А.А. Мурат Султанович, на недавней пресс-конференции Главы республики Рамзана Кадырова поднимались темы, скажем так, которые ранее не были столь популярными среди пишущей братии, в силу колоссальных  преобразований в Чеченской Республике. Но на этот раз, представители СМИ задавали острые вопросы, поднимали самые злободневные проблемы, а Рамзан Ахматович предлагал обострять, затачивать, как говорится, вопросы еще острее,  часто призывая присутствующих цитировать их с его страницы на сайте Инстаграм, где, как известно, посетители дают волю не только стилю изложения проблемы, но и эмоциям. Журналисты, как местные, так и федеральных СМИ отмечают это событие как информационный прорыв. Каково Ваше мнение на сей счет?
 

М.Т. Встреча Главы с журналистами, ее формат, еще раз продемонстрировал всему журналистскому сообществу республики и России,  насколько открыт Рамзан Ахматович для общения, с каким достоинством он может отвечать на любые вопросы. Многие всячески пытаются спекулировать, преподносить мировому сообществу несуществующую «правду» о Чеченской Республике, но они никак не могут отрицать, то что, мы сегодня видим в республике воочию, не могут не видеть какой подвиг, иначе и не назовешь, совершен строителями. Дома, дороги, иные объекты, построенные ими, стали достоянием всех, в том числе и гостей из разных уголков мира,  потому что они приезжают к нам и удивляются темпам восстановления, воспринимая это как чудо. Если кто-то и  хотел повесить  на нас ярлык убийц, бандитов и террористов, то мы в ответ  показали, что в нужный момент можем и за себя постоять, но больше тяготеем к миру, находим в себе силы признавать собственные ошибки, осознавая, что довольно долго были заложниками бредовых идей, навязанных нам извне. Но в настоящее время мы всему миру доказываем, что мы - нация созидателей и строителей, и нам еще предстоит доказать, что мы еще и нация ученых, музыкантов, учителей, философов. К сожалению, многие гуманитарные профессии, необходимые для развития общества отошли на второй план, в какой-то период были менее востребованы, и нам еще предстоит это наверстать. В настоящее время этим профессиям Рамзаном Ахматовичем уделяется огромное внимание, особенно образованию и здравоохранению, которые все еще находятся не на должном уровне. Это две  главные составляющие, необходимые для полноценного развития общества, и им придается первостепенное значение. То, что Глава республики обратился к жителям с просьбой  задавать самые актуальные вопросы, поднимать самые злободневные проблемы стало сигналом  и для чиновников. Я могу сказать, что такие острые вопросы задавались только на пресс-конференции президента России Владимира Путина, который в прямом эфире, не опасаясь ничего, не обходя неудобных тем, не боясь быть застигнутым врасплох, отвечал на вопросы, давал указания, тут же принимал важные решения.

И наш Глава, придерживающийся идей Владимира Владимировича, не мог поступить иначе. Но сделал это на свой лад, в своей манере, прибегая к помощи современных технологий. Наблюдался необычный подход к вопросам, актуальность которых, была очевидна,  они решались тут же, с помощью представителей разных министерств и ведомств. Но важнее всего то, что  он дал исчерпывающие ответы на все поставленные  вопросы. По сути, они были составлены, в какой-то мере, как у обывателя, имели более, социальную направленность. Ведь жители видят только следствие проблемы, а ее причины, так сказать все подводные камни, знает Глава республики, имея возможность анализировать вопросы и их причины, он мог давать те самые исчерпывающие ответы. Возьмем хотя бы вопрос про ГИБДД. Во все времена, везде и всегда ругают ГАИ. Ни разу я не видел, чтобы кто-то хвалил их или благодарил инспекторов дорожного движения. Из тысяч историй про сотрудников ГИБДД я слышал только две положительные. Наверно, это зависит от характера человека, работающего в ГАИ, но ни в коей мере не от самой специфики деятельности органов Госавтоинспекции. Этот орган призван следить за порядком на дороге, пресекать нарушения и карать. Естественно это никому не понравится. Ведь они не наказывают водителя просто так, если он не нарушил. Я не собираюсь защищать или ругать сотрудников ГАИ. Конечно, в некоторых случаях сотруднику ГИБДД нужно быть учтивее, это ж его работа. Но как сказал наш Глава, весь день стоять в пыли и выслушивать неприятные слова и упреки от водителей нелегко, неизвестно как бы мы себя повели на их месте. Поэтому мне трудно судить людей, которые весь день стоят то на морозе, то на солнцепеке, обливаясь потом, мокнут под дождем. У них очень трудная и неблагодарная работа. Кто-то скажет, что там водятся сиюминутные легкие деньги, но мы знаем, что легкие деньги так же легко уходят и счастья вряд ли принесут

 

А.А.    Какие вопросы  Вам показались наиболее интересными и актуальными?  

На самом деле мне понравились все вопросы. Почему? Потому что это были вопросы от народа, в них отражались их волнения и чаяния. Имея отношение к журналистам, я принимал участие в отборе этих вопросов, мы их слегка подкорректировали в плане лексики, но смысла и актуальности не меняли. Хотя было много вопросов необоснованного подхода…


А.А.    Да, я могу подтвердить, что Вы, Мурат Султанович, выбирали наиболее проблемные…


М.Т. Главой была поставлена именно такая задача, он предупредил, что не нужно приносить ему сглаженные, удобные вопросы. Действительно, если вопросы назрели, несут в себе определенное непонимание, то это непонимание должно быть ликвидировано. Если оценивать то, что было сделано в этот вечер, в какой-то степени, как Вы сказали, это прорыв. Прорыв, возможно, в сознании людей, которые поняли, что можно говорить, писать, что никто не собирается ограничивать их в свободе слова, это возможность для наших жителей по иному посмотреть на органы исполнительной власти, теперь они могут и пожаловаться и потребовать, они будут услышаны. В то же время это и сигнал для некоторых недобросовестных чиновников, которые поймут, что тайное когда-нибудь станет явным, и нарушения, если таковые имели место быть, будут выявлены, и, как мы понимаем, виновных по голове не погладят…  Учитывая, что Рамзан Ахматович человек слова, и если он сказал, что спросит по полной программе, и нерадивые работники или руководители будут отвечать за свою деятельность. И мы знаем, что отвечать придется, это неизбежность. Поэтому эта конференция была актуальная и нужная, очень важная, думаю, она добавила стимул для обсуждения разных тем. Надеюсь, что следующая наша встреча с Главой будет еще более интересной, расширенной и более углубленной.

К сожалению, мы не успели задать все вопросы, потому что встреча длилась почти 5 часов. Люди устали, при этом мы поражались работоспособности Рамзана Ахматовича,  который хотел и дальше продолжать диалог, но время было уже далеко за полночь. Для наших журналистов это сигнал к тому, что не нужно бояться острых тем. Это стало возможным благодаря тому, что ситуация в нашей республике стала стабильной, развитие стало динамичным и наступила пора, когда нет необходимости обходить острые вопросы, мы стали настолько сильны, что никакие экстремистские или иные силы не могут повлиять на ситуацию в республике. Это как знак, что не нужно бояться жалоб со стороны читателей, их гневных писем, нужно рассматривать их и мгновенно реагировать, выезжать на места, разбираться и находить причину и виновных. Только в таком случае мы можем создать демократическое, цивилизованное общество.


А.А.    Вы отметили, что начался новый период, новый отсчет в развитии чеченской журналистики, да и всего общества в целом. Наверно, будет меняться отношение к работе журналистского цеха, применяться новые подходы и методы. В этом контексте как Вы оцениваете работу  республиканских информационных агентств? И каково будущее республиканских СМИ?

М.Т. Я бы сказал, что эта встреча изменит отношение к проблемным вопросам. Ранее у нас была настороженная позиция к тому, что многие граждане  проявляли недовольство, и  часть этого недовольства имела основу, хотя большинство были предвзяты. Часто слышалось, что человек не видел, но уверен, не участвовал, но слышал, больше слухов, чем фактов. Они никак не улучшают имиджевую ситуацию республики, в целом на нее падает только негативная тень. Успехи республики достигаются усилиями многих людей, в том числе тех же милиционеров, которые не жалея жизни участвуют в спецоперациях. Таких потерь среди личного состава МВД как в нашей республике нет ни в одном регионе России.  На это люди не обращают внимания, потому что работа выполняется где-то далеко, она незаметна. Найдется один хам из ста полицейских, получится, что все плохие. Быть сейчас сотрудником МВД  это тяжелый,  порой неблагодарный труд. Тот факт, что Глава республики уделяет огромное внимание их проблемам, говорит о том, что они заслуживают всякой благодарности. Но обыватель привык говорить – «им за это деньги платят…» Я считаю, что такой подход неправильный. Мы должны понимать, что это наши братья, отцы. Надо смотреть на достойных, тех, благодаря кому мы спокойно засыпаем ночью или гуляем по улицам, а не на нерадивых, которых, естественно, меньшинство. Неверное представление людей о событиях, напряженность в обществе, то есть мы сами создаем посредством этих слухов и пересудов нервозность. Это недопустимо. В первую очередь журналистская братия должна ставить точки над «i», обозначать ориентиры, ставить акценты, мы должны и можем создавать общественное мнение. Журналисты  призваны стать связующим звеном между народом и властью, если народ чем-то недоволен, то мы в своих публикациях должны это доводить до  руководства республики. Все события, происходящие в республике, должны быть доведены до населения, объективно освещаться.

Когда происходят кардинальные изменения в органах власти, призванные для улучшения обстановки, жизни граждан, то они должны знать об этом из средств массовой информации. Другое дело, что население мало читает прессу или официальные сообщения интернет-ресурсов, не хочет, нет времени, находится сотни причин. Это главная проблема. Соответственно журналистам необходимо преподносить информацию в интересной форме, таким образом, чтобы читателю было интересно. В таком случае мы сможем найти понимание. Если не найдем то винить надо самих себя. Такой я вижу перспективу журналистики, мы должны стать чуткими, уверенными в себе,  востребованными и подготовленными показать ту журналистику, которой республика славилась в прошлом. К сожалению, она ослабла, опытные кадры уехали из республики, многие работают в федеральных СМИ. Хороших журналистов нельзя пригласить, их нужно воспитывать на месте. Тем более у нас есть много молодежи идущие в журналистику с охотой, у них есть своя позиция, которую они готовы отстаивать, есть перспективы, и Глава поддерживает нас во всем.  Уверен, что все у нас  будет хорошо.


А.А.  Многие  интересуются,  и у меня часто спрашивают -  министр Мурат Тагиев зарегистрировался в Инстаграме? Эта социальная сеть, в последнее время стала очень популярной, во многом,  благодаря, Главе нашей республики…

М.Т. Да, я зарегистрирован в Инстаграме. Пока я своих фотографий не выставляю, потому что все скажут, что чиновник и поэтому поддерживаю Рамзана Ахматовича. На самом деле я его поддерживаю не потому что, я чиновник, а как гражданин России, житель Чечни. Я пишу комментарии, комментирую высказывания других пользователей как обычный человек. Мне очень неприятно бывает, когда вижу постоянные просьбы, иногда доходит  извините меня, чуть ли, не до уровня попрошайничества, такого никогда не было у чеченцев, мы не видели людей с протянутой рукой. Это не в нашем духе. Из-за мелочных просьб Глава может не увидеть серьезной проблемы. А это больные, иногда отчаявшиеся люди. Пользуясь случаем, хотелось бы, обратиться к тем, которые  считают, что, раз Глава вышел на диалог, то можно писать все, что угодно и отнимать время самыми несуразными проблемами, мелочью - подумайте прежде чем просить! Я предвижу недовольные ухмылки некоторых читателей - да,  мол, министру легко говорить,  у него - то нет таких проблем. Но я же не всегда был министром, я прошел долгую дорогу, работал и строителем, электриком, а карьеру госслужащего начал с ведущего специалиста. Было время, когда нужно было прокормиться, жизнь простых людей я знаю изнутри, считаю себя самым обычным человеком. Не смогу выступить и просто высказаться, если буду говорить  как чиновник, кто-то попытается исказить мои слова. Если нужно могу и выйти на страничку и выступить как официальное лицо, в этом тоже проблем нет. Но опять же предвижу слова некоторых пользователей сети, ну вот, конечно, человек команды Кадырова, по другому и не мог сказать. Но я горжусь, что я представитель  команды Кадырова, и стараюсь буквально выполнять все поручения, задачи и все его пожелания, потому что это человек, который сильно, безумно переживает за чеченский народ. Сильнее него, наверно, переживал только его отец Ахмат-Хаджи (Дала декъал войла и). Идти за Рамзаном Ахматовичем порой бывает страшновато, потому что боишься не успеть или не суметь, но в то же время в тебе живет гордость, что ты работаешь рядом с ним. Я могу общаться с ним, я могу быть уверенным, что мы вместе делаем, что-то великое в эпоху возрождения нашей республики. И начиналось это в то время, когда были и те, которые предлагали сделать из когда-то цветущего края вечный полигон, кладбище для радиоактивных отходов и прочее, и никто не говорил - давайте сделаем из Чечни цветущую республику. Но мы это сделали, но если бы не Глава республики Рамзан Ахматович всего этого достичь не удалось. Дала аьтту бойла цуьнан.

А.А. Мурат Султанович, позвольте поблагодарить Вас за интересную беседу и пожелать Вам успехов!

 

Абдул-Бар Арсанукаев

www.ChechnyaTODAY.com


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна