Омбудсмен приглашает заместителя генерального прокурора России по СКФО Ивана Сыдорука встретиться с родственниками похищенных и пропавших без вести в Чеченской Республике граждан.

 

Уполномоченный по правам человека в ЧР, председатель комиссии по правам человека Общественного совета СКФО Нурди Нухажиев не разделяет мнение заместителя генпрокурора России по Северо-Кавказскому федеральному округу Ивана Сыдорука о том, что по преступлениям, совершенным в ходе вооруженного конфликта в Чечне, истекли сроки давности.

Омбудсмен считает неприемлемым утверждение, что невозможно по истечению срока давности найти и наказать виновных в похищениях, пытках и массовых убийств мирных граждан.

 

- Если в последние годы такие преступления как похищения людей, в частности, в нашей республике, благодаря жесткой и последовательной позиции Главы Чеченской Республики  Рамзана Кадырова и хорошо поставленной оперативной работе республиканского МВД сведены на нет, то вопрос расследования совершенных  военными во время проведения контртеррористической операции в Чечне преступлений не может быть так просто закрыт с формулировкой «по истечению сроков давности». В Уголовном кодексе Российской Федерации сроки давности привлечения к уголовной ответственности не применяются к составам преступлений против мира и безопасности человечества, предусмотренным ст. 353, 356, 357, 358 данного кодекса. В силу опасности для мира и человечества, эти преступления не могут быть прощены государством и мировым сообществом. Виновные в этих преступлениях лица должны быть привлечены к уголовной ответственности в любое время, без какого-либо ограничения давности. Это положение соответствует Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества от 26 ноября 1968 г., в статье 1 которой указано, что никакие сроки давности не применяются к преступлениям против человечества, независимо от времени их совершения и от того, были они совершены во время войны или в мирное время. В Конвенции, которую Российская Федерация ратифицировала и тем самым взяла на себя обязательства по ее применению на своей территории четко указано, что преступления против человечества не имеют сроков давности, даже если эти действия не представляют собой нарушения внутреннего законодательства той страны, в которой они были совершены.

Россия, подписав данную Конвенцию, обязалась принять все необходимые внутренние меры законодательного или иного характера, направленные на то, чтобы в соответствии с международным правом создать условия для привлечения к ответственности лиц, будь они представителями государственных властей или частные лица, которые выступают в качестве исполнителей этих преступлений или соучастников таких преступлений,  равно как и к представителям государственных властей, допускающих их совершение. Более того, государство-участник Конвенции обязуется принять в соответствии с их конституционной процедурой любые законодательные или иные меры, необходимые для обеспечения того, чтобы срок давности, установленный законом или иным путем, не применялся к судебному преследованию и наказанию за указанные преступления и чтобы там, где такой срок применяется к такого рода преступлениям, он был отменен, - сказал Нухажиев.

 

В ответ на опубликованное в издании «Коммерсант» 11 января 2013 года интервью Ивана  Сыдорука о том, что он готоввести разговор с любым правозащитником или потерпевшим, но только по поводу конкретных фактов, чеченский омбудсмен пригласил замгенпрокурора приехать в Чечню и поговорить с матерями и вдовами похищенных и пропавших без вести жителей республики.

-Пусть он встретится с матерям и вдовами тех, чьих близких забирали прямо из дому, на блок постах, во время зачисток, а потом многих из них находили мертвыми, со следами пыток. Может, такая встреча поможет прокуратуре расследовать эти дела, - отметил Нухажиев.

Он также подчеркнул, что и сам готов принять предложение замгенпрокрора  вступить в открытый диалог и еще раз предоставить имеющиеся в распоряжении правозащитников конкретные факты преступлений военнослужащих и представителей силовых ведомств в отношении мирных граждан.

Нухажиев напомнил, что неоднократно предоставлял руководителям следственных и правоохранительных органов России  документы с конкретными фактами о причастности военнослужащих к похищениям и убийствам мирных граждан, однако никаких оперативно-следственных мер по ним принято не было.

- Вопрос установления место нахождения похищенных и пропавших без вести граждан нами поднимался практически на всех уровнях власти. В 2010 году мною лично в руки руководителя Следственного комитета России Александра Бастрыкина передана папка с более чем трехсотстраничным материалом по похищенным представителями силовых структур  мирным гражданам в Чеченской Республике, с указанием  конкретных фактов, свидетельскими показаниями, установочными данными лиц, совершивших эти преступления. Более того, эта проблема была мною озвучена в августе 2012 года на встрече президента России Владимира Путина с региональными уполномоченными по правам человека.  

По словам омбудсмена со стороны чеченского правозащитного сообщества  предлагались федеральному центру механизмы решения проблемы похищенных и пропавших без вести граждан, жителей Чеченской Республики. Предложения были доведены до первых лиц государства. Однако, видимо,  под давлением определенных сил все инициативы  сведены на нет.

Он также отметил, что если бы даже малая часть дел по похищениям граждан в рамках закона стала предметом разбирательства, многих высокопоставленных  военных, и правоохранительные чины, помимо непосредственных исполнителей преступлений против гражданского населения, пришлось бы привлечь к ответственности.

 

Пресс-служба Уполномоченного по правам человека в ЧР


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2