В горах Чечни идет выявление памятников древности и средневековья, ранее не зарегистрированных в Едином государственном реестре. Только в Галанчожском районе, исторической области, которая считается колыбелью чеченского этноса, находится 300-400 исторических объектов из этой категории.

 

Как сообщил «МС» директор Аргунского историко-архитектурного и природного музея-заповедника Саид-Али Горчханов, готовится документация по постановке на учет и включении в Единый государственный реестр ряда выявленных памятников архитектуры.

- Но загвоздка в том, что для определения исторической ценности башен, некрополей, святилищ необходимо провести историко-культурные экспертизы подробное описание тут. А это - вопрос финансирования,  для решения которого требуется время.

Выезды в самые разные районы заповедной территории – наша рабочая повседневность. Государственные инспекторы следят за состоянием памятников архитектуры,  растительного и животного мира. Фиксируют любое смещение камней в основании или стенах башни, склепа, культового сооружения и так далее. Многие из них работают десятилетиями и определяют с первого взгляда какие-либо изменения, не говоря о крупных деформациях или угрозах обрушения. Ежеквартально составляется план-график выездов. Обычно в дальние походы идет мобильная группа из пяти-шести инспекторов, потому что места труднодоступные, а машину приходится оставлять где-то за десятки километров. Дальше продвигаются пешим ходом со спальными мешками и необходимым оборудованием, на месте остаются с ночевкой в  отдаленных районах высокогорья.

В ходе инспектирования и выявляются башни, культовые сооружения, некрополи, которые республика может утратить. И, как я упоминал, наши инспектора и научные сотрудники находят также памятники, обладающие признаками объектов культурного наследия, не внесенные в перечень стоящих на учете историко-культурных объектов. 

Большая часть выявленных памятников находится в Галанчожском районе. Это ведь закрытый был район. Сегодня ситуация изменилась. В результате на территории Галанчожа обнаружены десятки гротовых сооружений, и это только начало, - констатировал Саид-Али Горчханов.

Более подробно на эту тему ответил в беседе с «МС» старший научный сотрудник Аргунского музея-заповедника Хизар Яхъяев, непосредственно инспектирующий Галанчожский район на протяжении ряда лет.

- Речь идет о гротовых захоронениях, которые считаются более древними, чем склепы наземные и полуподземные, к примеру, Мертвого города в Малхийсте (Цой-Педа), - сказал Хизар Яхъяев. -  Датируются гроты-могильники Галанчожа началом 1 тысячелетия. По этому поводу я говорил с Мусой Багаевым – профессором, доктором исторических наук, и он согласился с моей версией давности происхождения этих могильников.

- Где расположены гроты? Как они выглядят? Расскажите об этом подробней.

- Обычно они находятся в гранитных скалах - на разной высоте. К примеру, некоторые могильники расположены в основании скал, на уровне земли. Также их можно увидеть на разной высоте скалы вплоть до 10 м, то есть в очень труднодоступных местах.  

Надо сказать, для захоронений умерших использовались как естественные пещеры, так искусственные гроты. Как вы понимаете, продолбить последние в скале – огромнейший труд, тем более, что некоторые могильники имеют два или три этажа. Подняться на верхние этажи можно по ступенькам.

Диаметр входа в гроты составляет от 50 до 100 см, но чаще всего встречаются лазы максимального - метрового диаметра. То есть войти можно, полусогнувшись или на корточках. Полы там, кстати, очень ровные. Потолки – арочные. Останки умерших лежат на полу. Мне доводилось видеть и целые скелеты, хорошо сохранившиеся в течение сотен лет.

- Известно, что вы знаете в Галанчожском районе название каждого хутора, хребта, речки…

- Впервые я там побывал в 1991-м и заболел «горной болезнью». Тогда, двадцать лет назад, впервые увидел озеро Галанчож. Это водоем в форме эллипса, площадь его 380 на 450 метров. Питается горными родниками, вода очень чистая. Сам пейзаж вокруг озера – рай земной! На восточной стороне сплошной лес - осина, береза. Далее по берегам нет лесов, среди высокой травы виднеются развалины башен хуторов.  

С тех пор экспедиции в этой район стали частью моей жизни. Я даже поселился там в 1999-м, но в 2000-м году из-за бомбежек второй военной кампании вынужден был спуститься на равнину. В 2007 году вновь поднялся в Нашху - с разрешения властей, последние пять лет бывал неоднократно. В последний раз – две недели назад.

- К сожалению, многие из нас даже не знают, где дорога в Галанчожский район….

- Хотел бы напомнить о том, что ремонтно-восстановительные работы дороги Гехи–Галанчож были начаты в июне 2010 года по указанию Рамзана Кадырова. Работы курировал замминистра МВД ЧР Апти Алаудинов, я был назначен старшим бригадиром. За три месяца наша бригада восстановила 32 километра дорожного полотна.

Здесь есть своя предыстория. Первые попытки провести дорогу в населенные пункты Галанчожского района были предприняты в 1935–1936 годах. Орудий труда  необходимых не было, а киркам и лопатам скалистые горные склоны не поддавались. Эта работа оказалась неподвластной ручному труду и работы были приостановлены.
В 1958 году В.Ф.Русин, занимавший на тот период пост первого секретаря райкома партии Урус-Мартановского района, отправил по этому поводу записку первому секретарю обкома партии Трофимову и председателю совета  Министров Гайрбекову. В ней он описал богатства Галанчожского района, при этом обосновал крайнюю экономическую и политическую необходимость прокладки  автомобильной дороги в этот район. Вскоре вышло постановление бюро обкома и совета Министров о строительстве этой дороги. Работы шла с перерывами более 20-ти лет, в итоге появилась некачественное дорожное полотно с ненужными отклонениями от маршрута. Дело в том, что её построили не по склонам и террасам восточнее реки Осу-хи, как предполагалось по проекту, а левее – с крутыми серпантинообразными подъемами через самую вершину Галанчожского хребта. Этот отрезок дороги имеет двадцать крутых поворотов, что делает ее практически непригодной.
Уже после распада СССР, в начале 90-х, были затеяны «ремонтные» работы дороги в Галанчож, после которых она пришла в абсолютную  непригодность  для эксплуатации.

Ситуация была исправлена, как я упоминал, в июне 2010 года. К сожалению, за минувшие два года состояние дороги ухудшилось, требуются ремонтные работы. Теперь от Рошни-Чу можно проехать на машине 21-22 километра, дальше придется идти пешком. До первых башен Нашха – полтора-два часа пешего пути.

- К сожалению, для многих из нас это совершенно неизведанное место. Как в целом выглядит легендарная Нашха?

- На мой взгляд, это самое красивое место на территории нашей республики. Уже 19-20 км от села Рошни-Чу начинаются альпийские луга. Дальше идут лесистые горы, затем скалы, и опять покрытые густыми лесами хребты... Есть и пропасти – в некоторых местах до 700 метров глубиной. Со дня депортации 1944 года люди там практически не проживали, и за минувшие десятилетия в Нашхе выросли девственные леса – береза, сосна, ель. На каждом шагу попадаются дикие козы, серны, косули, медведи. Когда я там был с группой телевизионщиков в июле 2012 года, нам за три дня встретились семь медведей! В Галанчожском районе в полной мере ощущаешь прелести дикой природы.

- В каком состоянии средневековая архитектура района?

- Как известно, башенные постройки на территории Нашха – самые древние, оттуда они распространились по всей территории Чечни. Там и сегодня сохранились не только средневековые башни, но и ранние циклопические сооружения, отличающиеся от более поздних построек огромными камнями в основаниях башен. Ширина и длина этих глыб с которых наши предки начинали строительство своих крепостей, до метра, высота – до полутора-двух метров, вес предположительно от полутора до двух тонн.  

Видел я и уцелевшие памятники архитектуры. Например, в селении Х1илах есть комплекс восьми жилых башен (кстати, также незарегистрированный в Едином государственном реестре). В 1999-м, когда я там был в последний раз перед второй войной, башни были целыми. Сейчас от них остались руины. Уцелела только одна башня, ни один камень не упал из ее стен.

- Довелось побывать в Хайбахе? Что там сохранилось?

- До второй войны хайбахская боевая башня (высотой 26, 5 м) была в хорошем состоянии.  В 2007 году я увидел ее уже без верхних этажей, снесенных ракетным ударом. Сейчас она разрушена на пятьдесят процентов и выглядит плачевно.

В Хайбахе уцелели две жилые башни, остальные (четыре-пять) в разной степени разрушены. Сегодняшний Хайбах – это и два кладбища мусульманского периода, руины мечети, разрушенные сакли.

Как вы знаете, в двухстах метрах от Хайбаха был расположен хутор Хижикха. Так вот, там остались четыре жилые башни хорошей сохранности, хотя по их стенам уже пошли трещины.

Процесс разрушения памятников архитектуры там, как и во всей горной       Чечне, идет очень давно, со времен нашего выселения в 1944-м. Свыше шестидесяти минувших лет и прошедшие войны сделали свое дело. Но и сегодня в Нашхе есть  башенные постройки, некрополи, могильники, есть даже храмы языческого периода на горе Аькки-лам. В целом, в Галанчожском районе сохранилось до 300-400 памятников историко-культурного значения, все они требуют исследований ученых-историков и археологов.

- Дальнейших вам успешных исследований!

 

 Беседовала Зарихан Зубайраева

 

 


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2