Это было летней ночью 12 августа 1943 года. Самолет, обстрелянный зенитками немцев, пересек линию фронта и ушел на восток. В ту же ночь, за деревней Бритино Новгородской области произвел посадку самолет «Шторх». На землю, из самолета, спрыгнули два летчика в немецкой форме. Деревенские мальчишки, которые наблюдали посадку самолета, затихли в своем укрытии, еще свежа была в их памяти оккупация. 

Но то, что они увидели дальше, их удивило, и очень сильно. Немецкие летчики стали пританцовывать и громко, радостно кричать, разговаривать на русском языке. Мальчишки Миша Веселов, Яша Сидоров и Ваня Кудрявцев обо всем сообщили председателю колхоза, который вызвал сотрудников контрразведки «СМЕРШ» НКВД. Летчики в немецкой форме были арестованы.

Вот тогда, во время следственных разбирательств, и стало известно, что 
пилотами немецкого самолета, были советский летчик -истребитель, гвардии младший лейтенант Николай Кузьмич Лошаков и сержант бронетанковых войск Иван Александрович Денисюк, которые совершили побег из немецкого плена на захваченном самолете фашистского Люфтваффе. Это был первый побег из немецко-фашистского плена на вражеском самолете в истории войны.

Сложная судьба сложилась у двадцатилетнего паренька из села Малинино Краснодарского края. Вот, что нам говорит история войны. Летчик Лошаков служил в 286-ом истребительном полку 13-ой воздушной армии, которая прикрывала Ленинград с воздуха. Бои тогда и на земле, и в воздухе шли очень жестокие.  Истребитель младшего лейтенанта был поврежден в последнем бою. После приземления, 27 мая 1943 года Лошаков отправился на задание, на запасном истребителе ЯК-16 и это был 121-ый боевой вылет советского аса на войне и последний, не считая полета из немецкого плена.

- Над вражеской территорией мотор истребителя стал сдавать обороты. Ведущий группы дал указание, чтобы я вернулся на аэродром. Выполняя приказ, я развернул самолет в сторону Ленинграда. Вот тут и началось. С трудом отбившись с неисправным мотором от насевшего на хвост немецкого ФВ-190, я увидел на встречном курсе «Мессершмитт-110». Поддавшись  искушению, бросил свой ястребок на фашиста, открыв по нему в пикирующем положении огонь со всех точек. «Мессершмитт» удалось убрать с подбитым правым мотором, зато я оказался зажат в клещи двумя ФВ-190. В бою меня тяжело ранили в левую руку и ногу. Самолет, изрешеченный пулями, вскоре загорелся. Мне удалось дотянуть до своих, выпрыгнуть с парашютом, но сильный ветер отнес меня к окопам фрицев, — вспоминал потом летчик истребитель.

Раненый, без сознания, советский летчик попал в плен. Немцы доставили израненного летчика в свой госпиталь, где сделали операцию и перевязали. После чего Лошакова перевезли в Ригу, в концлагерь. Допросы шли днем и ночью, но советский пилот смог убедить немцев в том, что он летчик новобранец и был сбит в первом бою. Ему предлагают сотрудничество, и Николай Лошаков даёт согласие на службу в немецкой авиации, так гласит история.

Советского летчика переводят на полевой аэродром рядом с городом Островом, где родился дерзкий и безумный план побега. Этим планом Лошаков поделился с заправщиком самолетов Иваном Денисюком, который потом напросился к нему в попутчики. Они добыли немецкую куртку и пилотку, изучали расположение самолетов на поле и расписание караульной службы, пытались понять расположение приборов на немецких самолетах.

Удобный момент для побега подвернулся 12 августа 1943 года. На летное поле приземлился небольшой самолет «Шторх», который сразу же стали заправлять топливом для следующего полета. Немецкий летчик ушел на отдых. В тот момент Лошаков в кустах переоделся и не спеша направился к самолету. Денисюк тем временем убрал колодки из-под шасси. Самолет взмыл в небо. Немцы организовали было погоню, но пленникам удалось оторваться. Во время обстрела Лошаков был ранен в руку, но он продолжал крепко держать штурвал, самолет послушно шел на восток.

Через три часа полета Лошаков посадил поврежденный немецкий самолет на колхозное поле, на советской стороне, где они и были арестованы сотрудниками «СМЕРШа» Волховского фронта и осуждены. Геройского пилота обвинили в том, что он добровольно пошел в услужение врагу, что не застрелился, а сдался в плен. Николай Лошаков получил три года. 12 августа 1945 года был освобожден со снятием судимости. Иван Денисюк получил двадцать лет заключения, а освобождён был только в 1951 году. Полностью оба были реабилитированы в апреле 1959 года.

Военные историки называют девять советских летчиков, которые совершили побег из немецкого плена. Первый в списке – Николай Лошаков. Умер герой в 1984 году, так и не получив никакой награды за свой подвиг.

Л.Хард

www.ChechnyaTODAY.com

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Чеченская Республика Сегодня" обязательна.


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2