пока робкие шаги для создания такой системы, помогающей настоящему ученому заработать деньги для реализации своих идей, обеспечения себя, семьи, подготовки учеников и пр.
– Как Вы оцениваете уровень осуществляемых в Чеченской Республике научных исследований? Какие исследования Вы считаете перспективными для развития экономики и социальной сферы республики?
– В целом наши результаты здесь скромны. Это хорошо просматривается, когда сравниваешь их с достижениями Дагестана, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Калмыкии. Мы имеем, можно сказать, достаточно молодую науку, находящуюся в стадии становления. Эта ситуация связана с тем, что события 1990 годов полностью уничтожили материально-техническую базу вузов, исследовательских центров республики, привели к значительному оттоку ученых. Уничтожены такие отрасли экономики, как машиностроение, нефтехимия и нефтепереработка, приборостроение и т.д. До сих пор в республике отсутствует индустрия и неизвестно, когда она будет создана. Тем более, что на самом высоком федеральном уровне звучал голос: зачем Чечне промышленность? Когда-то в Чечне создали мощную нефтехимическую индустрию, а теперь в этом не видят необходимости. Но возникает вопрос: какой все-таки должна быть экономика Чеченской Республики? Найдется ли в ней место для промышленности? На основе каких научно-технических новаций республиканская экономика должна развиваться? Также хотелось бы получить ответ от экспертов: что нужно делать, чтобы минимизировать проблему огромной безработицы, какие для этого имеются возможности, ресурсы и пр.? Эти вопросы требуют научной проработки, но до сих пор на них нет ясных ответов.
Считаю, что деиндустриализация ЧР значительно ограничивает наше социальное развитие, отбрасывает нас на обочину научно-технического прогресса. Огромное количество молодых людей будет лишено возможности интеллектуально, профессионально, технологически развиваться. Они превратятся в дешевую рабочую силу, выполняющую однообразные действия – «бери больше – кидай дальше».
Также очевидна необходимость целенаправленных исследований социальных, этнополитических и этноконфессиональных процессов, протекающих в республике с выходом на СКФО. Необходим центр, который координировал бы эти исследования и вырабатывал бы соответствующие рекомендации с целью снизить уровень межнациональной напряженности, радикалистских, экстремистских проявлений. В этом контексте видится также идейное противодействие националистическим и шовинистическим проявлениям. Практически не дана основательная оценка событиям 1990-х и начала 2000-го годов в Чеченской Республике. Именно поэтому становится возможным появление «досок почета», например, в школах и вузах Ростова-на-Дону с фамилиями солдат и офицеров, погибших в войнах в Чечне. Не думаю, что такая инициатива направлена на преодоление чеченофобии, столь основательно внедренной в общественное сознание русского населения страны. И она далеко не соответствует идеям, высказанным В.Путиным в его недавней статье «Россия: национальный вопрос».
Глубоко сомнительно, что без научного анализа этих проблем и принятия соответствующих практических действий можно достигнуть мира и согласия в многонациональном регионе, а также в стране. Требуют основательного научного изучения социокультурные перемены, происходящие в республике, и их корреляция с общероссийскими и глобальными процессами.
Как мне представляется, важнейшей научной задачей могло бы стать изучение социальной структуры чеченского общества, социального расслоения, динамики его развития. Происходят изменения ментальных особенностей чеченцев под воздействием рыночных отношений, но соответствующие исследования в этом направлении также не ведутся.  
– Над чем Вы сегодня работаете, какие новые научные идеи можете высказать?
– Мое внимание сосредоточено на изучении социальных, политических, культурных и религиозно-философских проблем чеченского народа в контексте его взаимодействия с народами Северного Кавказа. Это комплексная тема, и различные ее аспекты разрабатывают мои студенты, аспиранты, соискатели. Многие из них у меня пишут дипломные, кандидатские и докторские диссертации и успешно защищаются. Доставляет большую радость, когда студенты изъявляют желание заниматься наукой, выбирают себе тему исследования, а соискатели и аспиранты успешно защищаются, проявляя научную самостоятельность. Слава Богу, такие все еще встречаются.
Думаю, для интенсификации научной деятельности в республике следовало бы разработать программу приоритетных научных направлений, имеющих фундаментальный и прикладной характер. Особое место в ней должно занимать развитие математических, естественных, социогуманитарных наук, отбор и подготовка молодых научных кадров, способных осуществлять приоритетные исследования. Предварительно нужно усилить в школах преподавание цикла естественных и гуманитарных дисциплин, добиваться качества знаний, учить ставить и решать исследовательские задачи.  
Мне представляется, следовало бы разработать и стратегию социокультурного развития республики с учетом этнонациональных особенностей в контексте цивилизационных ценностей.
– Что значит наука для общества, почему сегодня в высказываниях политических и государственных деятелей России все чаще обращают внимание на необходимость новых научных разработок, на развитие нанотехнологий, внедрение научных инноваций в экономику, производство?
– Это объясняется тем, что государственные деятели России, ставящие задачу глубокой модернизации страны, понимают значимость науки, основанных на ней технологий и инноваций для значительного экономического роста страны и научно-технического рывка вперед. Россия, если она претендует на роль мирового лидера, прежде всего должна вкладывать в развитие науки, новых технологий, нанотехнологий значительно больше средств, чем она это выделяет сегодня. А научно-прикладные достижения не должны залеживаться где-то на полках: быстро внедренные в производство, они дают большой экономический эффект. И это должно происходить непрерывно. В этом случае наука в России превратится в непосредственную производительную силу, как это предсказывал К. Маркс. В США это так и происходит.
Для чего нужна наука ясно ответил Президент США Барак Обама. Он заявил: «Наука больше, чем когда-либо раньше, нужна для благосостояния, безопасности, здоровья, защиты окружающей среды. Мы будем выделять более 3% ВВП на исследования и разработки и превысим уровень времен космической гонки». Россия отстает по этому показателю на порядок от США и в 5-6 раз от Китая.
Конечно, сегодня руководство России пытается изменить ситуацию, понимая, что без научных, технических разработок невозможно стать современным государством, реализовать амбициозные стратегии, изменить жизнь людей в лучшую сторону, преодолеть бедность, нищету, болезни и многое др. Поэтому создается наукоград «Сколково», будут создаваться и другие подобные передовые научные учреждения и объекты.
Как мне представляется, такие центры необходимо строить и на периферии государства, например, в ЧР.
– И последний вопрос. Скажите, Вахит Хумидович, сколько Вы подготовили ученых для Чеченской Республики, радуют ли они Вас своими успехами?
– Под моим научным руководством и научным консультированием кандидатские диссертации по философии и политологии защитили 15 человек. В основном они преподаватели вузов республики, прежде всего, ЧГУ. 4 доктора философских наук подготовлены для ЧР и один доктор наук – для Дагестана. В целом я доволен своими подопечными, на всех этапах работы с ними я вижу их сильные и слабые стороны, советую, как преодолеть недостатки, усилить качество исследования, оформить его соответствующим образом. Наблюдая сегодня за их деятельностью, вижу, что они успешно преподают, проводят исследования, выполняют свои практические функции. Радует и то, что в этом году под моим руководством также будут защищены несколько кандидатских диссертаций, а двое ученых успешно работают над докторскими диссертациями.
Руслан АБДУЛАЕВ

Желающих поздравить юбиляра   много, но, к сожалению,  наши возможности ограничены, и поэтому мы приводим лишь несколько  поздравлений, адресованные В.Акаеву
Уважаемый Вахит Хумидович!
Кафедра философии Чеченского государственного университета выражает Вам свое почтение и имеет честь поздравить Вас с юбилейной годовщиной Вашей жизни!
Мы знаем Вас как талантливого ученого, человека, который проделал огромную работу на ниве российской науки. Масштабность и объем работы, проделанной под Вашим руководством, вызывают уважение. Ваша способность грамотно анализировать любую ситуацию и систематизировать важную информацию, творчески подходить к делу представляют огромную научную ценность как для нашей республики, так и для интеллектуального пространства Северного Кавказа и в целом России. Мы желаем Вам реализации всех Ваших научных помыслов и уверены, что Ваша дальнейшая деятельность будет не менее созидательной, значимой и востребованной.
Пусть не иссякнет Ваш заслуженный авторитет и уважение тех людей, которые Вам доверяют и идут за Вами.
Мы гордимся сотрудничеством с Вами. Желаем счастья и процветания, интересных плодотворных идей и возможностей для их воплощения!
P.S. Сегодня, в этот день февральский,
Когда в природе канитель –
То холодает, то капель, –
Мы Вас, наш друг, в Ваш день рожденья,
Хотим поздравить! Пожелать:
И быть таким же беспокойным,
Всегда таким же увлеченным,
В делах своих всегда блистать,
Мечты с успехом воплощать!
На радость нам, своим друзьям,
Мысль стародавнюю подтверждать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Ньютонов
Земля чеченская рождать!!!
С уважением,   сотрудники кафедры философии ЧГУ

Уважаемый Вахит Хумидович, нет ничего важнее, чем показать правильный путь идущему. Именно это Вы и делаете для науки. Я благодарна Вам за помощь, оказанную в подготовке и защите диссертации и достижении целей моей научной деятельности.
От души поздравляю Вас, желаю, чтобы благодаря Вашей поддержке чеченская наука приобрела еще не одного ученого.
Б.Нанаева,  доктор философских наук

Редакция газеты «Столица+» с удовольствием присоединяется к этим поздравлениям.
Уважаемый Вахит Хумидович! Пусть эта круглая дата явится отправной точкой к новым научным свершениям. Желаем большого человеческого счастья, крепкого здоровья и семейного благополучия. Рассчитываем также на дальнейшее плодотворное сотрудничество.
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2