В чем цель убийства правозащитников? В среду на этой неделе сотрудник Правозащитного центра «Мемориал» Наталья Эстемирова была похищена в Грозном. Ближе к вечеру в Ингушетии, недалеко от федеральной трассы "Кавказ", ее тело обнаружили с огнестрельными ранениями в голову и грудь. Президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров отметил, что у Эстемировой не могло быть личных врагов среди здравомыслящих людей, так как она всю себя посвящала защите прав человека. «Какие-то силы никак не могут успокоиться и смириться с тем, что в Чеченской Республике закончились военные действия и наступил мир, хотят, чтобы кровь проливалась постоянно и потому планируют самые кощунственные и бесчеловечные акции, чтобы держать власть и общество в напряжении. Нет ничего, перед чем они остановятся, чтобы не допустить снятия с региона ярлыка территории военных действий», – говорит Кадыров.Эту же цель, по его словам, преследовали и организаторы убийства Политковской. «Когда прошло время, подняли руку и на Эстемирову», – отметил президент.

Сравнение Натальи Эстемировой с Анной Политковской сделано не случайно. Они действительно были очень похожи друг на друга. Только не внешне, а внутренне. Не зря они даже сдружились.

Обе из примерно одного поколения, люди схожего внутреннего мира и близких по методу действий. Политковская была журналистом по профессии, Эстемирова – учительницей, но обе – правозащитниками по духу. Правозащитной деятельности они отдавались целиком, считая ее главным делом своей жизни.

Правозащитная деятельность имеет весьма специфический характер и предъявляет особые требования к людям, занимающимся ею. Но есть в этой работе одно правило, о котором очень редко говорят. Профессия, в основе которой лежит стремление защитить права человека, неизбежно приводит к конфликту с теми, кто эти самые права нарушает. И поэтому чем шире и многообразнее деятельность правозащитника – тем больше оказывается список тех, кто недоволен им. Это своеобразная плата за успех в этой благородной профессии, делающая ее не менее опасной, чем профессия, скажем, военного журналиста.

И еще. В отличие от других профессий, популярность для правозащитника может служить защитой, а может, наоборот, представлять скрытую угрозу. Популярный, а значит широко известный правозащитник в чем-то сродни политику и как политик, которому присуща определенная общественная функция, он может стать точкой приложения силы. И от того, кто приложит эту силу, будет зависеть очень многое.

Так и Наталья Эстемирова. Ее имя было широко известно не только в Чеченской Республике, но и далеко за ее пределами. Ее высоко ценили как правозащитника, но это означало также, что широким был и круг тех, кому мешала ее правозащитная деятельность. Подобные фигуры занимают особое место в общественном сознании и способны оказывать на него существенное воздействие не только своей деятельностью, но в наибольшей степени – своей гибелью. Правозащитников, как и политиков, чаще всего убивают не для того, чтобы пресечь их деятельность, а для того, чтобы получить какую-то конкретную (чаще всего – политическую) выгоду через то воздействие, какое это убийство окажет на общественное мнение. В силу широкой известности Натальи Эстемировой ее убийство может спровоцировать, качнуть ситуацию в Чечне в совершенно непредсказуемую политическую область. Это понимали и понимают многие.

Прежде всего, в условиях пристального внимания к Чеченской Республике, где совсем недавно был отменен режим КТО, любой инцидент, связанный с нарушением прав человека, а особенно такого, как право человека на жизнь, имеет крайне важное значение. Что же тогда говорить об убийстве правозащитника? Понятно, что после такого даже самый закоренелый оптимист задумается – а так ли безопасно в Чечне и так ли эффективны власти в борьбе с террористами, как они говорят. Одним словом, масса простора для провокаций.

Также и политические противники республиканской власти могут использовать случившееся, чтобы лишний раз бросить камень в тех, кто «допускает» подобное – то есть, во власть. Использовать для того, чтобы отвести внимание от себя, переключить, что называется, на другое. А в случае максимального для них благоприятствования и вовсе бросить тень – перед федеральным центром. И тут встает вопрос – а насколько случайно такое происшествие? И не было ли оно устроено этими самыми противниками власти?


Центр Стратегических Исследований Чеченской Республики
www.chechnyatoday.com








{mosloadposition user9}


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2