Комментируя специальную операцию силовых ведомств в Апраксином дворе в Санкт-Петербурге, Уполномоченный по правам человека в Чеченской Республике заявил, что спецслужбы вели себя как слон в посудной лавке.

Напомним, в пятницу 8 февраля в молельной комнате в Апраксином дворе в Санкт-Петербурге были, по данным из разных источников, задержаны от 300 до 700 человек.  В числе задержанных оказались и пришедшие на пятничную молитву уроженцы Чеченской Республики.

По версии официальных органов совместная операция с привлечением различных силовых ведомств проводилась с целью ликвидации банды экстремистов, призывавших к осуществлению террористической деятельности и возбуждению ненависти, либо вражды.

Фигурантами уголовного дела об экстремизме в итоге стали только шесть человек, которые, по сведениям оперативных источников, были задержаны в других частях города и области.

Однако иные эксперты склоны связывать облаву на вымышленных экстремистов с коммерческим спором, разгоревшимся между городскими властями и компанией «Главстрой-СПб», входящей в группу известного  российского олигарха Олега Дерипаски «Базовый элемент», с которой в 2008 году городскими властями был заключен договор о реконструкции исторического двора.

8 февраля 2013 года администрация Петербурга объявила об отказе от продления контракта с «Главстроем-СПб». И по странному стечению обстоятельств именно в этот день такое количество вооруженных силовиков провели так называемый антитеррористический рейд на территории Апраксина двора.

По словам чеченского омбудсмена подобное поведение спецслужб неприемлемо и демонстрирует полный непрофессионализм. Нухажиев также подчеркнул, что массовое задержание граждан России в момент отправления религиозного обряда не делает чести властям города и тем более силовым ведомствам, почему- то предрасположенным видеть в каждом молящемся мусульманине террориста и экстремиста.

- Это не специальная операция, а, по сути, акт устрашения несговорчивых торговцев рынка. Нельзя при проведении спланированных операций вести себя как слон в посудной лавке. Однако массовые нарушения прав законопослушных граждан России определенной национальности и вероисповедания с подачи руководителей силовых ведомств совершаются не в первый раз. Мы помним, в каком виде были представлены в недалеком прошлом обычные студенты московской Академии имени Маймонида. Что произошло сейчас? Спецслужбы в очередной раз взбудоражили  пропитанное и без того исламофобией российское общество. О каком чувстве патриотизма людей можно говорить в условиях, когда граждан собственной страны методично и целенаправленно посредством СМИ и прессингом силовиков ставят в ситуацию изгоев в собственной стране.

Если у спецслужб была информация, что кто-то занимается в интернетсети противозаконной деятельностью, тем более о наличии в городе целой банды экстремистов, за членами которой якобы несколько месяцев велась оперативная слежка, то ловить их нужно было, наверное, не в момент пятничной молитвы при таком скоплении народа, а провести адресные задержания. Выявить автора экстремистских воззваний со страницы в социальных сетях также не представляет особого труда.

Исходя из ситуации вокруг Апраксина двора, напрашивается мысль о заказном характере мероприятия. Времена «диких рынков» уходят в прошлое и, безусловно, городские власти должны привести торговлю на рынке в соответствие с установленными нормами.

Но у властей города и силовых ведомств достаточно и законных механизмов, чтобы изменить облик рынка и без таких неординарных методов. Ни торговцы с рынка, ни верующие пришедшие на молитву, не должны страдать от борьбы за передел сфер влияния в городе, - сказал Нурди Нухажиев.

Омбудсмен также отметил, что если бы у верующих была возможность отправлять свои религиозные обряды в специально отведенных местах, молиться в мечетях, то многих конфликтных ситуаций в городах России можно было бы избежать.

- Наглядным примером толерантного отношения к представителям различных конфессий является политика руководства Чеченской Республики. Здесь нет проблем с возможностью совершать религиозные обряды у представителей традиционных российских конфессий; строятся мечети, церкви, запланировано строительство синагоги и ни у кого в республике это не вызывает протеста. Трудно себе представить в Чечне подобное, что имело место быть в Апраксином дворе. А все это потому, что власти республики настойчиво проводят политику толерантного отношения друг к ругу граждан разного вероисповедания, - сказал Нухажиев.

Омбудсмен также подчеркнул, что по данному факту готовится специальное обращение на имя прокурора и Уполномоченного по правам человека города Санкт- Петербург.

Пресс-служба Уполномоченного по правам человека в ЧР

www.ChechnyaTODAY.com
 


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2