09.06.2012 /12:14/ В Чеченской Республике широко отмечается 1150-летие российской государственности. По инициативе Президента РФ Д. Медведева 2012 год стал в нашей стране годом празднования 1150-летия российской государственности. По этому случаю в мае г. Грозном состоялась научно-практическая конференция, в ходе которой ученые республики дали разносторонние оценки становлению в России государственных основ.
Согласно распоряжению Главы ЧР Рамзана Кадырова, в рамках Года истории в России и празднования в стране 1150-летия со дня зарождения российской государственности в Большом зале заседаний Парламента ЧР прошла научно-практическая конференция на тему «Полиэтничность, синтез восточных и западных традиций, сохранение этнокультурной и поликонфессиональной среды – уникальные основные составляющие российской государственности».
Организаторами мероприятия выступили Законодательное собрание и Академия наук ЧР. Форум прошел в формате докладов ведущих ученых-историков Чеченской Республики, а также представители творческой интеллигенции из соседних республик.

Философский взгляд
С глубоким анализом на тему этнокультурного и поликонфессионального многообразия как фактора становления российской государственности с парламентской трибуны выступил заведующий кафедрой «Теории и истории социальной работы» ЧГУ, член Академии наук ЧР Вахит Акаев, который, в частности, раскрыл в своем докладе моменты, связанные с влиянием на русскую культуру западной и восточной цивилизаций. Здесь же ученый рассказал о взаимовлиянии и этнокультурных контактах народов Северного Кавказа и казаков.
- Веками шло взаимопроникновение русских и горских обычаев и традиций. И в результате разные нации пришли к общему семейному и общественному укладу, - сказал он.
По мнению В. Акаева, в связи с активизацией националистических групп, требующих отделения России от Кавказа, особую политическую, идеологическую актуальность приобрели российско-кавказские и российско-чеченские взаимоотношения.
- Этот важнейший аспект национальной политики в Российской Федерации получил отражение в программной статье Владимира Путина «Россия: национальный вопрос», в которой подчеркивается, что национальный вопрос в России с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур носит фундаментальный характер. Поэтому, с его точки зрения, «каждый ответственный политик, общественный деятель должен отдавать себе отчет в том, что одним из главных условий  самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие», - добавил он.
Резюмируя, докладчик отметил:
- Сегодня очень многое зависит от мудрого слова, культуры поведения, созидательных дел ученых, политиков, творческих коллективов, студенческой молодежи. Всем нужно стремиться сберечь нашу общую страну, сохранить ее этническое, культурное многообразие, сохранить и развить формы совместного бытия, бизнеса, творческой, интеллектуальной, культурной деятельности.

Восток или Запад?
С интересным сообщением на тему «Чеченская Республика и чеченцы на стыке восточной и западной цивилизаций» выступил писатель и политолог Саид-Хамзат Нунуев, по мнению которого любой народ может найти понимание в своем стремлении сохранить свою историческую, культурную, религиозную самобытность, если он будет опираться на здоровые силы своей нации, а не на амбиции отдельных его представителей.
- Каждый народ, по большому счету, мудр, добр, носит в себе величайший заряд нравственности, духовности, оптимизма. Надо уметь раскрывать доброе в народах, чтобы ценить и обнажать доброе в себе, - сказал он.
Далее доклад С.-Х. Нунуева был посвящен поиску ответа, что лучше для чеченцев – Запад или Восток. Писатель задается вопросом: «Сумеем ли мы взять самое ценное из обеих цивилизаций и стать примером для подражания другим?»

Ратное братство
Об истории ратного братства между народами России (на примере Чеченской Республики) делегатам конференции поведал директор Департамента мониторинга СМИ Министерства ЧР по национальной политике, печати и информации Ислам Хатуев, который отметил, что чеченский народ имеет сложную многовековую историю, историю созидания и творчества, разносторонних благотворных связей и взаимовыгодного сотрудничества с кавказскими, русским и другими народами.
- Тесно взаимодействуя с культурами народов России, он через века пронес свои этнокультурные особенности: язык, обряды, обычаи, традиции, общественное устройство, духовно-нравственные ценности, - сообщил он.
В своем докладе И. Хатуев совершает экскурс в историю взаимоотношений русского и чеченского народов и приводит многочисленные примеры их положительного друг на друга влияния. Не оставляет ученый без внимания и аспект участия представителей чеченского этноса в многочисленных российских войнах, в которых чеченцы демонстрировали чудеса героизма и ратного подвига.
В завершение И. Хатуев делает вывод:
- Наши народы могут и должны быть естественными союзниками, поскольку на протяжении долгих лет происходило искусственное стравливание русских и чеченцев – двух народов, которые, следуя элементарной логике, обречены стать стратегическими союзниками в регионе.

«Молодежный» фактор
Далее к участникам форума обратился заведующий кафедрой «Социальная работа» Дагестанского государственного университета (ДГУ) Шамиль Магомедов, приехавший на конференцию с группой студентов ДГУ. Он, в частности, поделился соображениями о роли студенческой молодежи в установлении гражданского общества.
По мнению докладчика, «власть должна делать все, чтобы молодежь росла образованной, культурной, развитой и физически, и духовно».
- В этом плане политическое руководство Чеченской Республики во главе с Р. Кадыровым – это пример для многих российских регионов. Именно в этом направлении должна развиваться молодежная политика во всей России, - сказал он.
Здесь же  Ш. Магомедов добавил, что власти должны внимательно относиться к одаренной молодежи, продвигая их во все высшие структуры.

На пути к полиэтничности
Затем последовал доклад заведующего отделом археологии и этнологии Института гуманитарных исследований Академии наук ЧР Лечия Гарсаева, который предпринял попытку еще раз рассмотреть причины утраты полиэтничности в Чеченской Республике в конце XX – начале XXI веков.
- Чеченская Республика – единственный субъект Российской Федерации, на территории которого прошли две масштабные военные кампании, в основе которых лежали не исторические и, тем более, не межнациональные, а социально-экономические и политические факторы. Чеченский народ не был инициатором вооруженного конфликта, как не были им представители русского и других  народов, проживавших в Чеченской Республики. Он стал его жертвой, понес в ходе этой драмы колоссальные, во многом невосполнимые людские и материальные, духовные и имиджевые потери, - сказал он.
Как отметил Л. Гарсаев, одним из тяжелых последствий вооруженного конфликта стало радикальное нарушение веками сложившейся национальной структуры населения республики, утрата полиэтничности – резкое снижение населения нечеченской национальности.
Рассказал этнолог и о причинах оттока русского и русскоязычного населения, который, по его мнению, начался задолго до «чеченской революции».
- Он непосредственно связан с социально-экономическими проблемами, которые стали возникать в республике еще в середине 70-х годов XX столетия с понижением добычи нефти в республики. Как известно, в нефтяной отрасли было занято огромное количество промышленных рабочих русской национальности, - сообщил докладчик.
Далее, как следует из доклада Л. Гарсаева, были вторая (в период Горбачевской перестройки), третья и четвертая (с приходом к власти Д. Дудаева) волны оттока русского и русскоязычного населения из Чеченской Республики.
Подводя итоги своего анализа, выступающий подчеркнул, что сегодня благодаря энергичной деятельности и огромным организаторским способностям Главы ЧР Р. Кадырова республика возрождается, она уверенно стала на путь созидания и дальнейшего развития.
- Ярким свидетельством стабилизации общественно-политической ситуации в Чеченской Республике являются многочисленные факты возвращения в города и станицы Чеченской Республики русскоязычных семей, - добавил он.

«Культурные» акценты
В продолжение темы выступила проректор ЧГУ Тамара Мазаева, которая озвучила доклад на тему «Этнонациональные культуры в реалиях современного мира». По ее убеждению, «бездумное насаждение чужой культуры и чуждых народу ценностей приводит в обостренному желанию защитить и уберечь свою этнонациональную самобытность и систему ценностей».
- Насилие и раскрепощенность, пренебрежение религиозными устоями, реклама сомнительных удовольствий и развлечений, которые круглосуточно демонстрируют телеканалы, встречая осуждение и в регионах с традиционно иной моралью и идеалами, приводят к тому, что человек начинает аппелировать в своей этничности как единственно стабильной и значимой ценностно-нормативной системе, - добавила она.
Как отметила Т. Мазаева, ярким примером создания всех необходимых условий для сохранения и развития своей этнической самобытности служит политика Главы ЧР Р. Кадырова, направленная на создание равных условиях для представителей всех конфессий и народов, проживающих на территории Чеченской Республики.

«Религиозный» диалог
Более обширно тему о «диалоге» власти и религии в отдельный период чеченской истории – годы сталинской депортации, раскрыл заведующий кафедрой «Политология и социология» Грозненского нефтяного технологического института Муса Ибрагимов.
- Депортация 1944 года, ее трагические последствия еще долгое время останутся в исторической памяти чеченского народа. Здесь проявились как могучая нравственная сила нашего народа, так и низость некоторых его представителей. Это были годы, когда подвергались жесточайшей проверке все истинно человеческие качества людей, сила их убеждений, верность традициям, искренность и глубина вероисповедания. Большинство чеченцев и ингушей, оказавшихся в этих условиях, не отошли от традиционного для них образа жизни, где определяющее место занимала мусульманская религия, соблюдение национальных обычаев и традиций, - сказал он.
В своем докладе М. Ибрагимов привел примеры того, как религиозный фактор становился поводом для преследовании представителей вайнахского народа со стороны НКВД.
- Однако именно в религии люди находили утешение, поддержку, чувство принадлежности к сообществу, солидарность, надежду. Власть не слышала и не понимала их, жестоко подавляя всякие устремления к свободе. Единственная сила, которая их понимала и поддерживала, придавала стойкость и мужество в преодолении выпавших на их долю испытаний, был Аллах, с которым они связывали все свои надежды на осуществление справедливости, возвращение к родным очагам, - подытожил ученый.

Демократические начала
Далее участники конференции коснулись темы о традициях демократии в российском государстве. Сообщение по данному вопросу озвучил заместитель декана исторического факультета ЧГУ Хаджи Хизриев, который начал со слов:
- В политической и научной жизни страны важным событием стало объявление Президентом РФ Дмитрием Медведевым 2012 года Годом истории в России. Компетентным людям известно, что нынешний год для этой даты избран не случайно: в этом году исполняется 1150 лет российской государственности, 400 лет освобождению России от польских интервентов и 200 лет Отечественной войне 1812 года и 150 лет со дня рождения Столыпина. Как известно, в том числе и эти важные вехи превратили Россию в мировую державу.
Совершив краткий экскурс в историю зарождения российской государственности, Х. Хизриев рассмотрел тему с чеченской позиции.
- Так как Чеченская Республика находится в составе России, необходимо помнить о демократических традициях, существовавших на Кавказе. Все исследователи (как дореволюционные, так и современные) отмечают, что в XVI-XVIII веках на чеченской земле существовал республиканский строй и демократическое правление. Все важнейшие вопросы решались на Совете страны (Мехк-кхел), - отметил он.

Роль диаспор
С заключительным докладом на тему «Национально-культурные автономии в Чеченской Республике как форма обустройства национальных диаспор» с трибуны Парламента ЧР выступил председатель Исполкома Ассамблеи народов ЧР Магомед Алхазуров.
- Одним из основных факторов, определяющих состояние этнополитической ситуации и характер межнациональных отношений, является баланс этнических сил. И говоря о нынешнем состоянии межнационального климата в Чеченской Республике, важно отметить, что у нас по поручению Главы ЧР Р. Кадырова создаются все условия для жизни и работы национальных меньшинств. Так, в районных администрациях, министерствах и ведомствах работают представители разных национальностей: кумыки, русские, ингуши, ногайцы, татары. Представители русскоязычного населения есть и высшем законодательном органе республики – Парламенте, - сообщил он.

В своем выступлении М. Алхазуров сделал акцент на эффективных мерах, которые власти республики предпринимают для возрождения полиэтничности в регионе, и, по его мнению, решение данной проблемы также сопряжено с успешным осуществлением комплекса социально-экономических задач по развитию республики.
- Хотел бы напомнить, что своим первым указом Р. Кадыров в должности Президента ЧР утвердил Концепцию государственной национальной политики Чеченской Республики, в которой в качестве главной цели обозначены всесторонний учет интересов народов Чеченской Республики и обеспечение взаимодействия республиканских органов власти по решению проблем представителей этнических групп, - добавил председатель Исполкома Ассамблеи народов ЧР.
По словам М. Алхазурова, вопросы совершенствования межнациональных отношений, сохранения мира, согласия и солидарности между различными народами, проживающими в республике, остаются для руководства республики приоритетными.
- Мы должны работать так, чтобы наши дети, подрастающие поколения имели цветущую республику и общую родину – Россию. И их надо так воспитывать, чтобы они были способны приумножить то, что делается нашим народом во главе с его национальным лидером Р. Кадыровым. Единство и самодостаточность народов России – вот основа и будущее российской государственности, - резюмировал он.

Резолюция
После того, как были заслушаны основные доклады, участники научно-практической конференции приступили к обсуждению итогового документа форума – резолюции, в которой было обозначено единое мнение делегатов съезда в признании плодотворного  взаимовлияния славяно-русской и нерусских культур. «Основательное изучение этого процесса – важнейшая теоретическая и практическая задача, стоящая перед российскими учеными и в том, числе и учеными Чеченской Республики», - говорится в резолюции. В документе также отмечено, что «руководство Чеченской Республики и ее народ испытали последствия двух тяжелейших войн и хорошо понимают, что такое политическая нестабильность, культурная и экономическая дезинтеграция, насилие, правовой беспредел. Благодаря политике Ахмат-Хаджи Кадырова, поддержанной руководством России в лице Владимира Путина и продолжаемой ныне Р. Кадыровым, чеченцы и Чеченская Республика возвращены в политико-правовое пространство России. Любые попытки его разорвать, сегментировать, откуда бы они не исходили, исключительно опасны для всех народов России, в том числе и для чеченцев».
Наряду с этим, участники конференции поддержали инициативы и программные положения В. Путина, направленные на сохранение межнационального согласия, улучшение экономического благополучия российских граждан, преодоление бедности и технологической отсталости государства и на сбережение российского народа.   
«Мы обращаемся ко всем народам России, политическим деятелям, ученым, кому дороги настоящее и будущее наших детей и внуков, мобилизовать свои усилия на то, чтобы сохранить мир и спокойствие в нашем общем Отечестве», - говорится в документе.  
Помимо этого, делегатами съезда предложено интенсифицировать научные исследования, нацеленные на выявление исторических, культурных, политических связей, укрепляющих единство российских народов и их культур, распространять среди школьников, молодежи, населения республики знания, раскрывающие единство и братство народов России.
Как было здесь отмечено, резолюция будет дорабатываться с учетом мнений и предложений, которые поступят в адрес оргкомитета форума.

Признание
После официальной части конференции прошла церемония награждения.  Высшей наградой законодательного органа республики – орденом «За развитие парламентаризма в ЧР» были отмечены заведующий кафедрой «Теории и истории социальной работы» ЧГУ, член Академии наук ЧР В. Акаев, директор Департамента национальной политики Министерства ЧР по национальной политике, печати и информации Вадуд Гериханов и председатель Исполкома Ассамблеи народов ЧР М. Алхазуров. Также за высокий профессионализм, многолетний плодотворный труд и образцовое исполнение должностных обязанностей Почетной грамотой Парламента ЧР был награжден заместитель министра ЧР по национальной политике, печати и информации Сайдмагомед Атаев, а благодарственными письмами Законодательного собрания ЧР были отмечены представители научной интеллигенции Республики Дагестан.

Справка ИА «Чеченская Республика Сегодня»
В дореволюционной России точкой отсчета отечественной государственности традиционно считался 862 год, когда произошло событие, получившее в историографии условное название «призвание варягов». В IV-VII веках н.э. в Европе происходило Великое переселение народов, которое захватило и славянские племена. Славянская колонизация развивалась по нескольким направлениям. Ее северный клин достиг озера Ильмень, где соседями славян были угро-финские племена: чудь, меря, весь, а также кривичи – восточные славяне, пришедшие из Прикарпатья и поселившиеся в верховьях Волги. В девятом веке здесь проходил открытый скандинавскими викингами торговый путь «из варяг в греки», благодаря которому местные племена оказались вовлеченными в международную торговлю. В ходе интеграционных процессов начинает постепенно складываться межплеменной союз, положивший начало будущему российскому государству.
21 августа 1852 года последовал Высочайший Указ императора Николая I, согласно которому 862-й год получил официальный статус «начального события российской государственности». Указ был принят к исполнению Министерством народного просвещения, таким образом, несколько поколений россиян с детства усвоили летописную версию образования своего государства.

В советский период традиционная историография российской государственности была отвергнута, а само государство рассматривалось как орудие господства эксплуататорских классов, функции которого должны постепенно отмирать по мере продвижения к коммунизму. Призвание варягов было объявлено легендарным вымыслом, а Рюрик – сказочным персонажем.
В постсоветское время историками был накоплен огромный фактический материал, который позволил восстановить объективную, свободную от политической конъюнктуры картину зарождения Российского государства.

Кстати
Во исполнение Указа Президента РФ Д. Медведева «О праздновании 1150-летия зарождения российской государственности» Правительством РФ был утвержден соответствующий План основных мероприятий. Согласно документу, местом проведения основных торжеств станут Москва, Вологда, Белозерск, Великий Новгород, Кострома, Псков, Ростов Великий, Старая Ладога. В рамках плана предполагается осуществить в 2012 году проведение ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, организовать комплекс образовательных, культурно-просветительных, художественно-творческих, информационных и других мероприятий. Общий объем финансовых средств на проведение юбилейных торжеств в 2012 году составит 448 946 тыс. рублей, в том числе:
К данной знаменательной дате подготовился и Центральный Банк Российской Федерации. Главное «денежное» учреждение страны начало выпуск памятных монет номиналом 10 рублей в исторической серии «1150-летие зарождения российской государственности». На одной из них будет изображен новгородский памятник «Тысячелетию России». Сама монета из недрагоценного металла.
P.S.
На одном из совещаний, посвященных подготовке празднования 1150-летия российской государственности, Президент России Д. Медведев сказал: «Развитие российской государственности изначально происходило на многонациональной основе и пошло не по пути дробления, а, наоборот, по пути объединения. И только поэтому мы имеем сегодня такое уникальное государство». Сегодня можно без преувеличения утверждать, что политика руководства Чеченской Республики во главе с Р. Кадыровым не только всецело отвечает данному постулату, более того, история чеченского этноса свидетельствует, что наш народ, в особенности в последние годы, как никакой другой внес огромный вклад в сохранение и укрепление российской государственности.

Зелимхан ЯХИХАНОВ
www.ChechnyaTODAY.com


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2