29.02.2012 /14:20/ Массовые выступления граждан, которые произошли в России в конце 2011 – начале 2012 годов, они, конечно, не на следующий день после выборов родились. На одной трибуне сошлись представители внесистемной и парламентской оппозиции, гражданские лидеры. Сперва поток обвинений обрушился на окружение премьер-министра Владимира Путина, а потом понемножку коснулся и его самого. Процесс этот шел давно, его не брали в расчет, игнорировали, и теперь, когда все это вылезло на поверхность, власть  не сразу разобралась, что с этим делать.
На улицу вышли молодые, далеко не бедные, люди, встроенные в жизнь, работающие в бизнесе, в промышленности, в образовании, в культуре. Не из тех, о которых принято говорить «ни кола, ни двора, ни куриного пера». Большая часть собравшихся представители ультраправых организаций и ЛДПР, сторонники либеральных партий. Это они – националисты и либералы - пока вместе. А теперь представим, что в руки первым персонажам попались вторые, а год на дворе 1937-ой. М-да!..
Мы-то думали, классов никаких не осталось – вышли, кончились… Так нет же: «новые песни придумала жизнь». Средний класс против взяток, откатов и прочих «прелестей» нашей окружающей действительности. Представители бизнеса также «не чувствуют должной правовой защищенности». Они говорят, что им явно некомфортно жить «в этой преторианской,  силовой системе». Собравшиеся требуют  проведения честных выборов», «создания нормальных условий для бизнеса».
Они хотели бы «что-то поприличнее»… Выступает человек, который владеет дорогими особняками, ездит на шикарных иномарках и на пальцах которого  дорогие кольца, перстни, и долго так, гневно объясняет, как все вокруг воруют и как ужасно и несправедливо устроена жизнь. Это его глубоко оскорбляет, это ему невыносимо противно. Попробуйте дослушать до конца…
Протестующие не возводят баррикады, не поджигают машины, не бузят, не бесчинствуют, но блеснули «шедеврами» красноречия. Один из организаторов «болотной смуты»  Владимир Тор с места в карьер перевел свою речь к «серьёзу», причем, «от имени русского народа»: «На Кавказе ничего не производят кроме кавказцев, которые приезжают к нам сюда… Нам не нужно много кавказцев у себя дома. Мы хотим, чтобы эти люди жили у себя и наконец, вспомнили, что такое работать руками». Ну, будем считать, что перед нами манекен, кукла, игрушка, словом, всё что угодно, но только не человек, хотя облик человеческий.
Много вопросов вызывает и фигура блогера Алексея Навального, который объявил, что готов баллотироваться в президенты и создать свою партию. Правда, чуть позже обескуражил соратников заявлением, что, дескать, говорить об этом пока довольно-таки смешно. Но зато человек готов призвать к ответу любого за каждую копейку, которая укатит от него на Кавказ. Быстро сведет сальдо с бульдо, подгонит нужный итог и обовьют плакучей ивой, - никуда не денетесь!  
По словам Алексея Навального, излишнее финансирование кавказских республик ущемляет политические права других субъектов Российской Федерации, а также ведет к социальному расслоению и росту терроризма. Солдат Швейк тоже ведь объяснял причину Первой мировой войны пятнами на солнце… Это вам пряник, а вот вам кнут.
Известно, националисты иногда у нас демократы… Редкий случай, но это так. Навальный объявил идеологию, которую он исповедует, - национал-демократия. Его речь на митинге была наиболее зажигательной и яркой, но разговоры о том, что если мы захотим, мы можем взять Кремль, но делать этого не будем, - если «не будем», то зачем звать тогда Русь к топору, и зачем распускать хвост?
Такое впечатление, что человек раздвоен: то застегивается на все пуговицы и готов к штурму «первопрестольной», а то объявляет «отбой» и заявляет о своем дембеле. Могу представить себе, как очень большой процент наших сограждан сейчас напряглись от самой мысли, что эта братия может придти к власти. На Северном Кавказе уж точно потеплело бы … вплоть до бомбометания!
Хотя опасения беспочвенны: разыгрывать сегодня жестко националистическую карту – достаточно катастрофический путь в условиях России. Мы же не мононациональная страна, о чем Путин всё время говорит. Недавно он внятно объяснил, что будет, «когда мы перестанем кормить Кавказ». Если убрать Кавказ из России, это будет катастрофа и для Кавказа, и для России в значительной степени. И катастрофа не только российского масштаба.
Кстати, то есть не то, чтобы «кстати», опасения вождей несистемной оппозиции об излишнем финансировании регионов Кавказа, сильно преувеличены. Анализ данных Минфина России показывает, что федеральный бюджет намерен выделить на развитие Северного Кавказа 23 миллиарда рублей в 2012 году и меньше 6 миллиардов в 2013 году.  Для сравнения, на развитие Дальнего Востока и Байкальского округа будет выделено 59 миллиардов рублей. Данные о госдолге регионов на июль 2011 года тоже не ставят регионы Северного Кавказа в число крупных должников. К примеру, Центральный округ (включая Москву) должен федеральному бюджету почти 508 миллиардов, Приволжский – 245 миллиардов, а Северо-Кавказский, включая все республики, - меньше 22 миллиардов.
Предсказывать будущее, конечно, скользкая тема. После 4 марта возможны массовые проявления недовольства в обществе. Но, думаю, что революций никаких не будет, поскольку оппозиция, та, которая у нас принято называть несистемной несистемная, не собрана, не организована. Никаких рычагов влияния на власть она не имеет. Ее цели неопределенны. Вожди оппозиции до конца не знают, что они хотят предложить. К тому же, не просматривается лидер. Этого нет. Вся интрига вокруг того, победит ли Путин в первом туре или во втором. Никто не собирается менять систему власти, как это было в 1917 или 1991 годах. К тому же, все революции, даже самые «бархатные», ведут в тупик…
Власть осталась та же, она контролирует все основные финансовые, административные и силовые рычаги. Владимир Путин как был национальным лидером, так и остался. На мой взгляд, хотя мой взгляд не самый эксклюзивный в этой стране, премьер-министр России остается единственным человеком, который может как-то сглаживать противоречия и найти общие позиции между разными политическими силами.
Путин пришел к власти на волне борьбы с террором и сепаратизмом. Средние доходы населения за годы правления Путина выросли значительно. Его политика отвечает вполне понятному желанию большинства людей жить спокойно, консервативно, без крутых перемен. Да и окружение премьер-министра ведет себя достаточно разумно. Во всяком случае, есть желание каким-то мирным образом снять это ощущение неблагополучия.
Когда происходят массовые выступления, власти нужно отвечать чаяниям общества, либо его активно репрессировать, другого выхода нет.  Руководство России не суетится, но прислушивается к протестным заявлениям и меняет арсенал средств от традиционных к новым. Включенная в общемировой процесс, нынешняя власть просто не может прибегнуть к крайним мерам.
Репрессии – пагубный путь к развалу страны, упадку экономики и международной изоляции. Управлять разоренной страной, опираясь на штыки, маленькое удовольствие даже для самого амбициозного политика. Власть не использует «железный кулак», не защищается от подданных по-феодальнму: ров, охрана, львы. Напротив, охотно идет на диалог с оппозицией, имеет контакт с населением и чувствует дыхание общества.
Сегодня власть разрешает митинги перед ответственным раундом президентских выборов. В западных странах правоохранительные органы в подобной ситуации демонстрируют свои «спортивные и технические возможности». Однако российское руководство допускает на телеканалы Рыжкова, Немцова, Каспарова и других либералов (а они, кстати, очень любят себя в телевизоре!), которые в 1990-е, годы, в те «стародавние времена», расселись на всех кремлевских башнях и диктовали стране политическую моду. Более того, этих людей показывают, пожалуй, даже чаще, чем представителей истеблишмента.
Допуская этих людей до эфира, власть, на мой взгляд, поступает мудро и дальновидно. Они ж сами не ведая того играют на нее, на власть, поскольку не привлекательны нынче, как советские товары в свое время. Да и люди, видя этих самовлюбленных павлинов, конечно, выберут кого угодно, да хоть черта с рогами, чем их. Потому что народ-то помнит Немцова по 1996 году, когда он не требовал, чтобы выборы были честными, а Рыжкова помнит, как он рулил «Нашим домом – Россия».
Призыв «За честные выборы» остается лозунгом первого и второго митингов протестного движения. Однако, премьер-министр Владимир Путин 15 декабря 2011 года заявил, что выборы в Госдуму прошли честно: «Насчет того, что оппозиция недовольна результатами выборов – здесь нет никакой новизны, это было всегда, всегда есть и всегда будет». По его мнению, атаки на думские выборы имеют второстепенный характер, главная цель – это следующие выборы президента Российской Федерации.
Но оппозиция продолжает сеять тоску своим невежеством. Теперь ее «воззвания к народу» начали эволюционировать. В Сетях начали уже обсуждать необходимость изменения Основного Закона государства, необходимость принятия новой Конституции. По мнению, оппозиции, президент наделен неограниченными полномочиями, монопольно определяет основные направления внешней и внутренней политики. А когда все замкнуто на одну фигуру, то она вынуждена опираться на силовые и бюрократические группы, позволяя им воровать и бесчинствовать в обмен на лояльность.
Одни предлагают быть стране парламентской республикой, другие – президентско-парламентской. Третьи говорят, что Конституцию надо менять полностью, четвертые, что в нее надо вносить поправки, пятые заявляют об «особом пути» развития России и ратуют за восстановление монархии, шестые предлагают отвести президенту «роль главного хранителя конституционного строя и гаранта честных правил политической жизни». Так глубоко окапываются в своих изысках «по обустройству России», что потом приходится,  чуть ли не башенным краном, вытаскивать их оттуда!
Ну, парламентская форма правления категорически не приемлема для России. Парламентский режим – это ставка на партии, которых у нас нет. У нас нет ни одной сильной партии, способной обеспечить партийную дисциплину внутри себя. Наши партии молоды, в них нет преемственности. Речь об этом можно будет вести, когда на месте наших окаменевших, окостеневших партий, а также около полусотни полуразвалившихся «Правых дел», которые никого, кроме своих партфункционеров, не представляют, появятся новые, реальные, современные партии.
По мнению либералов, сегодня Конституция лжива, противоречива и дырява, а потому плоха. Но что делать и кто повинен в том, что унте-офицерская вдова сама себя высекла? Конституцию «монархической» сделал кто? Правильно, либералы. Они подготовили это «дело» под «царя Бориса»: Ельцин, дескать, большой демократ, настоящий мужик, свой в доску. А вдруг на его место придет политик типа Сталина,  что тогда будем делать? А ничего страшного: к тому времени заработают на полную мощь демократические институты. А год, какой был год тогда? Ах, да, немножечко 1993-й!..
Назрела ли конституционная реформа в России? Мне кажется, нет. Новую Конституцию пишут, когда хотят переучредить государство. Сейчас дело не в том, что у нас в Конституции написано, которую, кстати, редко кто читает, а в том, что мы ни в «перестроечные восьмидесятые», ни в «лихие девяностые», ни в «нулевые олигархические» не обсуждали толком, в какой стране мы хотим жить. Надо сначала в обществе договориться, чего мы хотим, а потом только под это «то, что мы хотим» принять Основной Закон страны. Конституцию Российской Федерации, конечно, нельзя назвать идеальной, и, тем не менее, это нормальная цивилизованная Конституция, у нас есть приличные фундаментальные законы, и проблема лишь в том, что они не соблюдаются.
Дело в том, что полная демократизация сейчас нереальна в ситуации нашей страны. В России набирает силу национализм. Люди эти заняты поисками шпионов, чекистов, фашистов, масонов и еще кого-то у себя под кроватью…  Болезнь эта начинает глубоко проникать в общественно-политическую жизнь страны, что настала пора избавляться  от всего этого средневекового безобразия без рыданий и пафоса, как от сильно надоевшей, крепко вышедшей из моды и сильно смешной одежды. При нормальном правосудии российские националисты должны были бы утопиться в Москве-реке в обеденный перерыв. Благо, река рядом…
Националисты, революционные во всех отношениях, и либералы, одержимые в тех же самых отношения, которые в декабре 2011 года станцевали на Болотной площади свой «политический канкан», - они ведь ни словом не обмолвились о нуждах и чаяниях простого народа. Люди эти, казалось бы, зовут людей к чему-то высокому, светлому, а на самом деле   затягивают их всё глубже в непролазные топи Болотной и Манежной площадей. Болотный дух этот, он завис над Россией, он меняют свою конфигурацию, как облако в небе: где-то усиливается, а где-то уменьшается. И не рассеять его ни лаской, ни «таской», ни лазерными пушками, ни колокольным звоном.
Программу «болотных революционеров», думаю, через увеличительное стекло, с большой пользой для себя, просто внимательно, тщательно наслюнявив карандаш, подчеркивая особо важные места, изучают в Госдепе США. Американцы искренне считают, что статуя Свободы освещает путь человечеству. Они наивно полагают, что их миссия – держать этот факел и прокладывать путь человечеству.

Алимхан Хажбатиров,
публицист

www.ChechnyaTODAY.com


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2