Чеченский омбудсмен объяснил, почему  в Чечне стоит памятник жертвам трагедии в селении Дади-Юрт, сожженном по приказу генерала Ермолова в годы Кавказской войны.

Открытие мемориала жертвам трагедии в селении Дади-Юрт в Гудермесском районе Чечни  после реконструкции было приурочено к празднованию Дня чеченской женщины. Однако, это сообщение вызвало неоднозначную реакцию отдельной части российского общества. Тут же из уст некоторых общественных деятелей и политиков  посыпались обвинения в том, что в «Чечне устанавливают памятники в честь женщин, убивших русских солдат».    Подобные заявления активно подогреваются и  в СМИ. 

Уполномоченный по правам человека в ЧР Нурди Нухажиев в своем комментарии относительно развернувшейся в СМИ дискуссии рассказал, почему в Чечне стоит памятник  жертвам трагедии в селении Дади-Юрт и, почему имя Ермолова не должно быть удостоено такой чести.

- История слишком многогранна и попытки  ее ревизии без учета реальных обстоятельств и изучения причин  конфликтов,  будут приводить только к  расколу общества. Ни у кого не вызывает возмущение памятник Пушкину, Толстому и  другим классикам русской литературы. Никто не станет высказывать  возмущение и по поводу памятников воинам, к примеру, Александру Невскому, Дмитрию Донскому, Суворову, Кутузову, Нахимову и другим олицетворяющим русское воинство героям. В отношении западных стран и их политики колониальных завоеваний историки дают четкое определение того, что это была агрессия. Совершенно иная позиция просматривается в отношении к завоеванным Российской империей территориям. Некоторые эксперты склонны утверждать, что это было благом для населявших эти территории народов,  что, безусловно, так и есть с одной стороны.  Однако, говоря о принесенном благе, не стоит умалчивать и то, каким чудовищным актом  насилия это благо сопровождалось. Об этом нужно говорить не ради мести, а ради того, чтобы не повторять ошибок прошлого и не идти на поводу у страдающих манией величия и амбициями правителей и генералов. Покорение Кавказа происходило с применением изуверских методов колонизации. Именно Ермолов был инициатором стратегии выжженной земли, сопровождавшейся голодом, мором и насильственной депортацией некоторой части коренных этносов в страны Востока. На его совести сотни тысяч жертв. Об этих бесчеловечных методах ведения войны историки  по большей части почему-то предпочитают молчать. Зато с особым рвением они описывают «примитивность» и «варварскую сущность» противившихся насильственному  «оцивилизовыванию» горцев.  Между тем, это была не война против русских, как ее пытаются преподнести некоторые псевдоисторики. На Кавказ от гнета и произвола царских сатрапов бежали сами русские, причем они оседали здесь с семьями и целыми станицами задолго до прихода царских войск. И никто их не обращал в рабство, не посягал на их веру, хотя и селились они на землях горцев. В Чечне  есть   тайпы, которые берут свое начало от русских фамилий.     К примеру, большим уважением  среди чеченцев  пользовался генерал Слепцов, именем которого нередко называли чеченцы своих сыновей. Есть антиподы, такие как  Ермолов, именем которого детей пугали.

Трагедия села Дада – юрт – это всего лишь один из эпизодов той войны.  Это исторический факт.  И я не понимаю, почему мы должны от него отказываться.  Это одна из трагических и в тоже время героических страниц не только отдельно взятой Чечни, но и России в целом. Конечно, при умелой  взвешенной политике  можно было избежать тогда  потоков крови и бессмысленных для обеих сторон конфликта потерь. Ровно так же как и в недалеком прошлом. Но именно этим и ценен  исторический факт, что должен заставить много раз подумать, прежде чем поддаваться эмоциям, - сказал Нурди Нухажиев.

Чеченский омбудсмен  также отметил, что памятник открыт не «женщинам, которые убивали русских солдат», как это интерпретируют  некоторые общественные деятели, эксперты,   а девушкам, героически погибшим, не приемля для себя  участи военного трофея.

-  Девушки были  захвачены царскими войсками на руинах и заваленного трупами селения.  Стоит ли удивляться тому, что они предпочли смерть позору, который их ожидал в плену.  Памятник чеченской женщине –это не противопоставление, а напоминание  обществу о необходимости извлечь уроки из прошлого и не допускать в будущем подобных трагедий. Об этом и говорил Глава республики,  открывая памятник чеченской женщине. Что касается призыва президиума движения «Офицеры России» установить в качестве ответа в Москве памятник Ермолову, если он действительно имеет место быть, то остается только посочувствовать членам данного «братства». В Москве уже есть один памятник «герою» еще одной кавказской эпопеи Буданову. Логично будет поставить их рядом друг с другом, - отметил омбудсмен.

Пресс-служба Уполномоченного по правам человека в ЧР

www.ChechnyaTODAY.com


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2