Имя художника Али Сапарова известно далеко не всем жителям республики, но многие знают его работы. Он художник в том понимании, каким должен быть истинный творец прекрасного. Достаточно назвать несколько его работ - Бено Бойсхар, Таймасха из Гихи, как в памяти сразу воссоздаются эти прекрасные образы, которые принадлежат кисти мастера. Но Али не столько серьезный художник, сколько (не боюсь этого слова) великий мастер дружеских, юмористических, сатирических карикатур и шаржей. Он умеет передать кистью или карандашом не только мгновение в жизни человека, но и характерную черту его натуры. Али отражает наше общество изнутри, заставляя нас удивляться, восхищаться и возмущаться по поводу самих себя. Али всегда в поиске. Вечно не доволен собой. Критически относится к своему творчеству. Этот его постоянный поиск новых форм, ставший почти навязчивой идеей, в хорошем смысле этого слова, характеризует его как всесторонне одаренную личность. Так, совсем недавно, Али начал изучать уйгурское искусство эбру, которое в свое время получило широкое распространение в Персии, затем в Османской империи. За Западе этот вид искусства называется «турецкая бумага». Техника росписи под мрамор была в своё время известна и в Бухаре. Этот вид искусства требует величайшего терпения. Тем более, что эбру выполняется только на специальной бумаге, специальными красками, подготовленными из таких ингредиентов, как крахмал, яичный белок, зерна конопли, айвы, и даже керосина. При этом изготовленные краски не должны растворяться в воде. Метод раскраски (узор, орнамент и т.д.) под мрамор был придуман турецким мастером Нежметтином Окйяйем (1883-1976гг.), - делится Али. В XVI-XX вв. незаурядными мастерами росписи под мрамор в Турции были Хатип Мехмед Эфенди, Шейх Садик Эфенди, Бекир Эфенди, Мустафа Дюзгюман и Нияди Сайин. Даже при поверхностном изучении истории Чечни (жилища, надгробные плиты, чурты и т.д.), мы видим, что чеченским строителям и ткачам не чуждо было декоративное искусство, частью которого является каллитография. Али Сапаров нашёл новый метод эбру, посредством которого он стремится отобразить всё богатство нашей национальной культуры. И первые его работы свидетельствуют сами за себя: эбру приживется на земле Нохчийчоь, со своими особенностями и направлениями, характерными именно нашим национальным традициям. Главное, Али не подражает, он ищет, пробует, возможно, ошибаясь, как любой творец. И он совершенно прав: любое новое есть ни что иное, как хорошо забытое старое, и без знания прошлого искусство не может развиваться.

Мурад Нашхоев
"Молодежная смена"
www.ChechnyaTODAY.com

{mosloadposition user9}


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2