«Прости их, Господи, ибо
не ведают они, что творят!»
Пророк Иисус Христос

Ислам в России существует в уникальных условиях. В отличие от Европы, российские мусульмане в большинстве своем являются представителями коренных народов страны, с незапамятных времен, живущих на своей земле.

Также, как и православие, ислам насчитывает на современной территории России тысячелетнюю историю, включающую эпизоды торгового и военного противостояния с православием, вассальную  зависимость (как православных стран от мусульманских, так и наоборот), периоды торговли и мирного сосуществования. Ислам пришел на нашу землю раньше,  чем произошло крещение Руси.   

Уже в  VIII веке на территории Дербента (Дагестан) была построена мечеть. Независимые мусульманские государства на территории России существовали с Волжской Булгарии до окончания Кавказской войны; весь этот тысячелетний период мусульмане жили и на территории христианских государств – русских княжеств и феодальных республик, Великого княжества Литовского, Московского государства, Российской империи. В 1312 году ислам, как государственную религию, приняла Золотая Орда (1312-1430)  - одно из государств – преемников империи Чингисхана, располагавшейся на значительной части современной России (Поволжье, Кавказ, Сибирь). Когда  в 1430 году Золотая Орда распалась на Большую и Ногайскую Орду, а также ряд независимых ханств, на территории современной России существовали следующие исламские государственные образования: Казанское ханство, Астраханское ханство, Сибирское ханство, Крымское ханство, Касимовское ханство. Нелишне будет отметить и  то, что в 980-годы по «Повести временных лет»  и по данным восточных источников,  послы Владимира Святославовича и сам князь,  вели переговоры о принятии ислама с Хорезмом, но остановились на христианстве, пришедшем из Византии.

Много веков мусульмане России мирно сосуществовали с официально господствующим православием, часто подвергались притеснениям, а затем 70 лет жили при советской власти, стремившейся вывести религию на задворки общества.

Вступив в постсоветский период, исламская община оказалась в  основном состоящей из людей,  ведущих почти неотличимый от остальных россиян образ жизни и не имевших возможности тесно соприкоснуться  с исламской традицией. Однако это не мешает им ощущать себя мусульманами и гордиться этим, хотя живут они в лидирующей по числу абортов и разводов стране, в обществе,  лишившемся привычной нравственной системы координат.

По мнению многих экспертов и в частности,  эксперта Московского центра Карнеги Алексея Малашенко к 2020 году  доля мусульман в населении России составит 17-19%. Большинство из них будут выходцами с Кавказа. Сохранятся очаги исламского радикализма. Возрастет   исламофобия в обществе, которая закрепится  в  политическом и бытовом сознании и поведении значительной части российских граждан. Ее росту, помимо проблем  в  этноконфессиональных отношениях, продолжит способствовать взаимная предубежденность Запада и мусульманского мира.

Ислам в разной степени и в разные периоды оказывал и оказывает влияние на внутриполитическую ситуацию в стране. Исламский фактор невозможно игнорировать и при формировании внешнего курса России.

В некоторых мусульманских регионах, таких как Ингушетия, Чеченская Республика, Дагестан,  рождаемость традиционно высокая. Наряду с ключевой для современной России проблемой вымирания ее населения, сокращающегося ежегодно примерно на один миллион человек, это вызывает серьезную озабоченность и раздражение у некоторых российских политиков и деятелей, которых проблема вымирания русских волнует в последнюю очередь.

Так, например,  один из лидеров Союза правых сил Борис Немцов, недавно претендовавший на президентство,  заявил, что меры, направленные на повышение рождаемости, « в том виде, в котором это предлагается», опасны для России, так как они «будут дополнительно стимулировать рождаемость в регионах, населенных преимущественно мусульманами». В этих условиях, по его мнению, территория, где проживает мусульманское население, имеет шанс на то, чтобы вырваться из режима вымирания, а там, где проживают в основном русские, таких шансов практически нет. Очевидно, что этот деятель озабочен тем, что часть россиян, исповедующих ислам, вымирает не такими темпами, как хотелось бы Немцову и компании.

Профессор Московской духовной  академии диакон Андрей Кураев, выступая с критикой нынешней миграционной политики российских властей, заявил в интервью курганской газете «Новый мир»: « Будущее у России светлое, но короткое. Нам осталось лет пятьдесят. Дальше придет ислам. Странно, что правительство нашей страны не понимает этого и не принимает никаких мер, заселяя страну гастарбайтерами».  Далее, он дал понять, что для противостояния исламу православие должно стать государственной религией, в пользу чего говорит то, что оно    никогда не было агрессивным.  

После событий в Беслане А.Кураев опубликовал книгу «Как относиться к исламу после Беслана», которая исламской общественностью России была воспринята чуть ли не как прямой  призыв к православию объявить войну мусульманскому населению России.

Прямые призывы к насилию в СМИ в отношении этнических и конфессиональных групп населения России, многочисленные случаи публичного проявления агрессивной ксенофобии стали настолько очевидной и явной угрозой, что Президенту Российской Федерация  Владимиру Путину пришлось заявить, что разжигание национальной  и религиозной вражды, расизма и бытового национализма встретят со стороны государства решительный отпор. Однако,   в значительно большей степени, чем общество,  сами государственные органы, прокуратура, суды заражены бациллами национальной нетерпимости и ненависти. И, во всяком случае, пока со стороны государства мы не видим никаких признаков отпора этому явлению.

Случаи публичного проявления исламофобии в России множатся из года в год и представляют тревожную картину: нападения на представителей мусульманских религиозных организаций, осквернение мусульманских кладбищ, разбойные  нападения  на мечети, регулярные публикации в общефедеральных печатных изданиях «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», «Аргументы и факты», « Известия», «Новая газета» и др.  статей  с    использованием оскорбительных высказываний в отношении мусульман. Эти  и ряд других  газет  ведут активную античеченскую,  антикавказскую   и  антимусульманскую пропаганду, проводят линию на  противопоставление христиан и мусульман. В том числе, подливает масло в огонь, предвзятое, а порой агрессивное отношение к уроженцам Чеченской Республики сотрудников правоохранительных органов во многих субъектах Российской Федерации.

Показываемые  на федеральных телеканалах телесериалы « Убойная       сила», « Улицы разбитых фонарей», «Застава», « Морские дьяволы»,  «Курсанты» и др.  имеют  четко выраженную антимусульманскую и,  в   частности,  античеченскую направленность.

Как пример триумфа античеченской художественной импровизации режиссера,  или стоящих за ним сил, можно привести последнюю серию сериала «Курсанты». Голос за кадром проникновенно рассказывает, как закончилась Отечественная война для того или иного героя фильма - курсанта военного училища: один дошел до Берлина, другой погиб при освобождении Будапешта, а вот третий, самый положительный герой фильма, погиб при освобождении Варшавы, цитирую: «зарубленный шашкой чеченца из фашистского Кавказского кавалерийского корпуса СС». Вот так, не больше и не меньше! А что такого корпуса в природе не существовало, уже не столь важно. Ложь прошла в эфире.

Прежде чем акцентировать внимание на этом факте, режиссеру фильма следовало бы знать, что чеченцев и ингушей на немецкой службе не было, тогда как одна, чисто русская  власовская армия с казачьими частями доходила, по официальным данным,  почти до полумиллиона человек. В частности, в составе немецко-фашистских войск на Северном Кавказе были сформированы два кавалерийских полка из числа казаков Дона, Кубани и Терека. Общее количество бывших советских граждан, в основном русских и украинцев, согласившихся служить у немцев составило по различным оценкам от 1,5 миллиона до 3 миллионов человек из 7,5 миллионов солдат и офицеров, оказавшихся в плену. Кроме Русской освободительной армии (РОА) и Комитета освобождения народов России (КОНР), под руководством предателя генерала А.А.Власова, на стороне Германии воевали: Русская освободительная народная армия (РОНА), Казачий Стан,  15 –казачий кавалерийский корпус СС, 29- гренадерская (русская) дивизия СС, Зеленая армия особого назначения, Русский корпус, 30 –гренадерская дивизия СС.                                                                                                                        

Таким образом,  у бедного курсанта, из телесериала, было невообразимо больше шансов быть зарубленным шашкой своего единоверца-славянина, нежели чеченца-мусульманина, да еще из корпуса, рожденного больным воображением режиссера-ксенофоба.

Заслуги чеченцев перед  Родиной намеренно замалчиваются. Не каждому известно, что среди погибших героев - защитников легендарной Брестской крепости  было 230 чеченцев, что не менее 60 тысяч чеченцев воевало на различных фронтах Отечественной войны, многие из них дошли до Берлина.

Воины-чеченцы в массе своей честно и мужественно выполнили воинский долг, служа порой образцом для воодушевления целых частей и соединений, что подтвердил Президент России В.В.Путин на саммите в Санкт-Петербурге 10 сентября 2013 года, отвечая на вопрос: «Когда городу Грозный будет присвоено звание – Город воинской славы?».

Как должны воспринимать вышеуказанные высказывания родственники легендарного защитника Ленинграда, 19 летнего снайпера Ахмата Магамадова, защитника Москвы  снайпера Абухаджи Идрисова, Героев Советского Союза -  командира пулеметного взвода Ханпаши Нурадилова, командира стрелкового батальона Ирбаихана Бейбулатова и его братьев Магомеда, Бейсолта и Махмуда, знаменитого командира полка, Героя Советского Союза Мовлади Висаитова и сотен других  чеченцев - героев войны?

Как должны себя чувствовать те десятки чеченцев, ставшие Героями России уже в наше время и те, которые продолжают погибать, защищая целостность России?

Поэтому выглядят нелепо  поделки  телевидения,   показывающие  чеченцев сплошь дикими, заросшими, без намека  на интеллект и разумную мысль, существами   злобными и скорыми на  расправу.  В то же время с  ними воюют  «благородные рыцари, без  страха и упрека», проявляющие чудеса храбрости,  героизма и  преданности  Родине.

Остается непонятным, как миллионная армия этих «рыцарей» больше десяти лет воевала  с боевиками, численность которых по разным оценкам,  

не превышала  от 2-х до 4-х  тысяч   человек. Единственным объяснением остается то, что этими «воинами» война велась, в основном,  с мирным населением, причем с применением  всех видов оружия, кроме ядерного. И, увы, отнюдь не «благородными рыцарями»  они выглядят на самом деле, тому есть документальные подтверждения и несколько тысяч возбужденных уголовных дел по фактам убийства и похищения мирных граждан.

Одно неоспоримо – перечисленные факты способствуют углублению отчуждения между народами России, подвергают сомнению саму возможность существования их в едином государстве. И это после того, как в двух войнах убиты десятки  тысяч мирных жителей  Чеченской Республики и еще большее количество искалечено физически и духовно.

Рассуждая о проблеме исламофобии, часто говорят о столкновении христианской и исламской цивилизаций, соответственно цивилизации «светлой» - христианской, и цивилизации «темной» - исламской. Однако  мусульманские лидеры отрицают такую терминологию, резонно полагая, что такие настроения и мнения идут в общество из-за мощной волны исламофобии, элементов  грязных  политтехнологий, преследующих разные цели - от внутриэлитных разборок до стремления угодить Западу.

Исламофобия в России - порождение последних 10-15 лет. Это часть глобальной стратегии, которая активно стала внедряться Западом  после крушения советской системы и  провоцировалась определенными силами.

Западному обывателю надо было придумать новое зло, идентифицировать образ врага, чтобы с помощью политических технологий,  контролировать массы и указывать против кого надо всем дружить. На такую роль, в силу разных причин,  выбрали, в конце концов,  Ислам.

Представители либеральных кругов России, ориентированные на Запад, всячески дискредитируя Ислам как религию, как образ жизни, как мировоззрение, методично, изо дня в день,  внедряют эти пиарные разработки в массы. Выстраивается такой ассоциативный ряд, в результате которого у обывателя на подсознательном уровне закрепляются антимусульманские  стереотипы. Данная пропаганда не могла пройти мимо. В результате мы сегодня имеем то, что в массовом сознании Ислам ассоциируется исключительно с негативом.                                                                                                          

Современная   российская исламофобия неразрывно связана с явлением, которое условно называется «русским национальным проектом». Это политтехнологическая схема, которая должна стать действенным элементом мобилизации общества. На одном полюсе этого проекта стоят русские расисты, которые говорят о принципе крови и чистоте нации, на другом «цивилизаторы», говорящие о приоритетной роли русского народа в формировании российской цивилизации, причем становым хребтом этой самой цивилизации должно стать православие. Таким образом, наши исламские вероубеждения могут быть лишь неким частным делом или же оставляется вариант принять православие.

Нынешняя власть, не имея четкой линии по отношению к Исламу и мусульманам, руководствуется, в основном, тактическими соображениями. Представляется, что рост исламофобии в российском обществе не в ее интересах и, по крайней мере,  публично  власть достаточно активно борется с ксенофобией. Здесь можно вспомнить массу заявлений В.Путина о сближении с исламским миром, достаточно жесткое пресечение попыток опубликовать карикатуры на Пророка (мир ему) и т.д. В то же время,  на государственных телеканалах ежедневно крутят сериалы про «злых мусульман»,  ежедневно из уст ведущих журналистов страны мы слышим такие термины как  «исламисты-террористы», «экстремисты - исламисты» и т.д.  

Между тем, любой мусульманин является исламистом, поскольку слово Ислам  означает название религии, последователей которой в мире более одного миллиарда и число которых стремительно растет каждый год.

Таким образом,  СМИ не только отражают ксенофобские  «настроения народа» но и сами, в немалой степени, провоцируют межнациональную ненависть и нетерпимость. Сегодня в Российской Федерации искусственно, с попустительства власти,  насаждается русский великодержавный шовинизм и роль СМИ в этом очень велика.  Вся эта «пропаганда ненависти» подпитывает  политику властей России, которые могут либо привлекать мусульман к себе,  как равноправных граждан многокультурной страны, либо отталкивать и настраивать против себя, как это происходило в Чечне  последнее время.

Единственное, что российскому государству уже никогда не удастся сделать, так это не замечать мусульман. Исламский фактор стоит на повестке дня современной России, и со временем будет только усиливаться. Руководство страны должно понимать, что  воздействие на религию, использование ее в своих целях,  обязательно ударяет другим концом по целостности государства и неизбежно приведет к  развалу России и разрушению мира.

Пока все народы России:   русские, татары, чеченцы, чуваши, башкиры, удмурты, буряты…,  словом,  все коренные народы России   не осознают, что нам нечего делить между собой, что мы сильны единством нашей многонациональной российской семьи, до тех пор нас будут стравливать и  стремиться разделить.

Россия, претендующая на эффективное развитие и достойное место в мире, вступившая на путь глубочайших преобразований,  должна обеспечить верховенство закона, соблюдение демократии, прав и свобод граждан любой национальности,  равного уважения ко всем конфессиям. Это и есть основа целостности Российской Федерации.

Для того, чтобы в нашем государстве добиться межнационального согласия, построенного на принципах толерантности и взаимодоверия, добиться всеобщего народного покаяния и взаимного прощения, необходима политически правильная оценка событий, происходивших в Чеченской Республике, и заслуг ее народа в победе России над международными террористическими формированиями.

Султан Салманов,

начальник Управления по приему

и консультации граждан аппарата

Уполномоченного по правам человека

в Чеченской Республике     

«Грозненский рабочий», № 6 от 4 октября 2013 г. 

 www.ChechnyaTODAY.com


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна