18.09.2012 /15:37/ Заявление Главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова о том, что в текущем году в школах Чеченской Республики в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» начнется преподавание предметов «История религии» и «Основы религии», которые будут вести выпускники духовных школ, вызвало определенное недовольство в некоторых правозащитных кругах.

Людмила Алексеева – руководитель Московской Хельсинской группы, заявила, что это «противоречит Конституции, нормам светского государства».  В свою очередь, глава правозащитного комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина, специализирующая по Чеченской Республике, считает, что: «религия отделена от государства. Родители могут водить детей в церковь, синагогу или мечеть, там есть воскресные занятия. Но этого не должно быть в светской школе».

Им вторит, ударившийся в политику, автор учебного пособия по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» протодиакон Андрей Кураев, заявивший, что «Чечня давно уже находится вне правового поля Российской Федерации».

Хочется напомнить коллегам, что Рамзан Кадыров не является автором идеи ввести преподавание в российских школах предметов по основам религиозной культуры и светской этики. Она была выдвинута еще 21 июля 2009 года, на встрече Президента РФ Д.Медведева с лидерами традиционных религий страны. Президент Российской Федерации поддержал это предложение и дал соответствующее поручение Председателю правительства по разработке и реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики». С 2012 года этот курс, после апробации, проведенной в 19 субъектах РФ, был введен во многих регионах России.

А  заявление о том, что преподавать дисциплины в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» должны хорошо подготовленные люди – либо теологи, либо священники, так взволновавшее правозащитников, в ходе своей предвыборной кампании сделал действующий Президент России В.Путин.

 

Рамзан Кадыров, озабоченный глубокими проблемами в морально-нравственном воспитании подрастающего поколения, лишь поддержал эту инициативу российского руководства, выразившуюся в конкретном распоряжении министра образования Российской Федерации.

Единственная новация предложенная Р.Кадыровым – это то, что преподаватели курса «Основы религиозных культур и светской этики»,  выпускники высших исламских заведений республики, будут одновременно заместителями директоров школ по воспитательной работе.

Но боятся нашим защитникам Pussy Riot надо бы не прихода в школы духовных наставников, а пышным цветом расцветающим среди молодежи таким негативным явлениям, как табакокурение, алкоголизм, наркомания, духовно-нравственная деградация, культ денег и насилия. А в условиях мусульманского Северного Кавказа – религиозного экстремизма, как ржа железо разъедающего традиционную духовную культуру народов, проживающих в данном регионе России.

Основная задача курса –  это не только более предметное освоение религии и культуры своего народа, но и формирование толерантности, уважения к культуре и религии других народов.

Есть ли, на самом деле, в этой новации какие -то нарушения Конституции РФ и российского законодательства?

Обычно, противники духовного воспитания учащихся школ говорят о светскости школы, отделении религии от государства, о том, что священнослужители не имеют право преподавать в светских школах. Вместе с тем, Законы «Об образовании» и «О свободе совести и о религиозных объединениях» предполагают право на добровольное получение религиозного образования, по желанию детей и родителей. А что касается священнослужителей в школе, то они имеют на это полное право, если имеют педагогическую подготовку, владеют методикой преподавания, имеют познания в возрастной психологии и т.д. И кому, как ни священнослужителю говорить об истории и основах религии.

Кроме того курс  «Основы религиозной культуры и светской этики» - это не «Закон Божий», а культурологический предмет и вводится он в учебный план как региональный компонент, а все это не противоречит закону.

Если мы посмотрим на опыт зарубежных стран, то мы еще больше убедимся, что бояться такого курса нечего. Не говоря уже об арабских странах, такой курс, как обязательный предмет, например, преподается в Греции. В Италии «Час религии» тоже преподается как предмет, но по желанию учеников и родителей он может быть заменен другим предметом. То же самое принято в Польше, Финляндии, Люксембурге и в ряде других стран Старого и Нового света, являющихся для нас примером для подражания.

Таким образом, ничего антиконституционного и противоправного в решении Главы Чеченской Республики о введении в школьную программу  новых предметов в соответствии с курсом  «Основы религиозной культуры и светской этики» нет, так как преподавать эти предметы будут выпускники Исламского института имени Кунта-Хаджи Кишиева, получившие, наряду с религиозным, светское образование, а также  соответствующую педагогическую подготовку.

Со своей стороны правозащитное сообщество Чеченской Республики готово оказать министерству образования республики всю  необходимую правовую помощь и поддержку в этом  важном деле.

     
Уполномоченный по правам человека в ЧР,

председатель комиссии по правам человека

Общественного совета СКФО

Н.С. Нухажиев


www.ChechnyaTODAY.com


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2