Сунженский район вошел в состав Чеченского Автономного образования в 1929 году, до этого момента район именовался Сунженским казачьим округом. В 1934 году была создана Чечено-Ингушская Автономная Республика, т.е.  на момент объединения Ингушской и Чеченской автономий в 1934 году этот район был чеченский. В 1991г. на съезде ингушского народа было принято решение о создании Республики Ингушетия. В 1992 г. этот процесс был завершен изданием соответствующего Указа Президиума Верховного Совета РСФСР, но административные границы между Ингушской и Чеченской республиками не были определены.

Необходимость установления административной границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой назревала не одно десятилетие. Этот вопрос то поднимался, то забывался на разных уровнях власти и, пожалуй, братские взаимоотношения,  существующие между народами испокон веков, не позволяли переходить на споры и разногласия, пока ряд событий все-таки не привел к некоторому недопониманию в решении вопроса.

С просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию мы обратились, к доктору исторических наук, профессору, члену-корреспонденту Академии наук ЧР, члену Комиссии по определению административной границы между Чеченской Республикой и Республикой Ингушетия Мусе Ибрагимову.

- Дело в том, что, прежде всего, при решении этого вопроса нужно обращаться к такому фундаменту, как Конституция РФ.  В Конституции РФ предусмотрено, что если устанавливается граница  между вновь образованным субъектом - это Ингушетия, то решение по границе устанавливается Комиссией, которая создается центральными органами. Такая  комиссия после выхода Указа Президента РФ «Об образовании Ингушской Республики» была создана, но не приступала к работе. Через некоторое время создана вторая комиссия, которая также никаких решений не принимала. Затем, когда решался вопрос о проведении выборов в муниципальные органы власти в Чеченской Республике и в Республике Ингушетия, опять встал этот вопрос, фактически, в соответствии с законом РФ без определения границ  муниципальных образований проводить выборы нельзя. И я тогда, будучи депутатом Парламента, настаивал на необходимости определения границы, но Госдума приняла особый закон, в соответствии с которым было разрешено проводить выборы в этих муниципальных образованиях.

 - Как вы думаете, каким образом возможно решение данного вопроса?

 - Данная проблема должна быть решена не ингушской стороной и не чеченской; эта проблема, повторяюсь, должна быть решена в соответствии с Конституцией РФ комиссией, созданной Президентом РФ и которая, учитывая мнения обоих сторон и опираясь на документы и исторические факты, должна принять решение по определению границы. Единственный документ, на основании которого можно это сделать – документ, который принят в  1934 году Указом Президиума ВЦИК, в котором говорится о том, что Ингушская автономная область присоединяется к Чеченской Республике, не объединяется, а именно присоединяется. Мы  считаем, что границы должны быть  установлены там, где проходили в момент объединения. Как говорится, объединились, но с чем вошли, с тем и выходите. Ингушская сторона в данной ситуации отказывается исходить из этого факта. Начинаются разговоры о том, что Сунженский казачий  округ, это изначально, до 1929 года был не чеченской территорией. Тут хочется сказать, что до присоединения Сунженского казачьего округа к Чечне, он не относился и к Республике Ингушетия. С другой стороны, я не думаю, что Ингушетия и Чеченская республика заинтересованы в том, чтобы обстановка и отношения между двумя республиками, не только между народом, но и между руководством, стали бы напряженными и конфликтогенными  исходя из этой проблемы. Я думаю, что решая ее в соответствии с законом и Конституцией Российской Федерации, нам удастся  обойти конфликтные ситуации, когда в спор ввязываются люди, совершенно некомпетентные в этих вопросах, высказывают свое мнение, выказывая очень много агрессии, особенно в Интернете. Многие дискуссии выходят за рамки предмета обсуждения, переходят на личности. Это все чревато негативными последствиями во взаимоотношениях между братскими народами.

Этот конфликт не выгоден ни чеченскому народу, ни ингушскому.

- На ваш взгляд, что явилось поводом для обострения ситуации?

 - Нерешенные проблемы выступают в качестве отложенного конфликта, отложенной проблемы, и на каком-то этапе появляется повод, который вновь поднимает проблему. В любом случае, граница между субъектами российской федерации должна быть совершенно четко и однозначно определена. Тогда исчезнет источник конфликта.

-Расскажите о  работе Комиссии по определению административной границы между Чеченской Республикой и Республикой Ингушетия?

 - Комиссия готовит географическое обоснование, историческое обоснование, другие факторы, которые могут влиять на решение проблемы. Скажу откровенно - мы искали и смотрели документы не только в пользу чеченской стороны, но и любые документы, которые могли бы пролить свет на проблему и ситуацию. И мы попытались выразить свое мнение, и мне кажется, что оно было объективным. Мы готовы обсуждать эту проблему, но, к сожалению, на наши просьбы встретится или на территории Ингушетии, или в Чечне, наши ингушские коллеги не откликнулись. Хотя встреча была бы полезной. Свою позицию по решению данного вопросы мы изложили.

На наш взгляд, граница должна быть установлена в соответствии с параметрами, которые были обозначены в 1934 году. Это будет справедливым решением.  

- Спасибо. Надеемся на благополучное разрешение этого вопроса.

Беседовала Мадина Хамидова

 

Краткая биография: Ибрагимов Муса Муслиевич родился 30.04.1948 г. в п. Курашасай Актюбинской области Казахской ССР. В 1966 году окончил Веденскую среднюю школу. В 1975 г. стал выпускником философского факультета Ленинградского государственного университета. В 1988г. на философском факультете МГУ им. М.В.Ломоносова защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук на тему: «Негативное отношение к труду и его преодоление в условиях социализма». В 2003г. защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук на тему: «Формирование и реализация государственной миграционной политики России в 1990-е гг.» (МГПУ). В настоящее время является заведующим кафедрой «Политология и социология» ГГНТУ, а также профессором кафедры философии, политологии и социологии ЧГПИ и Российского исламского университета. В 2008 году избран членом-корреспондентом АН ЧР. М.М.Ибрагимов – автор более 100 научных работ, посвященных проблемам формирования человеческой личности, межнациональных отношений и миграционных процессов. В их числе монографии: «Миграционные процессы на постсоветском пространстве» (Саратов, 2001г.), «Миграция и политика» (Саратов, 2002г.) и «Чечня: через круги ада. О депортации и переселении чеченского народа» (М., 2003г. – в соавторстве с Мовсуром Ибрагимовым).

 В ноябре 2005 года М.М. Ибрагимов избран депутатом Парламента Чеченской Республики первого созыва, в котором возглавил Комитет по законодательству и законности, государственному строительству и местному самоуправлению Совета Республики. Награжден орденом «За развитие парламентаризма», медалями: «За заслуги перед Чеченской Республикой», «За трудовое отличие», «За честное исполнение депутатского долга», Грамотой Совета Федерации, Благодарственным письмом Президента ЧР, Грамотами Парламента ЧР и др.

 За большой вклад в развитие науки и образования Ибрагимову М.М. присвоено звание «Заслуженный деятель науки Чеченской Республики».

www.ChechnyaTODAY.com


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2