14.03.2012 /17:26/ По поручению Министра ЧР по национальной политике, печати и информации Аднана Нагаева  группа сотрудников министерства выехала в Волгоградскую область для встречи с защитником Брестской крепости Владимиром Васильевичем Пономаревым. Возглавлял группу советник министра - начальник отдела по работе с архивными материалами И.А. Сардалов.
По возвращению, подводя итог своей поездки, Иса Сардалов, в частности, отметил: «Мы давно ждали этой встречи. Боевой путь Владимира Васильевича я изучаю уже третий год. Его личное дело находится в экспозиционном отделе мемориального комплекса «Брестская крепость-герой». Долгое время ветеран не мог уделить нам внимание по состоянию здоровья. Но, наконец, в городе Фролово Волгоградской области, где ныне проживает Владимир Васильевич, мы смогли с ним встретиться. К слову сказать, ветеран, будучи в возрасте 94 лет, очень бодр и активен.
Рассказывая о своей службе в гарнизоне Брестской крепости, Владимир Васильевич поведал нам, что с первых дней сдружился с воинами-красноармейцами, выходцами из Чечено-Ингушетии. Многих он помнил поименно. Это Мадарсолта Эсбулатов, Харон Шамилев, Гикало Еваев, Вита Таузарханов, Нурадди Кагерманов, Зайнди Ибрагимов, Алавди Саламов, Велипаша Мурадов и Али Абдулкадыров. Служили они в 8-ой роте 3-го батальона 455 строевого полка. И когда 22 июня 1941 года немецкие части перешли границу, они все бок о бок в составе своих боевых подразделений встали на защиту государственных рубежей.
С особой теплотой Владимир Васильевич рассказывал о своем сослуживце Али Джукаеве (уроженце станицы Серноводская Сунженского района ЧИАССР – прим. И.Сардалова). «С Али мы были знакомы с первых дней службы, – говорил он, – Это был образованный человек, служил у нас переводчиком. Очень прямой и открытый. Вспоминается такой примечательный эпизод. В день празднования Курбан-Байрама Али купил и приволок в расположение роты для жертвоприношения живого барана. И это при существующей в армии в те годы сильнейшей атеистической пропаганде!  
Чеченцев и ингушей в гарнизоне было много, и я, конечно же, не помню имена всех. Когда началась война, мы все воевали на разных участках. Среди ваших земляков были пулеметчики, которые сутками не менялись, наотрез отказываясь покинуть боевые посты, объясняя это тем, что они уже знают огневые точки противника.
О своих товарищах я мог бы многое рассказать. К примеру, часто замполит роты Орлов брал нас с Али на ночные вылазки. Мы пытались вырваться из окружения. Али хорошо владел холодным оружием, а я в те годы уже говорил по-немецки. В этих вылазках я отвечал на окрики немецких часовых, а нож Али делал свое дело…. Позже я узнал от сослуживцев, что Али погиб в крепости.
К сожалению, ничего о дальнейшем боевом пути и послевоенной судьбе остальных своих товарищей, я не знаю. Но я счастлив и горд, что судьба меня свела с такими замечательными и мужественными людьми».
После данной поездки, основываясь на рассказе ветерана Великой Отечественной войны В.В. Пономарева, у нас появились основания для постановки вопроса о признании десяти наших соотечественников участниками обороны Брестской крепости и внесении имени Али Джукаева в перечень фамилий на памятных плитах в Мемориальном комплексе «Брестская крепость-герой».

М. Магомадов
         
www.ChechnyaTODAY.com


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна