Семья Героя Российской Федерации Султана Даутмерзаева, погибшего при исполнении служебного долга живет в центре  Урус-мартана. Ухабистая дорога, улица к их дому переименована в  честь Султана. Аккуратный, ухоженный двор двухэтажного дома. Отец Героя – пожилой мужчина, на вопрос о здоровье, хлопает себя по коленям и, улыбаясь, говорит: «Часто болят. А то бы я еще поработал». Салауди около 30 лет проработал в совхозе «Горец» водителем, они с женой вырастили десятерых детей.

- Султан был вторым сыном, которого я потерял на этой войне, - рассказывает Салауди. – Ширвани был старше Султана, они вместе служили в республиканском ОМОНе с начала второй чеченской компании.  Домой приезжали не часто, все на операциях, заданиях. Часто приходилось участвовать на «зачистках», защищать мирных жителей, которых могли оскорбить или просто увезти в неизвестном направлении за малейшую провинность, будь то просроченный паспорт или неверно сказанное слово. Это были сложные времена.

В конце 1999 года семья Даутмерзаевых временно переехала  в Ингушетию, в «лагерь временно перемещенных», сыновья остались на службе. Во время обстрела их дом был разрушен, как говорится «пуля дура, а снаряд дурак», они не разбирают…

- О том, что наш дом разрушен мы узнали чуть позже, а матери и вовсе не говорили. Но однажды приехал Ширвани в лагерь навестить нас, - рассказывает мама Султана. -  Он думал, что я знаю о разрушенном доме, и поэтому, пытаясь меня приободрить, сказал: «Не переживай, мы построим новый дом, двухэтажный». Я удивилась его  словам и спросила: «Почему ты так говоришь? С нашим домом что-то случилось?». Сын все понял, он растерялся, не мог подобрать слов и так близко к сердцу принял свою оплошность, что проболел в нашем лагере три дня. Знаете, дом, построенный своими руками дорог как родной человек, и его гибель воспринимается как потеря самого близкого человека. Когда мы уезжали, оставляя дом в одиночестве, мне казалось, что он смотрит вслед и плачет, и так было жалко его, словно малое дитя оставляю. Ширвани с Султаном были очень послушные дети, опорой нашей семьи, хотя и другие наши дети весьма послушны, никогда не давали повода соседям для плохого отношения к себе. Но в каждой семье бывают такие, знаете «локомотивы», так вот Ширвани и Султан были именно такие. Они отдавали всю зарплату отцу, чтобы он отстроил дом, но при этом не принесли в дом ни одной копейки, добытой нечестным путем. Мы с отцом всегда строго следили за этим.



Ширвани не был женат, но очень любил детей. Детишки с его улицы, уже вернувшиеся из лагеря в Ингушетии, всегда ждали его редкого возвращения домой.

- Весть о приезде Ширвани домой, дети передавали друг другу, ведь его карманы были набиты конфетами, которые он им раздавал, - вспоминает Салауди.  – Дети радовались будто к ним Дед Мороз пришел. Да и взрослые относились к нему с большим уважением, ко мне подходили совершенно незнакомые люди и рассказывали о помощи, которую им оказал Ширвани и его товарищи, нередки были среди них и те, кому ребята спасли жизнь. Но кому-то такое поведение ОМОНовцев, видимо, не нравилось. В 2001 году Ширвани пропал, его взорванную Волгу нашли в районе села Белгатой, нашлись свидетели, которые видели как эта машина в сопровождении двух БТРов с замазанными номерами двигалась в сторону Шалинского района. Его судьба так и осталась неизвестной.

Я не раз просил Ширвани оставить службу, в нашем роду не было «людей с оружием», но он ответил вопросом: «Мы можем позволить себе, чтобы люди сказали о нас, что я струсил и ушел со службы?». Я сказал делай как знаешь. Что-что, а сказать про Ширвани или Султана, что они кого-то бояться не мог никто, я это знаю и по их характеру, и по свидетельствам их сослуживцев.

Но беда, как говорится, не приходит одна. Один сын Салауди ушел из жизни в тридцать лет, и второй, достигнув тридцатилетнего возраста, погиб, оставил родителей, братьев, сестер, жену, троих детей лить  слезы горя.



- В тот день у Султана был выходной, но поступило сообщение, что в одном из многоэтажных домов обнаружены несколько членов НВФ, и он, как командир взвода, уехал,  как оказалось, навсегда, - говорит Салауди.

15 декабря 2007 года в дежурную  часть ОМОНа поступила оперативная информация о том, что в одном из домов в Ленинском районе г. Грозного скрываются члены НВФ. Штурмовые группы окружили дом и начали проверку квартир. При попытке проверки документов в одной из квартир на третьем этаже,  из нее раздались автоматные очереди. На требование сложить оружие и сдаться, преступники стали бросать гранаты. Понимая, что в  опасности не только милиционеры, но жильцы дома, лейтенант милиции Султан Даутмерзаев в числе первых пошел на риск. Подавляя огневой натиск, он со своими товарищами продвигался вперед. Один из преступников, находившийся в дальней комнате, бросил в сотрудников милиции гранату. Султан, не раздумывая бросился на гранату, накрыв ее своей грудью, и тем самым спас жизнь своих шестерых товарищей. За мужество и героизм, проявленные при исполнении  служебного долга, ему присвоено звание  Героя Российской Федерации.

О чем мог думать молодой, в расцвете сил молодой человек в эту минуту? О родителях, братьях, сестрах? О маленьких детях? Каким мужеством, духовной силой нужно обладать, чтобы спасти жизни товарищей, ценой своей жизни, ценой слез своих близких! Наверно, времени не было на раздумие, потому что подвиг не может планироваться, он совершается здесь и сейчас. Конечно, это не единичный случай самопожертвования, но каждый из них достоин восхищения, это подвиги, количество которых не могут исключить эксклюзивность каждого.

- Конечно, тяжело терять родное дитя, - вытирает слезу мать Героя. – Но на все воля Аллаха, Султану выпало сохранить жизни своих товарищей, я горжусь своими детьми. Нам, матерям погибших милиционеров, оказывается постоянное внимание, приглашают нас на все праздники. Глава республики Рамзан Кадыров, заботу которого мы постоянно ощущаем, помогает пережить потерю сыновей, мне и другим матерям. И  семье Султана помогают, обещали выделить квартиру, мы-то в тесноте живем, уже несколько семей образовалось, дети взрослеют.

Чеченской Республике пришлось заплатить дорогой цену за сегодняшний мир на своей земле, тысячи сыновей и дочерей отдали свои жизни в борьбе с международным терроризмом. Память об этих героях всегда будет жить в наших сердцах.

Мустафа Тарамов

www.ChechnyaTODAY.com


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2