Во всех обществах и во всех цивилизациях, начиная с первобытнообщинного строя, большое значение уделялось тому, кто  будет воспитывать подрастающее поколение. В глубокой древности у разных народов и племен этим преимущественно занимались вожди, старейшины, жрецы и шаманы. А уже в средние века роль учителей и наставников перешла в руки монахов и священнослужителей.

Это свидетельство истории, указывает нам на то, что даже примитивные общества понимали, что  ни одна нация или народ не может развиваться, если молодое поколение не будет перенимать опыт своих предшественников, что в будущем напрямую повлияет на положение не только воспитуемых, но и воспитателей.

Если в  языческие времена в качестве учителей выступали духовные авторитеты, так как именно они являлись продолжателями и хранителями традиций предков, то  в современном обществе дело воспитания ребенка больше доверено обществу и государству, то есть  педагогам.  Однако, это не означает, что ответственность за будущее ребенка лежат только на обществе.  Более того, в первую очередь за формирование будущего мировоззрения ребенка отвечают его родители, а уж потом общество, государство и педагог.

Пророк Мухаммед (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал по этому поводу:

 

“Каждый ребенок рождается в своём естественном состоянии -покорным Богу , и только потом его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника”. ( хадис приведен в сборнике “Аль-Бухари.”)

Каждый из нас с детских времен помнит своих первых наставников, своих школьных учителей. Прошел уже не один десяток лет, как я уже окончил школу, но и сегодня  с доброй памятью вспоминаю свою первую учительницу - Людмилу Васильевну, преподавателя математики, строгую - Зою Тимофеевну, и заведующего по учебной части - Сару. Много разных событий произошло в нашей стране за эти годы, не стало Советского Союза, в Чечне прошли две военные компании, но я всегда с ностальгией вспоминал те годы, когда в нашей Республике жили и преподавали рука об руку русские, евреи, армяне. Несколько раз мне пришлось давать интервью Чеченскому Телевиденью ЧГТРК «Грозный», связанных со старым городом Грозный и на вопрос: « О каком виде старого города вы больше всего скучаете?»,  я каждый раз отвечал:

 «Город это всего лишь камни, упорядочено уложенные архитекторами и строителями, старый Грозный - это прежде всего люди разных национальностей, это мои одноклассники, соседи и учителя, которые мне дали путевку в жизнь, по которым я больше всего скучаю». 

И эта мысль тоже родилась в моей голове неспроста, ибо именно мои первые учителя вложили в мою голову и сознание вечные и не проходящие ценности, один из которых гласил:

 

 «Где бы ты ни был, кем бы ни стал, помни о тех, кто тебя воспитал!»

Именно эта память, эти принципы, вложенные в нас нашими учителями, подвигли меня по прошествии некоторого времени сделать выбор, из-за которого я сейчас стою перед вами, а не нахожусь в рядах НВФ, сражающихся против России на Северном Кавказе и в Сирии. Однако, это не их вина, а во многом вина тех учителей, кто не смог найти ключ к их сердцу, не сумел вложить в их сознания вечные принципы взаимоуважения, человеколюбия и интернационализма. Ведь каждый ребенок, это по сути дела пустой сосуд, который нуждается в наполнении, и если он наполнен к совершеннолетию «свежей и чистейшей водой», то ничто иное уже не способно поменять его чистоту. Когда, как пустой сосуд можно наполнить чем угодно, так же как и сосуд не до конца наполненный знанием и жизненными принципами. Именно наполнение  «чистейшей водой», под которой я имею в виду истинные вечные знания и добродетели, является наиважнейшей задачей учителя и педагога, и неважно кто выступает в качестве учителя: родитель, школьный учитель, преподаватель университета или священнослужитель.

Особо важное место в этом воспитательном процессе занимают духовные наставники.

Все без исключения религии и верования несли в себе свет определенных знаний для человечества, сменяя друг друга, они воспитывали и приумножали человечества вечными общечеловеческими ценностями. Все религии, включая и самую молодую монотеистическую религию – ислам, и их пророки придавали огромное значение обучению людей наукам, то есть приобретению знаний. В священной книге мусульман аль-Коране не единожды напоминается о пользе знаний и поиска их, где бы они не находились. «Икра» – читай, были первыми словами, которые были переданы пророку Мухаммаду от Господа через архангела Гавриила (Джабраиль). «Пройдите по земле и посмотрите, как  Я создал этот мир», - призывает людей Всевышний Аллах в своем писании.

 «Ищите знания, даже если для этого придется поехать в Китай», - это выражение так же относят к высказыванию Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

Однако, приобретение знаний даже в Китае, не возможно без учителя, как невозможно найти спасительный колодец в знойной пустыне, без проводника, знающего дорогу. Основываясь на учении Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) исламские ученые утверждают:

«Тот у кого нет наставника, тому наставником является сатана».

Значение этих слов понимаешь тогда, когда видишь, что мусульмане, поклоняющиеся одному Богу и чтящие одного Пророка, черпающие закон из одного  писания, придерживаются противоположных жизненных позиций. Одни живут в дружбе со всеми народами и конфессиями, а другие сражаются со всем миром, признавая право на жизнь только за собой. А происходит это лишь из-за того, что любая книга и даже такие святые писания как  Тора, Евангелие и Коран - это лишь носитель информации, они не дают знания. Знания дают учителя, ведь если бы это было иначе, было бы достаточно ниспослать книги, не посылая пророков, ибо там все написано. Однако, Бог посылал пророков, чтобы они учили людей знанию исходящим из этих книг. Так и любой учитель в первую очередь ответственен за то, чему будет обучен его ученик.

Недавно в одном из выступлений по ТВ глава Чеченской Республики - Рамзан Ахматович Кадыров сказал: «Отсутствие знания и образования  у нашей молодежи послужило причиной двух последних войн».  И он был в этом прав. Об этом хорошо знал другой «учитель нации», бывший задолго до Рамзана Ахматовича Кадырова - Джохар Мусаевич Дудаев. Как-то в середине 90-х  чеченская интеллигенция пожаловалось так называемому президенту Чеченской Республики Ичкерия на плохое положение в сфере образования. На что Дудаев ответил: «Мне нужны воины, а не ученные, а воину достаточно трех классов образования».  В результате этой политики  мы получили две военные компании и такое несвойственное для чеченцев  явление, как исламский экстремизм и терроризм. Никогда ранее, даже в эпоху Большой Кавказской Войны мы не знали таких позорящих мусульман и любое человеческое общество явлений как терроризм. Когда так называемые борцы за свободу и чистоту веры убивают ни в чем не повинное мирное население.  Все кто  сталкивался с горцами-мусульманами, в период Большой Кавказской войны, подчеркивали наше благородство и человечность, восхищаясь посвящали стихи и целые литературные произведения горцам.

Все выше сказанное означает, что именно учитель, будь он: родитель, духовный наставник, или педагог  формирует знания, взгляды и морально-нравственные принципы молодого поколения. От того, кто является нашими наставниками  сегодня, напрямую зависит, каково будет положение нашего общества  и государства завтра.

Чтобы понять какое влияние оказывает учитель на будущее общества, нужно окунуться в наше прошлое. Для убедительности  хочу привести ряд примеров того, как духовные учителя влияют на настоящее и будущее народа, нации и государства. 

 

Негативный пример учителя

Некоторые с ужасом, а другие с сожалением вспоминают последние десятилетия ушедшего 20 столетия. Оно принесло много горя и страдания  народам России, в частности чеченскому народу. Одним из ярких отрицательных примеров  духовного наставника, того периода является - Шейх Багаутдин Мохаммад (Багаутдин Кебедов).

Глава салафитов всего постсоветского пространства Багаутдин Мухаммад, начал свою проповедническую деятельность в начале 90-х годов в еще Советский период, в качестве одного из организаторов и учредителей «Исламской Партии Возрождения», съезд которого, состоялся 1990 году в городе Астрахань. 

Несмотря на благородное цели, которые ставили перед собой учредители «Исламской Партии Возрождения», а именно естественное желание возродить исламскую религию, поставленную на грань исчезновения воинствующими атеистами в СССР, все же сегодня мы можем констатировать, что проповедническая деятельность Багаутдина Мухаммада,  привела к печальным последствиям, которые и по сию пору   негативно влияет на Россию.

Влияние шейха Багаутдина, и его роль в событиях происходивших в Дагестане и в Чечне в 1994 - 1999 году мало освящены в исследованиях экспертов, если его имя и упоминается, то только в связи с вторжением в Дагестан членов незаконных вооруженных формирований с территории Чеченской Республики в 1999 году. То есть упоминается с негативной стороны, когда как фигура Багаутдина Мухаммада весьма неоднозначна и противоречива.

     Перед началом первой чеченской военной компании в 1994 году я являлся студентом Исламского Института города Грозного, с начала боевых действий в Чеченской Республике   отправился в месте со своей семьей в Дагестан в город Кизил-Юрт, где проживала сестра моей матери. Там я впервые познакомился с главой салафитов Дагестана - Багаутдином Мухаммадом (Кебедовым). Я намеренно не говорю об этом шейхе как о главе «ваххабитов», так как он многократно в своих проповедях утверждал, что его мировоззрение (акида) более близка к салафитам, а не к «ваххабитам», когда как он сам себя относил к суннитам, и утверждал, что он следует учению приверженцев «Ахлю-с-Сунна валь-Джамаа».

Будучи воспитанным в традиционном исламском обществе, из рядов которых и формировались  отряды сопротивления в первую чеченскую компанию, первым вопросом который я задал Багаутдину Мохаммаду был вопрос: «То что происходит в Чечне – это джихад?». На что Шейх Багаутдин ответил: «Нет – это борьба за власть в Кремле между сторонниками старой и новой формации».

Я довольно долго пытался спорить и доказывать Багаутдину обратное, когда как он не соглашался с моими доводами. Он достаточно долго был противником участия членов его джамаата в первой чеченской компании, пока не смирился с решением саудовских алимов, они к началу 1995 года прислали официальное письмо Багаутдину с подтверждением того, что в Чечне идет джихад. И даже, тогда Шейх не согласился с этим утверждением, оставшись на своих позициях. Единственное, что он сказал после этого письма (фетвы саудовских шейхов), что после этого он не смеет удерживать своих учеников от участия в чеченской войне, хотя лично он считает это ошибкой. Шейх Багаутдин Мухаммад, так же не раз заявлял в своих проповедях,  что он не является сторонником выхода Дагестана или Чечни из состава России. 

Единственно чего он добивается, это очищение и возрождение ислама в пределах бывшего постсоветского пространства.  Однако, несмотря на это, он в определенный период стал не только духовным наставником и учителем так называемых «ваххабитов», но и был во главе НВФ, первой вторгнувшимся в Дагестан с территории, так называемой Чеченской Республики Ичкерия.

В чем же была его ошибка? Почему шейх Багаутдин Мохаммад из противников Джихада стал одни м из его лидеров?

Дело в том, что сама идеология, которую он проповедовал,  не признает авторитетов, особенно среди живых, и по своему принципу построения похожа не столько на тоталитарную секту сколько на сборище пиратов и анархистов.  И совершенно естественно, что проповедуемая им идеология, послужила причиной того, что  в конечном итоге самого Багаутдина, его же ученики подвергли «такфиру», то есть, говоря церковной терминологией «отлучению от ислама», наложили на него своеобразную анафему.

Основным из краеугольных принципов той идеологии, которую проповедовал Багаутдин, заключалась в следующих трех принципах:

 Во- первых, - «мы не признаем авторитетов, кроме авторитета Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)».

Во-вторых, - «врата ичтихада открыты, и каждый грамотный мусульманин имеет право на ичтихад».

В третьих, - « для мусульман не нужен посредник в виде улемов, муфтиев, и устазов (учителей), Бог дает знания кому пожелает».

Эти ошибочные принципы, которые проповедовал Багаутдин Мохаммад и стали основной причиной того, что сегодня среди салафитов мы наблюдаем множество течений и расколов.  Что естественно не способствует не только укреплению государства, но и не жизнеспособна как система, что и показало история. Салафиты получив власть в так называемой Чеченской Республике - «Ичкерия» не сумели воспользоваться властью должным образом, в конце концов, спровоцировали самоубийственную вторую чеченскую компанию. Последствия слабой и неумелой проповеднической деятельности Шейха Багаутдина мы ощущаем и сегодня, которые выражаются в периодических террористических актах звучащих по всей России.

Это был так сказать отрицательный пример, того как неумелый учитель, будь то духовный или светский, влияет на общество и подрастающее поколение, а через нее и на будущее  государство.

К положительным же примерам, несомненно, относится оппонент Багаутдина Мохаммада, бывший муфтий так называемой Чеченской Республики Ичкерия, а в последствии первый президент Чеченской Республики, герой России – Ахмат- Хаджи Кадыров. Ахмад -Хаджи Кадыров, с первых дней появления в чеченском обществе салафитов, предупреждал об опасности, которую несет это учение, и пытался сделать все чтобы мирным путем урегулировать противоречия между сторонниками салафитов и традиционалистов. Однако, его миротворческие попытки оказались тщетны. Возникает вопрос, почему же Ахмат-Хаджи на призывы убивать «мушриков», к которым салафиты относили многих традиционалистов, отвечал с позиции примирения?

Что бы ответить на этот вопрос, и на вопрос:  «Как удалось Ахмат-Хаджи Кадырову, вернуть чеченский народ в мирное русло?», мы должны обратиться к истории возникновения традиционных исламских ценностей среди чеченского народа. Вспомнить о той роли, которую оказали на менталитет чеченского народа духовные учителя, называемые в Чечни «устазами» - учителями и почитаемые как «овлия» - праведники.

Из исторических источников известно о десятках чеченских духовных учителей – «устазов», которые путем кропотливой работы, личного примера и самопожертвования воспитали тот дух  и благородство чеченского народа о котором  известно во всем мире.   Одними из выдающихся духовных учителей – «устазов» были: Берс Шейх, Г1еза-Хаджи Зандаковский , Шейх Дени Арсанов, Докка Шаптукаев,  Бамат - Гирей Митаев , Соип-Мулла и многие другие.

Проповедническая деятельность чеченских устазов (духовных учителей) всегда была связанна  с реальной угрозой для будущего существования чеченского народа.  Имамы Авко, Ташу –хаджи, шейх Уди-молла и десятки других известных религиозных деятелей Чечни периода 20-40 –х годов 19 в отмечены своей активной деятельностью в период ожесточенного сопротивления чеченцев Российской Империи. Шейхи Кунта-хаджи, Г1еза-хаджи Зандакский, Умалат-хаджи, Абу-шейх и др., взяли на себя роль и ответственность, когда чеченцев осталось уже всего 98 тыс. чел ( в конце 50- х г. 19 в). На рубеже 19-20-х веков десятки известных имен: Эллах-молла, Бамат-Гирей-хаджи Митаев, Чиммирза, Докку-шейх и др., стали теми, кто смог в тяжелый для народа период взять на себя ответственность за  будущее чеченского народа. И наконец, в период развала Российской Империи такие личности как Али Митаев, Дени Арсанов, Юсуп-хаджи, Узун-хаджи вновь постарались сохранить свой народ от полного духовного и физического обнищания. [1]

Одним из ярчайших примеров влияния на историю и менталитет чеченского народа  является Шейх  Кунта - Хаджи-Кишиев.

Историческую роль, которую сыграл Шейх Кунта-Хаджи Кишиев в становлении чеченского народа трудно переоценить.

Прежде, чем говорить о его влиянии на народ, напомним, что  Шейх Кунта-Хаджи Кишиев, являясь приверженцем кадирийского тариката, стал основоположником одного из направлений внутри кадирийского тариката – учения «о непротивлении злу насилием» (исламского пацифизма). Помимо всего этого, Шейх Кунта-Хаджи являлся активным религиозным и политическим деятелем Чечни и Дагестана в 19 веке. За свою активную позицию и учение - «непротивления злу…», - прозванное «зикризмом», был арестован и депортирован за пределы Кавказа 3 января 1864 года. [2]

В последнее время в нашей стране и в Чеченской Республике, проявляется огромный интерес к этой личности, внесшей неоценимый вклад в формирование, как современного чеченского общества, так и в судьбу народа. Достаточно сказать, что своим учением и личным примером, он дважды спас чеченский народ от физического истребления. Впервые это произошло в 19 веке, во времена Большой Кавказской войны под предводительством Имама Шамиля, и повторилось уже в нашу эпоху, на рубеже 20-21-х веков, при разгуле террористических банд.

Каков был его путь? В чем состоит его вклад в сокровищницу мирового и чеченского сознания?

 

Одним из немногих серьезных исследований в изучении деятельности и роли Шейха Кунта-Хаджи Кишиева в происходивших в Чечне в 19 веке процессах сделано профессором В.Х. Акаевым в известной работе: «Шейх Кунта-Хаджи: жизнь и учение», опубликованной в 1994 году. Вторая работа на подобную тему этого же автора вышла в 2011 году под названием: «Суфийская культура на Северном Кавказе».

Автор данных работ делает скрупулезный и глубокий анализ деятельности Шейха Кунта-Хаджи - его вклада в формирование морали и нравственности чеченского народа.

Согласно источников, деятельность Шейха Кунта-Хаджи Кишиева происходила в эпоху Большой Кавказской войны 19 века. Учение Шейха Кунты приобрело широкий размах и популярность среди чеченского народа того периода. Его учение распространялось настолько стремительно, а сам он стал так популярен в народе, что заставил царскую администрацию  серьезно заволноваться и задуматься над тем,  как прекратить его деятельность, пока движение «зикризма» не стало мощной политической силой, могущей влить новые силы в Чеченское Освободительное Движение.

Принято считать, что учение Шейха Кунта-Хаджи являлось своеобразным протестом доктрине «газавата» Имама Шамиля, результат правления которого довел чеченский народ до крайней черты бедности. Историки утверждают, что когда Имам Шамиль отказался от борьбы и принял условия почетного плена, он якобы сказал:

«Никто не смеет упрекнуть меня в малодушии и трусости, ибо я вел газават, пока горцы не стали есть траву», - то есть дошли до крайней степени истощения.

Мнение о том, что Кунта-Хаджи Кишиев выступал с критикой, царской администрации на Кавказе и «газавата» Имама Шамиля основано на работе М. Иорданова. Он пишет об этом в своей монографии «Сакральные тайны ислама». Однако, это утверждение не имеет под собой никаких оснований, пишет В. Акаев в своей книге: «Суфийская культура на Северном Кавказе», цитирую:

«Нет подтверждений, что Кунта-Хаджи критиковал царскую администрацию края и нет сведений о его критике Шамиля. Однако, имеется высказывание А.П. Ипполитова о том, что Шамиль опасался авторитета, который имел Кунта-Хаджи в народе». [3]

Чтобы внести некоторую ясность в эти разночтения, хочу привести пример из устного рассказа моего духовного наставника Халида Шахмурзаевича, из селения Толстой-Юрт, который являлся представителем рода Кунта-Хаджи.

Как утверждал Халид, между Шейхом Кунтой и Имамом Шамилем не было трений и противоречий, кроме того, что они принадлежали к разным ветвям тариката, на что указывает и В. Акаев в цитируемой нами работе.[4]

Более того, Шамиль прислушивался к мнению Шейха и часто советовался с ним по тем или иным вопросам. Его доверие к Шейху Кунта-Хаджи было так высоко, что он послал его своим представителем в Османскую Империю. По возвращению из этой поездки Кунта-Хаджи доложил Шамилю, что не следует ждать помощи от Османского султана, так как: «Он сам является тираном мусульман».

Подтверждение слов этого источника мы находим в работах на исследуемую тему В. Акаева. [5]

 

Предупреждения Шейха не были безосновательны. Согласно историческим данным Османская Империя того периода находилась в глубоком политическом кризисе, как и предупреждал Шейх Кунта-Хаджи, Имам Шамиль так и не получил за время своей борьбы обещанной военной поддержки от Османской Порты.

В 1861 году, вернувшись из Мекки, познав не только мудрость духовного просвещения, но и разбираясь в мировых геополитических процессах, Шейх Кунта-Хаджи, призывает Имама Шамиля прекратить «газават». Шейх объясняет Имаму Шамилю бесперспективность планов, основной целью которых являлось соединение с Оманской Империей.

Шейх Кунта-Хаджи начинает призывать к новому учению, которое должно спасти доведенное до крайности чеченское общество, и более того, должно в будущем, согласно его видению, принести огромную пользу чеченскому народу - спасти его от полного уничтожения.

Вероятно, слухи о новом духовно-политическом лидере чеченского народа, имеющего опыт, как бы сейчас сказали, «работы на внешнеполитической арене», плюс глубокое понимание Шейхом мировой геополитики и стало причиной последовавших гонений на устаза и его приверженцев, со стороны царской администрации.

Вероятно, власти опасались того, что он станет новым еще более мощным лидером чеченского народа, нежели был Имам Шамиль. На достоверность этого вывода указывает и В.Х. Акаев в своей монографии, цитирую:

«В высказываниях царских генералов, изучавших это учение, оно признано как мирное, которое может быть использовано в целях укрепления политики царизма среди чеченцев. Однако, это учение призывавшее к терпению, духовно-нравственному возвышению человека, в 1862 году в действиях отдельных зикристов дискредитируется, ему придается ярко выраженный антицаристский характер. С этого момента мирное учение кадирийа, вопреки воле шейха Кунта-Хаджи, приобретает явный политический характер». [6]

Сегодня спустя время, имея на руках ряд независимых источников: исследования ученых, воспоминания приверженцев зикризма, а так же членов рода Кунта-Хаджи, перед нами предстает реальная картина тех событий:

Истощенная Чечня, нищий народ, Имам Шамиль стремительно теряющий авторитет среди чеченцев. И на этом фоне восходит новая «спасительная звезда», проповеди которого чем-то напоминают проповеди Иисуса Христа (пророка Исы - мир ему) призывающего не сопротивляться злу. Все это в купе с его происхождением, а легенды говорят, что он восходит к роду «курейш» роду пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), приводят к мысли, что Шейх Кунта-Хаджи со своим учением более опасен для Царской администрации, нежели Имам Шамиль. Ибо история им подсказывает, что и Иисус (пророк Иса - мир ему) своими проповедями мира сумел победить могущественную Римскую Империю.

Одним из периодов, когда чеченский народ стоял на пороге уничтожения, было время сталинско-бериевских репрессий советского периода нашей истории.

В феврале 1944 года, весь чеченский народ, наряду с другими братскими народами Кавказа, был выслан в Казахстан и Среднюю Азию. Однако, чеченцы выжили благодаря своей вере, в том числе благодаря призыву и проповедям Святого – Устаза и Овлия Кунта-Хаджи Кишиева.

Общеизвестно что истории свойственно повторяться. Уже в наши дни на пороге 21 века, влияние Кунта-Хаджи вновь проявило себя еще большей силой. На пороге новой катастрофы чеченского народа, когда чеченцы вновь стали на грань полного уничтожения, приверженцы учения Кунта-Хаджи Кишиева, в частности бывший муфтий Чечни, а позднее первый Президент Чеченской Республики Ахмат-Хаджи Кадыров вооружившись учением своего духовного учителя вновь спасает чеченский народ от уничтожения.

Пацифистские идеи Шейха Кунта-Хаджи, не только благоприятно сказались на судьбе чеченского народа, но вышли далеко за пределы России, повлияв и на духовного учителя Индии  М. Ганди.

Одним из результатов деятельности Кунта-Хаджи является то, что он внес неоценимый вклад в формирование чеченского народа, как единой нации.

Род Кунта-Хаджи Кишиева – «г1умхой», являющийся чеченским родом, входящим в «тукхум» «чеберлой», происходит от арабского племени, некогда проживавшего в Йемене, а после, в ходе исламских завоеваний «пустивший корни» на благословенной чеченской земле, дав такие замечательные всходы, как «плод мудрости и духа» в виде Святого - Овлия Шейх Кунта-Хаджи Кишиева.

Благодаря учению Шейха чеченские тейпы (рода), объединились в одно единое целое, скрепленное учением о «зикризме» - вирдовой системе. После этого духовного преобразования в жизни чеченского народа уже никто не разделял народ на тейпы и тукхумы, а каждый чеченец осознавал себя, как часть единой нации и единого народа.

Вклад, который внес Шейх Кунта-Хаджи в формирование и становление чеченского народа сегодня мы можем наблюдать воочию. Это народ, являющийся эталоном стойкости духа и твердости веры , уверенно смотрящий в будущее. Восстановленная и отстроенная заново Чеченская Республика, с высоким уровнем образования, культуры, науки и искусства, с огромной перспективой на будущее процветание и высокие достижения во всех сферах жизнедеятельности. Все это воплотилось в жизнь, благодаря подвижничеству и призыву Шейха Кунта-Хаджи, и стараниям его последователя Ахмат-Хаджи Кадырова и членов его семьи – выбранных Всевышним Аллахом на то, что бы быть спасителями и лидерами своего многострадального народа.

Ислам Сайдаев

www.ChechnyaTODAY.com


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2