Когда мы приехали с коллегами в Бамут, были немного озадачены тем, что село маленькое, и интересных историй или  людей, о которых можно рассказать, возможно, и не найдется. Мы остановились в Бамутской средней школе, куда очень четко  доносились переговоры строителей и грохот тяжелой техники. Все, кто был в Бамуте раньше, знают, что теперь его просто не узнать. Восстановление села идет полным ходом и уже проделана колоссальная работа. 

Бамутская средняя школа, в которой мы остановились, одно из первых зданий в селе, которое подверглось реконструкции после двух военных кампаний. Ее директор Луиза Мержуева  познакомила нас со своими дядями. С первых минут общения с ними мы поняли - интересных людей, о которых можно рассказать, нет необходимости искать. Они сидят перед нами.

Младший дядя Луизы, Мержуев Ваха Мурсалиевич первый выпускник Бамутской средней школы, в которой директором работает сегодня его племянница.  Он окончил ее в 1968 году. В его годы школа была 8-летней, а их выпуск считается первым, так как они окончили все 11 классов. 

- Шесть девчонок и десять ребят было у нас в классе. В те годы Бамут был очень красивым, а люди доброжелательными и дружными. Кроме чеченцев здесь жили русские и аварцы. У нас в классе тоже учились русские. Помню, как мы играли вместе в футбол и волейбол. А когда впервые посмотрели "Трех мушкетеров" -  на шпагах соревновались. Но, время неумолимо, у нас у всех теперь есть внуки. Хотя после школы мы и писали друг-другу письма, после известных событий в республике связь, к сожалению, прервалась,- признается Ваха Мержуев. 

После школы Ваха поступил в Ленинградский сельскохозяйственный институт. Это получилось спонтанно. Вообще, после его  рассказов я подумал - его сверстники не боялись рисковать и были людьми слова. Чего стоит история его поступления в институт. 

- Когда мы с ребятами приехали поступать в Ленинград, вузов там было много, а неопределенность в какой из них поступать еще сохранялась.  Мы совершенно случайно нашли справочник со всеми учебными заведениями Ленинграда. И вот сидя одним  вечером за чашкой чая, мы договорились так - на какой странице каждый из нас откроет справочник,  туда ему и поступать. Мне попался Ленинградский сельхозинститут,  - говорит Ваха.

- А если бы попалась музыкальная школа? - прерываю его я. 

- Пришлось бы поступить в музыкальную школу. Уговор есть уговор, - без капли сомнения в глазах отвечает Ваха.   

После института он еще год служил в армии. По приезде домой в 1975-1981 годах работал в совхозе.  Позже, по решению бюро райкома партии поступил в ряды советской милиции и дослужился до подполковника. Уволился замначальником РОВД Ачхой-Мартановского района. В 2004 году поступил в полк имени Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова и отслужил два года. 

Получается, что учился на агрария, а жизнь посвятил службе. Вот я и задаю ему вопрос:

- А что вам понравилось больше - служить или заниматься сельским хозяйством?

- Ну, конечно, служба для меня имеет большую ценность, чем все, что я до этого делал в своей жизни, все мои годы ушли на службу, - сказал, как отрезал подполковник в отставке. 

В настоящее время он нигде не работает. Ваха пенсионер. За все время беседы с нами рядом сидят его брат Муса Мержуев и племянница Луиза. Семья у них большая.

- У нашего отца было 11 детей : 6 братьев и 5 сестер. Я самый младший, - говорит он.

Все братья Вахи, кроме одного, офицеры. Его старший брат с отличием закончил Бакинскую школу милиции и высшую школу МВД в Москве.  В 1980 году с отличием закончил академию МВД СССР. Все братья имеют высшее образование.

В настоящее время у Вахи осталось два брата и две сестры. 

Видя грусть в наших глазах, после его рассказа о потере родных ему людей, Ваха, со свойственной чеченскому мужчине стойкостью переводит тему:

- Я вам забавную историю расскажу. Как мой брат Муса назвал моего племянника.

Его рассказ подхватывает Луиза. 

- В 1969 году в СССР был запушен первый спутник Апполон - 6. В те годы мой дядя находился в Камчатке.  Узнав, что у него родился племянник,  дядя так и назвал его - Апполон. С Камчатки передал через телеграмму имя Апполон. Мой брат  до сих пор комплексует открывая паспорт, но история довольно забавная, - смеется Луиза. 

И продолжает: 

- У нас с дядей вообще много интересных историй. Когда он приезжал с учебы, по традиции проверял наши знания по школьным предметам. У нас даже пароль был отрывок из "Бородино". И начинает без запинки читать Лермонтова.

-  "Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия про день Бородина!" И мы с ним вот так, по частям переговаривали его. А потом мы меняли пароль. Из "Евгения Онегина"  был отрывок... Не вспомню сейчас. Там строки были "Мой дядя самых лучших правил...".

Видя, что племянница не может вспомнить их давний пароль, Муса подхватывает:

"Мой дядя самых ЧЕСТНЫХ правил 
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил 
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя"! 

Все смеются.

А Муса с серьезным видом говорит: «Я закончил школу 56 лет назад, но, до сих пор помню и Пушкина и Лермонтова. Вот мы вам рассказали несколько историй из своей жизни, а таких историй тысячами хранит наш Бамут. И даст Аллах, наверное, соберу их в какой-нибудь сборник. Пусть новые поколения знают, чем жили их предки в Бамуте». 

Зубайр Байраков

 

www.ChechnyaTODAY.com


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна