Через несколько дней   Чеченская Республика  отметит свой главный праздник  в  новейшей истории.  В марте 2003 года прошёл общенародный референдум по принятию Конституции Чеченской Республики. Подавляющее большинство жителей республики проголосовало тогда за мир, за единение с  Россией. И с этого дня для жителей республики началась цивилизованная жизнь в правовом поле государства Российского и политическая история региона. Референдум позволил начать в Республике  конституционный процесс, который был насильственно остановлен лжепатриотами в 1991 году.

 В канун двенадцатилетия со дня проведения Референдума по принятию Конституции Чеченской Республики, Министр ЧР по национальной политике, внешним связям, печати и информации Шаид Жамалдаев дал интервью представителям Республиканских СМИ. Журналисты попросили министра  рассказать о периоде своей жизнедеятельности, касающегося проведения референдума в ЧР, как человека, который явился очевидцем и участником тех событий.

— Шаид Вахаевич, первый вопрос, можно сказать личный, как к простому человеку, а не министру и известному политику. Согласны?

— Интересно.

— Шаид Вахаевич, через несколько дней  Чеченская Республика  отметит свой самый главный праздник, можно сказать своё день рождение.12 лет   исполняется референдуму по принятию проекта Конституции Чеченской Республики.Что Вы чувствуете теперь, когда прошло столько времени  с того переломного дня в истории Республики, просто как человек, как гражданин, как Чеченец?

— Что я чувствую? Гордость за свою Республику, гордость за нашу Конституцию. Гордость за команду Первого Президента Чеченской Республики Ахмат-Хаджи Кадырова. Я рад тому,  что был членом этой команды и принимал участие в этом историческом, архи важном для Чеченского народа  процессе. Я горд тем, что  был знаком  с Ахмат-Хаджи Кадыровым и  был рядом с ним в этот тяжелый и переломный момент в новейшей истории Чеченского народа. Я горд за то, что все задуманное командой Кадырова осуществилось, что у Республики  есть своя история и будущее, что  Чеченская Республика живет и процветает. Вот за все это я горд и счастлив.

— Шаид Вахаевич, в 2001 году был создан Консультативный Совет, а председателем этого Совета назначили Вас. Ситуация была сложная. Никакой поддержки не было, а люди были напуганы настолько, что даже боялись просто  работать. Но 85 человек Консультативного Совета начали работать несмотря ни на что. Почему?

— Вы знаете, мы просто были уверены в своем лидере Ахмат-Хаджи Кадырове. Ахмат – Хаджи был очень убедительным в своей правоте и его патриотизм, его мужество, вера, его личность давали нам уверенность в том, что мы делаем все правильно. Да, было  опасно, да боялись. Были и такие  моменты, когда люди не хотели входить в состав участковых комиссий, но мы решали эти вопросы и решали оперативно. Привлекали к работе родственников, друзей, знакомых. Вели разъяснительную работу среди населения. Да, было тяжело и опасно, но мы были уверены в своем лидере и в том, что путь Ахмат-Хаджи правильный. Вот что нам помогало и давало веру, надежду и силы.

— Шаид Вахаевич, работа над проектом Конституции  и подготовка к референдуму сопровождалась зачистками и убийствами мирных граждан. Было очень сильное давление с трех сторон. С одной были незаконные вооруженные формирования, с другой — антироссийские, которые твердили, что рано проводить референдум и Совет Европы, ПАСЕ куда вас два раза вызывали. Зачем?

— Дело в том, что в то время были люди, которым стабилизация обстановки в Чечне была не нужна. Понимаете, кроме Владимира Путина, Ахмат-Хаджи Кадырова и команды Кадырова проведение референдума было никому не нужно, а ПАСЕ тем более. Совет Европы в Чечне видел только инструмент давления на Россию. И никакого позитива, никакой помощи  они нам не давали, а только вредили и саботировали. Вы правы, дважды нас приглашали  в Совет Европы на переговоры. С одной стороны 30 депутатов Ичкерии сидят, а с другой – нас двое-трое. Буквально каждого представителя от Ичкерии Совет Европы содержал месяцами в гостинице Ибис. Каждому из них по 5-10 минут в день давали на выступления, а нам – всего одно. И каждый раз нам приходилось доказывать, что Чечня  полноправный субъект Российской Федерации, что Республика хочет  жить вместе с Россией, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и по   российским законам. Скрипя сердцем, в Совете Европы соглашались, но протокол заседания нам после заседания не давали. Было сложно. Как бы там не было, как бы они не мешали, мы делали свое дело и готовились к референдуму и провели его.

— Шаид Вахаевич, Вы и Ваш совет готовили  референдум по принятию проекта Конституции Чеченской Республики, по сути первого легитимного законодательного документа, который должен был определить путь  развития Республики. Это была  колоссальная  ответственность. Вы прекрасно знали к  чему  может привести все это, если у вас не получится, но вы это продолжали делать и работать. А если бы действительно не получилось?

— Хороший вопрос (смеется). Понимаете, ситуация была очень тяжелая. В тот период я был еще и  председателем глав районов Республики. Так вот, только у меня в районе погибло 11 лучших  глав населенных пунктов из 25. Всего по Республике мы потеряли 96 глав и одного главу района. Так же мы потеряли  более 100 имамов мечети, не говоря уже о милиционерах. Мою семью, в целях безопасности, по просьбе Ахмат-Хаджи Кадырова  вывезли в Саратовскую область. Мы работали 24 часа в сутки и  спали   где придется. Если задерживались у Ахмат-Хаджи,  то оставались у него. Он просто нас не отпускал. Нам чинили препятствия на блок-постах, нас взрывали, в нас стреляли делали все, чтобы референдум не состоялся. Нам отступать было некуда. Тем более что и тени сомнения мы не видели в глазах у нашего лидера Ахмат-Хаджи Кадырова. Нет, проиграть мы не имели права.

- Шаид Вахаевич, хотелось бы узнать Ваше мнение по поводу того, что было бы с Республикой, если бы не было референдума 23 марта 2003 года, что стало бы с народом?

— А ничего не было бы. Война была бы. Люди продолжали бы гибнуть. Чеченский народ рассеялся бы по миру и  пошел бы развал России. Когда говорят, что Чеченцы сохранили целостность России, это не просто слова, это факт, который могут подтвердить команда Ахмат-Хаджи Кадырова и нынешний глава   Республики Герой России Рамзан  Ахматович Кадыров. И поверьте мне, много  негативных изменений произошло бы в  России, если бы Чеченский вопрос не решился через референдум.

-Шаид Вахаевич, спасибо за интервью.

-Спасибо всем и в первую очередь Первому Президенту Чеченской Республики Ахмат – Хаджи Кадырову. Дала декъал войла, Ахмат – Хаджи.


Л. Хард

www.ChechnyaTODAY.com

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Чеченская Республика Сегодня" обязательна.


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2