В Чеченской Республике реализовывается уникальная система взаимодействия жителей региона с его руководством. Глава республики Рамзан Кадыров создал канал связи, по которому любой житель может обратиться к нему с просьбой о помощи. С момента запуска этого «эксперимента» отслеживанием нуждающихся в помощи людей занимался Ильман Вахидов, в начале, в должности помощника Главы ЧР, а теперь – директора департамента национальной политики Министерства Чеченской Республики по национальной политике, внешним связям, печати и информации. В интервью нашему информационному агентству он рассказал об эволюции своей работы и ее секретах.

 - Ильман Султан-Умарович, расскажите, пожалуйста, о работе отдела по взаимодействию с гражданским обществом. Какую конкретно работу проводят ваши сотрудники?

 - Отдел по взаимодействию с гражданским обществом входит в департамент национальной политики Министерства Чеченской Республики по национальной политике, внешним связям, печати и информации. Всего у нас работает 9 человек. Мы проводим работу с электронной почтой Главы Чеченской Республики feedback-95@mail.ru, обрабатываем обращения граждан, которые нам передает Администрация Главы и Правительства ЧР, кроме того, порой люди сами приносят письменные обращения к нам. Также мы занимаемся рассмотрением смс-сообщений, которые жители Республики присылали на специальный номер. Стоит отметить, что этот номер телефона больше не работает. Он был отключен решением Главы.

 - Почему был прекращен прием смс-сообщений? Ведь этот способ обращения наиболее доступен нашим соотечественникам.

 - Смс-сообщения не принимаются с 27 июня 2013 года. Конечно, смс удобнее для многих жителей ЧР, но некоторые начали расценивать этот канал связи как забаву. Глава принял решение прекратить прием обращений с помощью смс-сообщений, потому что люди начали злоупотреблять этим номером и присылали уже откровенно глупые и наглые просьбы. Адрес электронной почты удобен по нескольким причинам: пользователь может приложить фотографии, либо документы,подтверждающие его бедственное положение. Также форма электронных сообщений прописана в законе об обращениях граждан, в отличие от смс-сообщений. Если нам приходит письмо с подробным изложением проблемы и к нему приложены документы, либо визуальные доказательства, это экономит силы и время наших сотрудников и позволяет нам сразу вносить человека в базу данных.

 - Какие обращения, в основном, получает Ваш отдел?

 - На первом месте по количеству обращений – просьбы помочь с решением жилищных проблем, на втором месте просьбы о трудоустройстве, на третьем просьбы оказать помощь в лечении.

По обращениям по первому вопросу и проходит наша основная работа. Всех обратившихся мы условно делим на две категории: нуждающиеся и остронуждающиеся. Приоритет имеют сообщения от граждан, которые уже несколько лет находятся в сложной жизненной ситуации, у которых нет собственного жилья, работы, а следовательно средств к существованию и близких родственников, которые могли бы помочь им. Также обращаем внимание на количество детей в семье и наличие инвалидов. К сожалению, к нам поступает много недостоверных сообщений. На их проверку уходит время, которое мы могли бы потратить на помощь действительно нуждающимся людям. Мы очень скрупулезно  рассматриваем каждое дело, потому что боимся построить дома тем, кто этого не заслуживает.

Обращения по трудоустройству и лечению мы направляем в профильные ведомства: Министерство здравоохранения  и Министерство труда, занятости и социального развития. Так как эти вопросы лежат вне поля нашей компетенции. Однако, даже здесь возникают некоторые вопросы. Есть определенный процент случаев, когда заявители с просьбой о трудоустройстве уже где-то работают. Был эпизод, когда обратившийся просил о трудоустройстве в Администрацию Главы и Правительства ЧР. Ему позвонили с намерением предложить поработать для начала в местной администрации, и выяснилось, что заявитель уже работает в аппарате районной администрации. Еще один пример: к нам обратился человек 50-ти лет, с просьбой о трудоустройстве, но выяснилось, что за всю свою жизнь он нигде не работал, а просил он трудоустроить его на высокооплачиваемую должность. Таким людям мы не можем помочь не только в силу юридических, но и моральных правил.

Обращения с просьбами оказать врачебную помощь отправляются в Минздрав, где определяется вид лечения. Если республиканские врачи не могут провести необходимое процедуры, то выделяется квота на иногороднее лечение.

Хочу отметить, что мы проводим и контролирующую деятельность. Из обращений, которые были отправлены в Минздрав и Минтруда, мы выбираем контрольную группу, связываемся с гражданами и выясняем,связывались ли с ними сотрудники ведомств, и какая работа была проведена. Последнюю такую проверку мы проводили в сентябре, о ее результатах скоро отчитаемся Главе ЧР.

 - Вы упомянули о базе данных. Расскажите, пожалуйста, о ней подробнее.

 - Мы создаем общую электронную базу данных, в которую заносятся все заявители, с описанием их проблемы и степенью ее важности. Когда собирается определенное количество обращений, передаем списки обратившихся в БТИ, районные администрации, чтобы они предоставили нам информацию: были ли случаи мошенничества со стороны этих людей, зарегистрировано ли на них жилье, имущество или земельные участки. На основании этих данных по адресу выезжает комиссия, как правило, состоящая из сотрудников других отделов Министерства. Наличие такой базы данных очень удобно – мы можем быстро найти конкретного обратившегося и просмотреть всю необходимую информацию.

 - Скажите, как Вы поступаете с людьми, предоставившими ложные сведения?

 - У нас есть свой «черный список». В него мы включили откровенных наглецов, для которых попрошайничество стало образом жизни. Применить к ним какие-либо административные меры наказания мы не можем. Мы можем только прибегнуть к их общественному порицанию, включая эти эпизоды в сюжет телевизионных новостей, тем более что Рамзан Ахматович сам потребовал обличать таких просителей, у которых есть хорошие условия проживания, но они все равно обращаются с просьбами к руководству Республики. В списке уже человек 20 и его мы скоро передадим Главе для его личного рассмотрения. 

 - Ильман Султан-Умарович, что происходит после принятия решения о помощи людям? Как работает этот механизм?

 - Наша задача обработать информацию, выявить остронуждающихся людей и передать их список Главе ЧР. Если выносится положительное решение по чьему-либо обращению – начинается строительство дома. Деньги на него выделяются из регионального общественного фонда им. Ахмата-Хаджи Кадырова по решению Главы ЧР. Министерство не может выделять деньги, так как оно является органом исполнительной власти, и оно не уполномочено проводить благотворительную деятельность.

В августе этого года мы уже провели один этап такой работы. Тогда были выбраны  38 семей, и им для строительства жилья из фонда А.-Х. Кадырова выделили по 2 млн. рублей. Получатели должны были решить, хотят ли они строить дома самостоятельно или им нужно помочь найти подрядчика. Участвовали в строительстве тех домов все, кто мог. Муниципальные власти оказали помощь в проведении коммуникаций, а строительные организации предоставили строительные материалы по заниженной стоимости.

Сейчас готов очередной список остронуждающихся людей, и его уже передали на личное рассмотрение Рамзану Кадырову. В списке 39 семей.

 - Вы упомянули о том, что для некоторых жителей ЧР попрошайничество стало образом жизни. Как Вы думаете, почему в обществе, в котором всегда порицалось безделье и попрошайничество, имеют место быть такие явления?

Во-первых, людьми  движет желание решить свою проблему сиюминутно. Для того чтобы добиться чего-то нужно приложить определенные усилия, а после подождать результата. Наши соотечественники не раз становились свидетелями того, как Рамзан Ахматович на месте, сразу же решает ту или иную проблему. Это привлекает людей, и они думают, что все вопросы можно решить таким образом. Но, к сожалению, они не видят того, какая большая работа проделывается «за кадром»: работа целого департамента, проверки сообщений, департамента строительства, проверяющих органов, которые собирают данные о людях и отсеивают малозначимые просьбы.

Во-вторых, распространенный правовой нигилизм. Когда человек не воспринимает закон и считает что все действия и мероприятия можно проводить в обход закона. Часто мы получаем сообщения с просьбой помочь суду принять то решение, которое удобно обратившемуся. Существуют вопросы, которые необходимо решать в правовом поле, но люди не хотят этого делать и считают, что можно действовать в обход законов РФ. Рамзан Ахматович также не может действовать вне закона, все решения, принимаемые им, реализовываются в рамках действующего законодательства.

В-третьих, люди почему-то думают, что руководство республики является обладателем немереного количества денег. Если это было бы так, то мы бы построили дома всем без исключения. Но как бы мы этого ни хотели, таких  денег в Республике нет.   

 - Спасибо Вам за интервью. Желаю Вам удачи в вашей дальнейшей работе.

Беседовала Хава Хасмагомадова

www.ChechnyaTODAY.com


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна