В январе 1998 года принцесса Уэльская Диана вместе с представителями британского Красного Креста, в специальном саперном костюме и с прозрачной маской, закрывающей лицо, прошла по минному полю в Анголе. Мужество красивой женщины, в ореоле возвышенности королевской семьи, вознесло на пик международнуюкампанию по запрещению противопехотных мин. Конвенция, запрещающая это оружие, была подписана в том же году осенью, уже после смерти принцессы Дианы. Этот международный документ получил название Оттавской конвенции или Оттавского договора. Мины - это очень дешевый и легкий для производства продукт. Любой завод по производству пластиковых стаканов может быть переоборудован в завод по производству мин. Всего за ХХ век было создано 340 разновидностей этого оружия. Впрочем, мины в их нынешнем виде были созданы в 1880 году, а первое минное поле еще раньше - в 13 веке в Китае. Веком раньше в той же стране был изобретен порох. Китайское минное поле 13 века выглядело так: в землю втыкалась жердь, или пика, и когда противник хотел ее вытянуть, заряд, начиненный порохом, взрывался. Китайцы с восточной философской отстраненностью называли это устройство "раскатистым громом подземных небес". Конец 19 века принес электрические взрыватели, а в XX веке мины стали весьма популярным и самым смертоносным  оружием.
По данным экспертов ООН, в мире разбросано и установлено 110 миллионов различных мин. Согласно данным Международной кампании по запрещению противопехотных мин (ICBL), каждые 20 минут противопехотная мина убивает или калечит человека. И это страшные цифры, характеризующие бессилие цивилизации перед примитивным обычным видом вооружения того периода, когда жизнь человека ценилась меньше стоимости самой мины. Как заявил бывший заместитель Генерального секретаря ООН Я.Акаши, «противопехотная мина – безупречный солдат. Всегда храбр, никогда не спит, никогда не промахнется». И добавим – не разбирает цели. По авторитетным мнениям специалистов, после установки противопехотная мина может оставаться в активном состоянии более пятидесяти лет, не теряя своей убойной силы. А вот снять с боевого «дежурства» этого «безупречного солдата» далеко непросто.
По данным ЮНИСЕФ, во время двух кровопролитных войн российские войска установили в  Чечне не менее 500 тысяч мин. Правда, некоторые источники считают, что эти данные занижены в 3—4 раза.
Отсутствие элементарной координации между различными федеральными  силовыми структурами и подразделениями, воевавшими в Чеченской республике, привело к тому, что все занимались минированием, как хотели, не обмениваясь информацией и зачастую не составляя никаких карт. Мало кто заботился о разминировании, покидая места дислокации, тем более никого не интересовало безопасность местного населения, и в результате, подрывы на противопехотных минах  и неразорвавшихся боеприпасах стали повальным бедствием в нашей республике.
По данным международных организаций, стоимость противопехотной мины составляет в среднем всего три доллара, а стоимость ее разминирования может составлять от 100 до 300 долларов. Вот и продолжается разрушительный эффект для экономики пострадавшей стороны.
Как свидетельствует официальная статистика, ныне в арсеналах 78 стран мира хранится около 215 млн. единиц этого оружия, которое большинство государств мира признали негуманным, поскольку в основном жертвы минной войны - мирные жители. Однако за последние годы 36 государств прекратили производство противопехотных мин. И эта тенденция обнадеживает, но не успокаивает. Есть, оказывается, и международный договор по запрету противопехотных мин, он полностью запрещает производить, транспортировать и использовать противопехотные мины. Более того, этот международный документ требует уничтожения всех складов в течение четырех лет со дня вступления договора в силу и уже заложенных мин - в течение десяти лет. Всего же около 150 стран его подписали, но ратифицировала лишь 131 страна. Кстати, сам договор вступил в силу с 1 марта 1999 года. Со времени его действия в различных странах мира уничтожены более 37 миллионов противопехотных мин. Но в число тех, кто подписал этот договор, не входят крупнейшие обладатели минных арсеналов и средств их обновления. Россия, США, Китай, Индия, Иран, Пакистан, Южная и Северная Корея продолжают выпускать и использовать это оружие.
Мины – оружие неизбирательного действия. По данным ООН, ежегодно в мире гибнут, подорвавшись на минах, от 15 000 до 20 000 человек. Из 80% всех потерь от применения минного оружия составляют мирные жители, и одну треть - дети.
Ситуация с минными инвалидами в нашей республике очень плачевна, несмотря на что в России происходят серьезные социальные реформы. В настоящее время в Российской Федерации действует закон, по которому льготы ветеранам и инвалидам (бесплатный проезд в городском транспорте, санаторное лечение и т.д.) на добровольной основе могут быть заменены денежными компенсациями. Минимальная денежная выплата льготникам составляет 250 рублей. Участники и инвалиды войны получают вместо льгот 900 рублей в месяц. Все эти суммы будут доплачиваться к уже начисленным пенсиям. Для сравнения: в США сегодня более 260 тысяч инвалидов с ампутированными конечностями. Они обходятся американскому правительству в сумму порядка 1 миллиарда долларов в год. Это только затраты на лечение. При этом пособие по инвалидности в США равняется 530 долларам на человека, а для инвалидов-ветеранов - до 2100.В Чечне же средняя пенсия по инвалидности для лиц, пострадавших от мин, составляет около 1700 рублей. Сумма просто мизерная для человека, который не в состоянии устроиться на хорошую работу или подработать на стороне. То есть, говоря языком казенных бумаг, «проблема трудовой реинтеграции инвалидов стоит на сегодняшний день в республике очень остро». Есть распоряжение правительства Чечни, чтобы обязательно трудоустраивать инвалидов – имеется в виду так называемое квотирование для них рабочих мест на производствах, Согласно нему численность инвалидов на предприятиях должна составлять от 2 до 4 процентов от общего количества рабочих. Но в связи с тем, что у нас нет развитой промышленной базы (заводы, фабрики разрушены во время ничем не оправданных авиа налетов и массированных артобстрелов), то рабочих мест не хватает даже для здоровых. То есть, практически пока это распоряжение по большому счету не выполняется. В не менее тяжелом положении оказываются и дети-инвалиды, пострадавшие от мин и неразорвавшихся снарядов. Некоторые из них парализованы и потому не могут посещать обычные учебные заведения. А нанять педагога для обучения на дому финансово может себе позволить не каждая чеченская семья. В то же время невозможно и получение надомного образования в рамках государственной общеобразовательной программы. И опять-таки по причине официального непризнания федеральным центром существования в Чечне инвалидов войны.
По различным информационным агентствам прозвучала информация о том, что Россия направила в Сербию большую инженерную группу для разминирования территорий этой страны, выделены  целевые средства в размере 35 миллионов евро. Если выполнить простое арифметическое действие, то мы выясним, что этой суммы было бы вполне достаточно для сплошного (полного) разминирования нашей республики. Но видимо где-то в Европе минная проблема стоит острее, чем у нас и спасение жизней иностранных подданных  более приоритетная задача, нежели забота о безопасности и сохранности своих собственных граждан.

 

Юнес Нёков
www.Chechnyatoday.com



                                                                                                                          

{mosloadposition user9}


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2