В нашей стране проведена серьезная реорганизация правоохранительной системы, ФСКН и ФМС вернулись в лоно МВД. Впрочем, до периода создания отдельных служб вопросами миграционной политики и противодействием незаконному обороту наркотиков занималось министерство внутренних дел. Опыт работы в этом направлении в рамках одного силового ведомства имеется, однако в нашем быстро меняющемся мире происходит серьезные изменения, и это необходимо учитывать

Поэтому и задаемся вопросом, что нам, простым гражданам страны, ждать от этих перемен?

Очевидно, что у каждого решения есть свои «плюсы» и «минусы», очевидно и то, что решение Президента России не было спонтанным, а тщательно обдуманным, с учетом всех экспертных мнений и сопоставлением всех факторов.

Практически все информационные издания утверждают, что ликвидация двух служб связана с желанием сократить расходы на их содержание. Поводов не верить этим утверждениям, нет. Каждая служба имеет достаточно большой штат обслуживающих подразделений, и воссоединение автоматически предполагает их сокращение, сокращаются и руководящие должности. В данном случае именно это и происходит.

Вместе с тем, в специфических силовых службах имеются направления деятельности, которых не было в системе МВД России, и этими направлениями как раз занимались вспомогательные подразделения, не связанные непосредственно с оперативной деятельностью.

Постараемся выяснить, что, возможно, потеряем в структуре бывшей ФСКН РФ, чем ранее МВД России не занималось и, возможно, заниматься в дальнейшем не планирует.

Оперативная работа будет проводиться, этот факт ни у кого не вызывает ни малейших сомнений. Однако в системе ФСКН РФ были специфические подразделения, занимающиеся контролем за легальным оборотом наркотиков. И даже несмотря на это, используя бреши в законодательстве, лекарственные препараты стали массово использоваться в качестве наркотиков. Но при этом сами учреждения здравоохранения, за исключением аптек, перестали привлекать наркоманов, и этот факт не вызывает ни у кого сомнений. Без узко подготовленных специалистов, есть опасность, что контроль со стороны надзирающих органов перестанет быть эффективным. Вопрос лишь в том,  будет ли МВД России создавать такие подразделения? И вообще, есть ли законодательные механизмы, позволяющие МВД РФ контролировать учреждения здравоохранения? Или же это останется прерогативой Прокуратуры России?

И этот вопрос пока остается открытым.

В ФСКН РФ и Государственном антинаркотическом комитете были еще подразделения, занимающиеся мониторингом наркоситуации, разработкой новых законодательных инициатив, направленных на оперативное реагирование на изменения в сфере наркооборота.

Современный наркорынок в мире  весьма гибок, он моментально реагирует на любые изменения в законодательстве, но если таких изменений не   происходит, он прочно укрепляет свои позиции. Наркодельцы всегда стремятся обезопасить себя. Чем комфортнее себя чувствует наркоделец, тем дешевле и доступнее наркотики.

Мониторинг наркоситуации в отдельно взятом регионе будет недостаточно эффективен. Те, кто планирует борьбу с незаконным оборотом наркотиков, должны четко видеть картину происходящего в стране и вокруг нее, и ФСКН России потратило немало сил и средств, чтобы добиться этого. При этом территориальные подразделения наркоконтроля были тесно взаимосвязаны, чтобы сохранить бесценный опыт и квалифицированные кадры, необходимо создавать подобные подразделения либо в системе МВД России, либо в аппаратах региональных правительств.

Если уйдут подготовленные кадры, разрушится государственная система мониторинга наркоситуации, мы перестанем знать, что происходит на самом деле, и сможем опираться только на статистику наркологических учреждений.

На наркорынок России почти ежедневно вбрасывается новый вид наркотика, при этом по закону официально он наркотическим веществом не считается.

ФСКН России добилось того, чтобы ему предоставили право составлять реестр психоактивных веществ (курительных смесей, спайсов, солей), запрещенных к обороту на территории Российской Федерации.

За 6 месяцев 2015 года по инициативе ФСКН России был установлен контроль за оборотом на территории Российской Федерации за 14 видами наркотических средств (курительных смесей, спайсов, солей) с общим количеством производных не менее 154.

Возникает вопрос, насколько эффективно будет продолжена работа в данном направлении?

В тех государствах, в том числе и европейских, неспособность законодательства моментально реагировать на взброс новых потенциально опасных психоактивных веществ, приводит к многочисленным человеческим жертвам, в первую очередь среди молодежи. Думается, что это один из самых важных вопросов, требующих своего первоочередного решения.

У всех на слуху была деятельность, направленная на создание системы социальной реабилитации наркозависимых. Очевидно, что МВД России вряд ли будет заниматься этой   деятельностью, слишком много других задач стоит перед данным силовым ведомством. Впрочем, и без вмешательства правоохранителей это направление будет бурно развиваться, однако без соответствующего контроля и помощи государства существует большой риск развития сектантских реабилитационных центров, преследующих свои узкие цели, нередко идущие вразрез с интересами государства.

Менее обсуждаемым, но при этом хорошо развивающим направлением было создание законодательной базы, предлагающей альтернативу уголовному преследованию лечение от наркомании для лиц, совершивших не тяжкие преступления, а также предлагающие профилактику, диагностику и лечение лицам, совершившим административные правонарушения.

Первые шаги в этом направлении уже были сделаны, однако станет ли это направление приоритетным для МВД России? Готово ли оно создавать в своей структуре подразделения, занимающиеся указанными проблемами?

Очевидно одно, что единого центра управления и контроля в таком виде уже не будет.

Вопросами профилактики, лечения и реабилитации, скорее всего, будут заниматься учреждения здравоохранения, однако комплексное решение проблемы невозможно без   тесного взаимодействия с силовиками, в том числе в сфере мониторинга, анализа и разработки новых методик противодействия наркомании и наркопреступности в соответствии со  складывающейся наркоситуацией. 

ФСКН России выполнило свою миссию, и оставило после себя положительные наработки, которые необходимо сохранять.  

Глобальные перемены уже произведены, теперь необходима работа узких специалистов-профессионалов, которая позволит не только использовать имеющийся потенциал, но создать новую эффективную систему противодействия незаконному обороту наркотиков.

 

М.С. Гайраханов

www.ChechnyaTODAY.com

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Чеченская Республика Сегодня" обязательна.


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна