Историческую личность можно понять, сопоставив и сравнив слова, дела и поступки. В этом отношении Кадыров А-Х. не является исключением. Об исторических деятелях надо говорить и вспоминать всегда, не ожидая их юбилейных дат. Свои мысли и суждения А.-Х. Кадыров высказывал публично, не скрывая своих позиций от общественности России и всего мира.

Наиболее чётко его размышления изложены в книге «Выбор пути», ответственными за выпуск которой являются Т. Джабраилов и Л. Яхьяев.

Мы представляем читателю мысли и думы АХ. Кадырова «…не все, к кому я обращался, поняли меня, прониклись тревогой, которая уже витала в воздухе. Война неминуемо приближалась к границам Чечни. И тогда я сделал свой выбор...» (стр. 5).«Но истина состоит в том, что своя доля вины за первую чеченскую войну лежит на тогдашнем руководстве Чечни. На каждом из нас по отдельности и всех вместе взятых. Разумеется, Кремль тоже несёт ответственность за случившееся» (стр. 7).«Занятый борьбой с «Имперской Россией», Масхадов сделал республику заложницей международных авантюристов. Хаттаб и Басаев, создав Шуру, совершили тихий государственный переворот, превратив президента Ичкерии в свадебного генерала» (стр. 8).«Среди желающих оседлать президентское кресло не значился муфтий Чечни, который пользовался в народе немалым авторитетом» (стр.12).

- «Я видел: ни политической организации, ни лидера, способного возглавить республику и вывести её из того кризиса, в котором она оказалась, нет» (стр. 13). «...Я отчётливо осознавал, что не имею права стоять в стороне и наблюдать за тем, как некоторые амбициозные личности, дорвавшись до власти в Чечне, не только не принесли никакой пользы, но, наоборот, ухудшили положение в республике, не оставив ей ни одного шанса выбраться из трясины» (стр. 14-15). «И тогда я Путину прямо сказал: «Народ поддержит меня. Наша война идёт давно. Я с этим злом (ваххабизмом) начал бороться, и я должен довести дело до конца!», (стр. 15). «Меня не поняли те, кто хотел видеть себя на моём месте... Кадыров не привык пасовать перед трудностями, потому что лёгкой жизни не знал никогда», (стр. 15). В интервью Анне Политковской АХ. Кадыров говорит: «Я — всегда в Чечне, всё пережил со своим народом, никогда никуда не убегал. Семьи же Удугова, Масхадова, Яндарбиева - все за границей. Сын Масхадова в Малайзии. Если же это священная война, то его сын должен быть на передовой. Так что нет никакого джихада, нет борьбы за свободу - есть только интересы» (стр. 17). «Тип будущего госустройства Чечни - президентское правление, полная власть в одних руках, иначе порядка не добиться. Тут диктатор нужен в прямом смысле слова», - говорит Кадыров АХ в своём интервью А. Политковской (стр. 20). «Сколько погибло людей, точно никто не знает. 2740 с оружием в руках погибло в первую войну. А сейчас в одном Комсомольске погибло более 1200. Жертвы среди гражданского населения не подсчитаны. Это можно будет сделать только после завершения войны» (стр.21). «...Перспектива исторического развития для чеченского народа лежит только через сотрудничество и взаимодействие с Российской Федерацией. В рамках единого и целого государства А.Масхадов и его эмиссары ищут себе союзников по всему миру» (стр.; 23). «Путин немногословен. Реалистичен. Нацелен на достижение конкретных результатов. Общение с Путиным духовно обогащает меня. Заряжает энергией. Придаёт новые Силы. Эти встречи являются для меня хорошей политической школой. Он - не из тех, кого власть и слава могут испортить. Он умеет слушать и делать выводы из услышанного. Не суетлив. Уравновешен. Никогда не теряет самообладания» (стр., 28).Во время выборов 1997 года «именно соплеменники, пользующиеся в обществе высоким положением, как последние лакеи, награждали друг друга позорными словами и эпитетами...» (стр. 29). «Большинство избирателей, принявшие участие в голосовании (в 1997г. - Н.М.), отдали предпочтение Аслану Алиевичу. Людям нравились такие черты его характера, как рассудительность, уравновешенность, скромность. Он не размахивал саблей, как Басаев, не важничал, как Удугов, не умничал, как Закаев, не заигрывал, как Яндарбиев. Многим импонировала его мягкость, интеллигентность, доброжелательность. На него возлагались большие надежды. Я был из тех, кто верил ему» (стр. 30).Однако только потом стало ясно, «что Масхадов тесно связан с наркомафией. Он не отстаивает право чеченцев на государственность и суверенитет. Он окружил себя людьми, которые забывают на прочь про честь и достоинство, когда слышат звон монет, и готовы на любое преступление во имя собственного благополучия. Ему по большому счёту наплевать на народ и его страдания. Он - не чеченец. Он - не мусульманин. Если бы он был настоящим мусульманином, то никогда не поощрял бы убийства духовных лиц» (стр. 34-35). «30 апреля 2002 года начальник Генштаба МО РФ Анатолий Квашнин подчеркнул: все государства от продажи оружия в мире получают в год 40 миллиардов долларов. Прибыль от незаконного оборота наркотиков составляет за этот же период 46 миллиардов долларов». Такова скрытая пружина войны, которую мы обычно называем чеченской», - такую оценку дал Кадыров АХ изложенным начальником Генштаба фактам (стр. 39). «И в Москве и в Грозном существует понимание того, что мы необходимы друг другу, в мире и согласии больше пользы, чем во вражде» (стр. 42).«Я хорошо знал повадки и способности тех, кто не хотел выпускать эту власть из своих рук в Чечне. Пользовался авторитетом среди простого люда. Жил среди народа, делил вместе с ним все горести и радости, которые выпадали на мою долю. Не примыкал ни к каким мафиозным группировкам и семейно-родовым кланам. Ничем не был повязан. И, наконец, мучила совесть. Давал знать о себе долг перед народом. Перед Родиной. А ведь я мог спокойно уехать за границу и жить там в своё удовольствие. Подальше от войны. От крови. От всех этих ужасов. Но тогда я не был бы Чеченцем. Мусульманином. Кадыровым. Только из этих соображений я принял решение взвалить на свои плечи всю ответственность за судьбу своей Чечни» (стр. 43-44).

«Перед самой войной Джохар пригласил меня к себе и задал в лоб вопрос: «Пришло ли время ввести нам в республике шариат?» Глядя прямо в глаза своему собеседнику, я ответил: «Условия для введения шариата в республике ещё не созрели». Мне показалось, что Джохар ждал от меня именно подобного ответа» (стр. 50).«Без прошлого нет настоящего. К сожалению, порой мы забываем эту истину и живём только сегодняшним днём. Тем самым, обкрадываем себя, суживаем границы времени и пространства, в которых пребываем» (стр. 51).«Нам следует рассматривать «Кавказский дом» как часть жилого единого российского комплекса. Как свидетельствует исторический опыт, наибольшего благополучия, стабильности и расцвета кавказские народы достигали в тесном сотрудничестве с Россией... «Кавказский Дом» для живущих сегодня и для будущих поколений - так я его вижу. Обустроенный. Удобный. Крепкий. С просветлёнными душами и безоблачными глазами обитателей» (стр. 55,57).«Ваххабизм многолик. Он рядится в одежды «чистого ислама», джихада, газавата, всемирного исламского братства. Но по сути своей ваххабитское «учение» есть политический авантюризм и религиозный экстремизм, рассадник международного терроризма и бандитизма», (стр. 61).

«Каждое доброе слово, сказанное в адрес республики и ее народа, представляет для нас огромное значение. К сожалению, в последнее время «Чечня» и «чеченцы» стали синонимами таких отрицательных явлений нашей действительности, как терроризм, экстремизм, мафия и т.д. «чеченский след» сегодня мерещится всюду и во всём. Но мы знаем, что так думают не все россияне. Против такой постановки вопроса выступает Президент Российской Федерации В.В.Путин, который не раз заявлял в своих выступлениях, что в тех негативных процессах, которые происходят в Чеченской Республике с 1991 года, вины чеченского народа нет и быть не может» (стр. 86).

«Раньше нашу республику узнавали благодаря Махмуду Эсамбаеву, знаменитому танцору нашего времени. Потом стали отождествлять с бандитами... Нам надо вернуть былую славу нашему народу. Показать всему миру, что здесь сохранилась I культура/искусство, нормальные люди» (стр. 92). «Хочешь убить народ уничтожь его культуру, - сказал какой-то мудрец. Наверное, и возрождение народа надо начинать с возрождения его культуры, искусства. Но вернуть в республику её рассеянных по всему миру артистов, музыкантов - задача не из лёгких, тем более, когда базы для этого практически нет никакой. Конечно, в цифрах оценить тот страшный, жесточайший урон, который был нанесён памятникам истории, архитектуры, культуры республики, невозможно. У нас произошла и демографическая, и культурная катастрофы. И всё же надежда на то, что культура, искусство республики поднимется, есть» (стр. 101).«Откровенный геноцид над чеченским народом, осуществлённый 23 февраля 1944 года, нанёс невосполнимый ущерб всему народу и его культурно-историческому наследию. На площадях Грозного в 1944 году пылали книги и документы на чеченском языке» (стр. 127-128).«Сегодня мы пожинаем горькие плоды непродуманной, безответственной и близорукой политики наших лидеров и предводителей, которые всегда делали ставку на силу, пытались мечом разрубить запутанный чеченский узел и принести счастье своему народу на кончике окровавленного кинжала. Автомату Калашникова и пистолету Макарова мы должны противопоставить перо журналиста, мастерок каменщика, соху пахаря» (стр. 167-168).

Размышления АХ. Кадырова сложились не спонтанно. Они - плод тех событий, которые произошли в жизни только одного поколения нашего народа. Мы заметили, АХ. Кадыров часто обращался в прошлое Чеченской Республики. И не случайно: Ахмат-Хаджи в понимании связи прошлого и настоящего видит истину.

«Вести Республики»

{mosloadposition user9}


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2