27.11.2012 /10:04/ В Федеральной системе исполнения наказаний России отсутствуют эффективные механизмы защиты прав человека. Об этом омбудсмен заявил на встрече с журналистами республиканских СМИОтвечая на вопрос журналиста об  акции протеста заключенных  в колонии №6 г. Копейск Челябинской области, омбудсмен заявил о том, что в его адрес систематически продолжают поступать жалобы и заявления по фактам неправомерных действий со стороны сотрудников администраций  от отбывающих наказание в различных регионах России выходцев из Чеченской Республики. Однако как и в ситуации с недавним инцидентом в колонии №6, прокурорские проверки оказываются неэффективными.

Напомним, накануне стало известно о том, что заключенные колонии № 6 провели акцию протеста против систематических пыток и вымогательства денег со стороны администрации. Сначала около 300 осужденных объявили голодовку, затем, по словам правозащитников, пытались повлиять на руководство учреждения, выстроившись на плацу и простояв более суток на морозе. По различным данным в акции протеста приняли участие более 1500 заключенных.  В субботу заключенные забрались на одну из вышек колонии и вывесили плакат с надписью «Люди, помогите!». На данный момент ситуация взята под контроль и выясняются обстоятельства произошедшего.

Несмотря на утверждения родственников заключенных и бывших заключенных о пытках и вымогательстве, проведенная прокуратурой проверка не выявила  со стороны работников колонии никаких нарушений законодательства.

Уполномоченный по правам человека в ЧР Нурди Нухажиев неоднократно заявлял о необходимости национального проекта для приведения системы исполнения наказаний в соответствие с духом и потребностями времени. По мнению правозащитника, реформа ФСИН необходима для коренного оздоровления системы, чтобы можно было переломить ее атмосферу, которая в России была всегда направлена на подавление и унижение личности, а не на ее исправление.

По мнению омбудсмена, от реформы системы исполнения наказаний и общество, и государство в целом только выиграют. Так как из мест заключения при нынешней системе, отбыв наказание, на свободу выходят не исправленные и здоровые члены общества, а в основном социально агрессивные и предрасположенные к новым преступлениям люди.

- Заключенные  - это члены нашего общества, хотя и временно  изолированы  от нас   за какие-то преступные деяния. Но завтра, отбыв свой срок наказания, они   выйдут на свободу и наша задача , чтобы они вышли оттуда исправившимися и стали полноценными членами общества.   Выполнение этой задачи невозможно без соответствующей воспитательной работы.  Учреждения ФСИН должны быть не просто местом, где человек  отбывает   наказание, но и местом  исправления  осужденного.    В  этом должно  быть заинтересовано все наше общество и государство.

Существующий прокурорский надзор за соблюдением прав осужденных,  как показывает опыт, крайне неэффективен, поскольку сторона, поддерживающая государственное обвинение, по определению, не может эффективно защищать права осужденных. Вместо прокурорского надзора необходимо введение так называемых тюремных судей, которые целиком будут стоять на страже прав осужденных, как в других цивилизованных странах.   В нашем случае человек получает двойное, тройное наказание помимо лишения свободы. Поэтому мы убеждены: для оздоровления этой  системы, сломать  ее лагерной психологии, необходимо, чтобы администрация в учреждениях службы исполнения наказаний была гражданской. В военизированное составляющее должно входить только охрана и пропускной режим. Во многих государствах  мира  эта система  широко практикуется. Более того, важным фактором в реформе ФСИН я считаю создание независимой медицинской службы. Медслужба должна быть вне системы ФСИН. Это позволит проводить лечение осужденных более эффективно и такая служба будет объективна при вынесении медицинского  заключения, -  говорит Н. Нухажиев.

-Когда мы общались с осужденными в других государствах, к примеру, в Германии, Чехии, Испании, они говорили, что самое главное наказание для них за совершенное преступление - это лишение свободы. Но им создают такие условия человеческого отношения к ним со стороны государства, что это стимулирует их стать лучше, исправиться. Они готовы сделать все, чтобы стать полноценным членом общества, потому что не озлоблены.

А администрация, имеющая непосредственный контакт с осужденными, как сказано, должна быть гражданской, имеющей достаточный опыт в области социальной психологии, педагогики и т.д. Во многих государствах Западной Европы в этой системе работают именно гражданские администрации. Когда наша совместная с представителями правоохранительных органов  республики  делегация посетила колонию в Испании, мы своими глазами увидели и почувствовали какая там атмосфера. Это была такая большая колония, что за день ее невозможно было обойти. Оказаться за колючей проволокой для осужденных там было уже достаточным наказанием. Внутри учреждений никакой озлобленности со стороны осужденных, чистота и порядок, человеческие условия содержания. Самое главное, в осужденных не была подавлена личность, они и за колючей проволокой чувствовали себя членами общества. Когда мы делали обход с директором колонии, мы заходили в камеры. Во многих общежитиях, квартирах в России, я бы сказал, условия намного хуже, чем в этих камерах.

Директор колонии, когда мы смотрели вещи осужденных - альбом, кассеты попросила нас, чтобы мы положили их обратно в том же порядке, в каком они лежали. Двери камер были открыты до 20 00 и осужденные могли спокойно ходить в гости друг к другу. При этом, никаких окриков, эксцессов, попыток передачи по тюремной почте записок, писем и т.д. С испокон веков система исполнения наказаний в России настроена на жестокое обращение с человеком. Магадан и Соловецкие острова, Сибирь и Вологодчина, Воркута и многие другие географические названия у нас ассоциируются с гибелью миллионов людей от холода, голода, болезней и просто с расстрелами. Именно этот гулаговский дух с небольшой косметикой, которую навели после многолетней критики правозащитников, международных организаций, если говорить о колониях, так и остался в этой системе. В такой ситуации изменить правосознание человека невозможно. Суд вынес ему наказание и больше никто не имеет права наказывать его более. Главное, должны быть созданы условия человеческого содержания осужденных. Несовершенство этой системы дает возможность злоупотреблений и со стороны администрации, причем сейчас ситуация в этом отношении намного хуже, чем была. Раньше контрольно - пропускная система осуществлялась внутренними войсками, а они не подчинялись в то время ФСИН.

Значительная часть сотрудников ФСИН заносят через КПП запрещенные предметы, вывозят заключенных на день другой, если у них есть деньги, или создают "домашние" условия для осужденных, у которых есть "связи".

Реформу системы невозможно будет довести до конца без создания достойных условий работы для сотрудников ФСИН, куда обязательно должны входить такие условия, как высокий уровень заработной платы, возможность получения жилья и других социальные гарантии.

Система больна и она нуждается в лечении в целом. О государстве, о состоянии общества судят по тому, как у них содержатся осужденные, как обеспечены старость, материнство, детство. Именно по этим показателям нам пока хвастаться нечем.

Без коренного реформирования системы исполнения наказания в России ощутимых результатов в решении проблемы защиты прав осужденных мы не получим, - уверен Н. Нухажиев.

Пресс-служба Уполномоченного по правам человека в ЧР.

www.ChechnyaTODAY.com


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2