Легко быть героем в экстремальной  или экстраординарной ситуации. Но быть героем в повседневной жизни, каждый день – невероятно трудно. Бороться за жизнь людей, продлевать ее настолько, насколько это возможно – не все возьмутся за этот тяжелейший труд. Те же, кто взвалит на себя эту ответственность, никогда не смогут уйти из профессии.

Передо мной миниатюрная женщина, заместитель главного врача Республиканского онкологического диспансера. При первом взгляде на нее, невозможно догадаться, что за этой хрупкой внешностью скрывается твердый характер и выдержка, которая не всегда присуща даже мужчинам.

Кажется, что Роза Ахмедовна Моллаева развенчала все стереотипы,  которые только существуют по отношению к женщинам-врачам.  Во времена СССР, она, чеченка, не состоящая в партии, заведовала Республиканским онкологическим диспансером в течение 16 лет. Она, несмотря на тяжелую профессию, не утратила способности сопереживать и сочувствовать пациентам, более того, Роза Ахмедовна считает, что врач, лишенный этого качества не может быть хорошим онкологом.

Лауреат премии «За честь доблесть милосердие», «Отличник здравоохранения», человек, который вел прием больных в разрушенном войной здании диспансера, а позже, когда и его разрушили окончательно, в чужом гараже.                      

Роза Моллаева родилась в Казахстане, в депортации. После реабилитации Чечено-Ингушского народа ее семья вернулась в Грозный, где девочка окончила среднюю школу №11. После, она поступает в Северо-Осетинский медицинский университет и после его окончания начинает работать с онкологическими больными, и как покажет жизнь, останется с ними.

– Конечно, я не мечтала о том, чтобы  стать онкологом, но познакомившись с профессией – поняла, что не могу ее уже оставить. Это тяжелая работа, но вместе с тем интересная. К этой работе нужно привыкнуть, нужно усилие, чтобы остаться и я думаю, что это призвание. Без призвания в нашей профессии тяжело, – рассказывает Роза Ахмедовна.

Начинала она свою трудовую деятельность в 1974 году, в Республиканской больнице, где находились «койки» для онко-больных. Отработав положенные по распределению три года, молодой врач продолжила свою деятельность в Онкологическом диспансере, который позже с 1984 года и возглавила.

– В первую войну, уже в марте 1995 года, мы вышли на работу. Диспансер был разрушен, но мы сами завешивали окна пленками, находились по несколько врачей в одном кабинете и так вели прием, потому что не было помещений. Надо отдать должное моим коллегам за проявленную отвагу и мужество в то время, однако, тяжелее чем нам, было нашим пациентам. Не хватало медикаментов, мы не могли проводить необходимые процедуры, а за пределы республики наших больных брали неохотно, – вспоминает она.

Во вторую кампанию остатки диспансера добила бомбежка. Напротив, где раньше был диспансер, находился чей-то гараж и врачи-онкологи вели прием в нем, оборудовав, как могли под свои нужды.

– С 2000 года я работала в 1-й городской больнице, заместителем главного врача. Весь военный период больница наравне с 9-й оказывала скорую помощь, и там же мы выделили койки для онкологических больных. Мы старались как-то помочь своим больным, и за эту работу больница была представлена к номинации «Профессия жизнь» и ей было присвоено почетное звание  «Великая миссия врачей», – рассказывает Роза Ахмедовна.

Ей же, была вручена премия и орден «За честь, доблесть, созидание, милосердие». В 2005 году ей присвоили звание «отличник здравоохранения России».

В 2007 году, по распоряжению Главы ЧР Рамзана Кадырова, в Грозном был выделен участок для строительства Онкологического диспансера, и тогда опытного онколога попросили вернуться для организации этой службы. С 2008 года Роза Моллаева возглавляет организационную часть диспансера.

– Высокая смертность среди наших больных обусловлена тем, что пациенты попадают к нам на уже последних стадиях заболевания, когда мы уже практически ничем не можем им помочь. Говорят, что это из-за низкой санитарной культуры, но я уверена, что основная причина социально-экономическая. Люди откладывают визит к врачу до последнего, так как все-таки обследование дорогое, и многим финансы этого не позволяют. Для многих пенсия единственный источник дохода, а на нее нужно не только прожить самому, но и помочь детям и внукам, как того требует наш менталитет. Невозможно не сопереживать пациентам. Ведь каждый больной чей-то родственник, это чья-то сестра, мать, это чья-то трагедия. Кажется, что мы работаем в аду, но многие виды этого заболевания мы с успехом излечиваем, например, рак кожи на 95%, – рассказывает она.  

Онколог подчеркивает, что при раннем выявлении заболевания преодолеть его могут 98% больных.

Роза Ахмедовна в родном диспансере стала наставницей для нового поколения врачей-онкологов. В ее кабинете стоят два стола: один с большим офисным креслом – креслом заместителя главного врача и боковой стол с обычными стульями вокруг. Беглый взгляд замечает, что основная работа проходит на боковом столе, а главный стол стоит полупустой.

– Я не сажусь в это кресло, – кивает на него врач, – Я оставила его для того, кого я научу этой профессии, для того, кто меня заменит.

Несмотря на загруженность работой (в ходе беседы к ней постоянно обращаются коллеги), Роза Моллаева строит планы по привлечению молодых врачей к научной деятельности. Она мечтает организовать костяк ученых-онкологов, которые проводили бы исследования в этой области и смогли бы внедрять результаты своей работы в практику.

– Конечно,  может нам и не удастся  объяснить саму суть рака, но вполне могли бы изучить и объяснить причины возникновения того или иного вида заболевания, и как с ним бороться, – отмечает она.

Роза Ахмедовна  много говорит о планах оснащения диспансера и нового оборудования,  о внедрении различных лечебных практик.  Становится ясно, что, несмотря на долгие годы, проведенные в профессии, старейший онколог республики до сих пор получает от нее удовольствие и также горит желанием развивать это направление в медицине, как и в самом начале своего пути.

– Мне импонирует настрой нашего Главы на то, что в нашей Республике все должно быть самое-самое. Самая большая мечеть, самый красивый город, самые оборудованные больницы. Благодаря ему в нашем диспансере скоро появится оборудование, позволяющее нам определять генетическую расположенность пациента к тому или иному виду рака. Я верю, что скоро наш диспансер станет самым лучшим на территории Северного Кавказа, – улыбается Роза Ахмедовна.

Беседовала Хава Хасмагомадова

www.ChechnyaTODAY.com


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна