Чеченский омбудсмен считает, что совершенствование исправительной системы, её реформирование должны предусматривать отбывание наказания осужденными в местах, расположенных близко от их местожительства.

Уполномоченный по правам человека в Чеченской Республике, председатель комиссии по правам человека Общественного совета СКФО Нурди Нухажиев обратился к директору ФСИН России Геннадию Корниенко.

Основанием для обращения чеченского омбудсмена стало заявление Бислана Цурова с просьбой оказать содействие в переводе его брата в исправительное учреждение, расположенное на территории ближайшего к Республике Ингушетия  субъекта России.

Брат заявителя, осужденный Ваха Цуров, отбывает наказание в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия.

Со слов заявителя, близкие родственники Цурова лишены возможности реализовывать предусмотренные уголовно-исполнительным законом Российской Федерации права родственников на поддержание социально полезных связей с осужденным из-за чрезмерной отдаленности места отбывания им наказания и тяжелого материального положения семьи.

Омбудсмен считает, что было бы гуманным и целесообразным решить вопрос перевода осужденного Вахи  Цурова  в исправительное учреждение, расположенное на территории Северо-Кавказского федерального округа.

Напомним, на имя  Нурди Нухажиева как председателя комиссии по правам человека Общественного совета СКФО часто обращаются жители Северо-Кавказского федерального округа, родные и близкие которых отбывают наказание в отдаленных регионах страны, с просьбой оказать содействие в  их переводе в исправительные учреждения поближе к дому.

Н.С. Нухажиев считает, что, направление осужденных для отбывания наказания в исправительные учреждения, расположенные в отдаленных и труднодоступных субъектах Российской Федерации, нарушает не только их право на кратковременное и длительное свидание с близкими родственниками, получение посылок и передач,  но и права родственников, которые в силу различных причин не могут навестить осужденных.

Обращения Уполномоченного во ФСИН Российской Федерации о переводе осужденных в близлежащие регионы РФ получают отказ со ссылкой на ч.2 ст.73 и ч.2 ст.81 УИК РФ.

По мнению Нухажиева, изменения в ст. 73 УИК РФ ухудшают положение осужденных, тогда как согласно ст.54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающей ответственность, обратной силы не имеет. Следовательно ст. 73 УИК РФ в новой редакции не может быть применена в отношении лиц, совершивших преступления до внесения изменений в эту статью.

- Совершенствование исправительной системы, её реформирование должны предусматривать отбывание наказания осужденными в местах, расположенных не слишком далеко от их местожительства. Однако руководство ФСИН РФ, задолго до внесения изменений в ст.73 УИК Российской Федерации, направляет осужденных жителей СКФО в отдаленные труднодоступные регионы России.

Такие примеры, когда осужденный отбывает наказание за тысячи километров от места их постоянного жительства, можно перечислять очень долго, -говорит омбудсмен.

Многочисленные обращения Уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике к руководству ФСИН РФ о переводе осужденных жителей СКФО для отбывания наказания поближе к дому получают стандартный ответ: «в Южном и Северо - Кавказском федеральных округах наполнение колоний строгого режима превышает их лимит. Это обуславливает необходимость направления осужденных из субъектов  указанных федеральных округов в исправительные учреждения других регионов».

- В ст.18 Конституции Российского Федерации говорится, что смысл существования государственных органов власти заключаются в том, чтобы обеспечить права и свободы граждан. Других функций у них просто нет.

Не законы надо подстраивать под обстоятельства, а, наоборот, обстоятельства необходимо менять, чтобы закон мог действовать в полную силу,- говорит Н. Нухажиев.

- Согласно ч.1 ст.73 ЦИК РФ осужденные и лишенные свободы, кроме указанных в части четвертой настоящей статьи, отбывают наказание  в исправительных учреждениях  в пределах территории субъекта  Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены.

В исключительных случаях по состоянию здоровья  осужденных  или для обеспечения  их личной безопасности, либо с их согласия, осужденные могут быть направлены  для отбывания  наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.

Однако подавляющее  большинство осужденных из Северокавказского федерального округа  направляются  для отбывания  наказания в отдаленные  северные  регионы  Российской Федерации.

Это   стало  возможным  вследствие  изменения  федеральным  законодательством  ч. 2 ст. 73  УИК РФ  и введения   части четвертой  данной  статьи,  по которой  осужденные  за  указанные  в ней  преступления  направляются  для отбывания  наказания в соответствующие  исправительные учреждения, расположенные  в местах, определяемых  федеральными  органами  уголовно-исправительной  системы.

Следует отметить, что требование части первой данной статьи не изменено и не отменено. Согласно  части второй  статьи 73 УИК РФ в прежней  редакции,   при отсутствии  по месту  жительства  или  по месту  осуждения  исправительного  учреждения  соответствующего  вида  или невозможности  размещения  осужденных в имеющихся  исправительных  учреждениях,   осужденные  направлялись  в  исправительные  учреждения,  расположенные  на территории  данного субъекта  Российской Федерации,  либо в исправительные учреждения,  расположенные  на территории  « другого ближайшего  субъекта  Российской Федерации»,  а в новой  редакции  части второй  этой статьи  осужденные при указанных  выше обстоятельствах    направляются «в любой другой  регион  России».

Более того, при этом в отдельные  регионы  РФ  направляются  не только осужденные, не подпадающие  под  ч. 4  ст. 73 УИК РФ, но и даже  осужденные к отбыванию наказания  в колонии – поселении.            

Очевидно, что  направление  осужденных  в Северокавказском федеральном округе граждан  в северные регионы  Российской Федерации и отбывание ими  наказания  в суровых условиях  Севера коренным образом  ухудшает их положение и это следует расценивать как применение к осужденным дополнительной меры наказания, не предусмотренного приговором суда, - считает чеченский омбудсмен.

Нурди Нухажиев считает, что для защиты конституционных прав граждан  необходимо внести изменения в ч. 2. ст.17 УИК РФ, которые позволят осужденным отбывать наказание в местах    проживания, осуждения или в ближайших субъектах Российской Федерации.

Пресс – служба Уполномоченного по правам человека в ЧР.

www.ChechnyaTODAY.com


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2