23 марта исполняется 10 лет со дня проведения в Чеченской Республике Всенародного референдума и принятия Конституции ЧР.

Накануне празднования знаменательной для чеченского народа даты министр внутренних дел по ЧР генерал-лейтенант полиции Руслан Алханов вспоминает, как готовились в регионе к референдуму, какие препятствия приходилось преодолевать, и почему этот день был столь значимым на тот момент.

Р. Алханов тогда являлся начальником службы охраны Ахмата-Хаджи Кадырова и, практически, круглосуточно находился рядом с ним, а потому не понаслышке знает, через какие тернии пришлось пройти, прежде чем в регионе прошел Всенародный референдум.

- Руслан Шахаевич, Вы один из тех, кто в самые сложные годы становления и возрождения Чеченской Республики находился рядом с первым Президентом ЧР, Героем России Ахматом-Хаджи Кадыровым, который и инициировал проведение Всенародного референдума, а также являлся одним из авторов проекта, послужившего основой для действующей Конституции ЧР. Не могли бы Вы вспомнить, как всё начиналось, что предшествовало проведению Всенародного референдума в полуразрушенной республике?

- Все началось с того, что в декабре 2002 года в г.Гудермесе прошел съезд чеченского народа, инициатором которого выступил Ахмат-Хаджи Кадыров, и который призвал тогда к разработке собственной Конституции и формированию легитимных органов власти. После этого была создана специальная комиссия, изучившая 12 вариантов Конституции Чеченской Республики и выработавшая один единый её проект. Именно в его основу  лег проект, предложенный Ахматом-Хаджи Кадыровым. Далее этот документ  прошел всестороннюю правовую экспертизу и был вынесен на рассмотрение общества через СМИ.

- Вы один из немногих, кто не понаслышке знает обо всех трудностях, с которыми приходилось сталкиваться для того, чтобы провести в Чеченской Республике Всенародный референдум. Много было преград, прежде чем народ проголосовал на референдуме?

- Сегодня, конечно, многие помнят, как трудно тогда приходилось всему чеченскому народу, и как долго и тяжело мы все шли к тому, чтобы провести в республике референдум, но я хочу сказать, что руководству региона и, в первую очередь, Ахмату-Хаджи Кадырову (тогда он являлся Главой Администрации ЧР) было вдвойне сложно. Тот период нельзя вспоминать без горечи. Это было ужасное и очень трудное для всех жителей республики время. Права граждан в то время нарушались на каждом шагу. Невинных людей пытали, калечили и убивали... А Ахмат-Хаджи Кадыров был тогда единственным, кому население доверяло и именно поэтому у его дома или у места работы всегда было столпотворение. К нему шли с последней надеждой на справедливость, со своей болью. И всё это Ахмат-Хаджи пропускал через себя. Боль каждого обратившегося к нему за помощью он принимал как свою собственную. Те, кто тогда находился рядом с ним, видели это, а Ахмат-Хаджи Кадыров говорил, что иначе не может, несмотря на то, что это было очень тяжело для него…

Вначале мало кто верил, что идея с референдумом может воплотиться в жизнь. Естественно, что было очень много противников. Многие говорили, что референдуму не бывать, что  он проводится слишком рано, что народ не придет на избирательные участки. Многие пытались сорвать референдум. Помню, как в период подготовки и непосредственно накануне его проведения в адрес членов избирательных комиссий поступало множество угроз, особенно к тем, кто работал в отдаленных районах республики, но ни один из них даже не дрогнул. И, видя все это, волевым решением Президента РФ Владимира Путина и Ахмата-Хаджи Кадырова референдум прошел в назначенное время. Он был нужен и, в первую очередь, для того, чтобы жители Чеченской Республики чувствовали себя полноправными гражданами России, чтобы их права были защищены законодательно.

Результат превзошел все ожидания. Люди поверили Ахмату-Хаджи Кадырову и 23 марта 2003 года шли на избирательные участки целыми семьями. Они активно голосовали, потому что их будущее  и будущее их детей зависело теперь только от них самих. За долгие годы народ устал от безвластия и войн и на прошедшем референдуме высказал свое твердое желание - жить в мире и согласии в составе многонациональной России. Фактически это положило конец страшной войне, что стало возможным благодаря народному единству, благодаря народу, который сплотился ради будущего нашей малой родины – Чеченской Республики. И никто уже был не в силах что-либо изменить. Люди шли к избирательным участкам и проявляли свою гражданскую позицию, даже несмотря на угрозы и небезопасную оперативную обстановку. Никто их уже не мог запугать.

Такую активность избирателей в истории России до этого никто не наблюдал. Помню, что все наблюдатели, а среди них были и международные представители, были просто удивлены и поражены этой активности. И хотя многие из них с самого начала были настроены скептически, впоследствии все же признали легитимность результата референдума.

К тому же принятая тогда народом Конституция Чеченской Республики фактически являлась паспортом для всего народа, который впредь защищал их права и свободы. И все это произошло благодаря нашему лидеру - Ахмату-Хаджи Кадырову, чье имя уже навсегда останется в истории республики, в нашей памяти и памяти потомков.

- В 2003 году оперативная обстановка в республике, как было Вами замечено, была нестабильной. На Ваш взгляд, почему было принято решение именно тогда провести референдум, а не чуть позже, к примеру, когда ситуация стала бы более спокойной, т.е. насколько прошедший референдум был своевременным для того времени?

- Вы знаете, это было необходимо. И именно тогда, не раньше и не позже. Сам факт проведения и признания Всенародного референдума состоявшимся, а также принятия республиканской Конституции, стало настоящим прорывом из политического и социально-экономического кризиса региона.

Люди к тому времени были уже настолько измучены, что ждать дальше не было смысла. Народ мог не выдержать многолетнего гонения и скитания в качестве беженцев или, как еще принято говорить, вынужденных переселенцев. Людям нужна была защита, вера в лучшее, чтобы они чувствовали себя защищенными с точки зрения Закона, чтобы их права уже никто и никогда не мог нарушить. То, что референдум состоялся,  более того, прошел без каких-либо эксцессов, говорит о многом. И, в первую очередь, о доверии и поддержке политического курса Ахмата-Хаджи Кадырова, который за короткое время сделал то, чего не удалось сделать другим за гораздо больший срок. Он заложил фундамент, на котором стала восстанавливаться и возрождаться наша республика, а люди стали чувствовать себя полноправными гражданами России.

- А как же участники НВФ? Предпринимались ли с их стороны какие-либо попытки сорвать референдум?

- Подобные попытки дестабилизации обстановки в республике и тем более сорвать проведение Всенародного референдума со стороны участников бандформирований не прекращались ни на день. В целях обеспечения безопасности граждан на всех избирательных участках были выставлены дополнительные наряды сотрудников, тогда еще милиции. Правоохранительные органы круглосуточно несли службу и были переведены на усиленный вариант несения службы.

Несмотря на предпринятые меры, провокации все же происходили, но все они вовремя были пресечены. А однажды, уже на  второй день после референдума, в районе г.Аргуна на нашу проезжающую колонну автомашин, в одной из которых находился Ахмат-Хаджи Кадыров, было совершено вооруженное нападение со стороны боевиков. Мы тогда только распрощались с главой Избиркома России Александром Вешняковым, с которым у Ахмата-Хаджи Кадырова в г.Грозном была встреча и который только посетил нашу республику. В ходе этого нападения были ранены наши ребята, но атака бандитов была отражена, благодаря вовремя подоспевшей подмоге во главе с Рамзаном Кадыровым.

В любом случае, каждый из нашей команды -  команды  Ахмата-Хаджи Кадырова, без лишних раздумий готов был отдать за него свою жизнь и я в их числе. Мы все понимали, что если с ним что-то произойдет, республика вновь ввергнется в хаос и беспорядок, а этого нельзя было допускать.

Кстати, очень много ребят полегло именно в начале 2000-х годов. Все они были соратниками Ахмата-Хаджи Кадырова и до последнего вздоха защищали целостность нашей Родины, светлое будущее нашего народа.

- Руслан Шахаевич, не могли бы Вы вспомнить, где находились и что делали 23 марта 2003 года?

Это был исторический день, который я, как и все жители республики, ждал с большим нетерпением. Этого нельзя забыть. В тот день с утра я, в первую очередь, как и все односельчане, пошел на избирательный участок в с.Центарой и исполнил свой гражданский долг. Там же проголосовал и Ахмат-Хаджи Кадыров, с которым я находился весь день.

Очень ярко запомнилось столпотворение у входа в избирательный участок. По-моему, в тот день там были все возрастные категории. Всем было небезразлично будущее своей республики. Особенно поразило то, что очень много было молодежи и пожилых людей. Старики еле передвигались, но шли отдавать свои голоса. Каждый понимал, что именно его голос может быть решающим.

- А как бы Вы охарактеризовали обстановку в Чеченской Республике тогда и сегодня?

- Изменилось почти всё. С тех пор, как говорится, утекло немало воды. За эти годы многое произошло в плане возрождения республики, её экономического развития, но главным достижением, на мой взгляд, стало и остается то, что республика вошла в правовое поле, а народ почувствовал, что не безразличен государству, что он защищен.

Конечно, перед этим была проведена колоссальная, трудная и кропотливая работа, но результат того стоил. Ахмат-Хаджи Кадыров понимал, что, проведя референдум и приняв Конституцию ЧР, мы, тем самым, закладываем фундамент для дальнейшего строительства благоустройства всей республики. Потому, преодолевая все препятствия на своем пути, он шел к этому и добился своего. Сегодня мы все ему благодарны за это. Его уже нет с нами почти 9 лет, но он, как сказал Владимир Владимирович Путин, ушел из жизни непобежденным, защищая интересы своего народа.

Нельзя не сказать и о том, что с момента проведения референдума люди стали по-настоящему жить, а не вести жалкое существование, они больше не боятся выходить по вечерам на улицу – оперативная обстановка вот уже на протяжении нескольких лет продолжает оставаться стабильной.

Население чувствует себя в полной безопасности, что не может не радовать. У людей произошла переоценка ценностей. Сегодня у них на первом плане стоят социальные вопросы.

Все произошло именно так, как мечтал первый Президент Чеченской Республики, Герой России Ахмат-Хаджи Кадыров и воплотить эти мечты в жизнь смог его сын, наш национальный лидер – нынешний Глава Чеченской Республики, Герой России Рамзан Кадыров. Под его руководством за короткие сроки были полностью восстановлены и подняты из руин целые города и села.

 

Источник: Пресс-служба Главы и Правительства Чеченской Республики

www.ChechnyaTODAY.com


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2