(Из фондов Национального музея ЧР) НЕБЫВАЛЫЙ случай – так оценил кинорежиссер, заслуженный деятель искусств РСФСР и ЧИАССР В.Еремеев факт съемок в 1972 году в Чечено-Ингушетии трех документальных фильмов. «Долгожители Чечено-Ингушетии» – под таким названием на Грозненской телестудии появился цветной полнометражный фильм, снятый режиссером Илесом Татаевым по сценарию Барона Киндарова. Затем зрители увидели киноочерк производства Северо-Кавказской студии кинохроники «Встречи на земле Чечено-Ингушетии» (режиссер М.Киселев, сценарий А.Андреева). А 5 июня 1972 года по Первой программе ЦТ прошла премьера еще одного полнометражного черно-белого документально-публицистического фильма «Трудовые ритмы Чечено-Ингушетии», созданного кинематографистами Чечено-Ингушетии и Северной Осетии: режиссер Суламбек Мамилов и сценарист Сергей Лагутин (ЧИАССР), а также режиссер Роберт Меркун и кинооператор Михаил Немысский (СОАССР). Об интересном событии из культурной жизни Чечено-Ингушетии – выходе на экраны сразу трех фильмов о республике – узнаем из статьи В.Еремеева «На экране – Чечено-Ингушетия». «Содружество в известной мере определило тот дух интернационализма, который в известной мере, на мой взгляд, присущ фильму», – отмечал автор публикации, появившейся 12 июня 1973 года в старейшей республиканской газете «Грозненский рабочий», подшивка которой сохранилась в библиотечном фонде Национального музея ЧР. Сам режиссер В.Еремеев в течение 20 лет участвовал в создании многих фильмов, посвященных Чечено-Ингушетии. В связи с этим он ожидал от создателей картин «нового открытия республики». Несмотря на эту нелегкую задачу, его ожидания полностью оправдались. Автор статьи пишет: «По внешним признакам «Трудовые ритмы» как будто бы следовало отнести к «обзорным» лентам. Но авторы сделали картину не о республике вообще, но о ее людях, причем о людях, задающих «тон» в жизни, о тех, кого можно назвать «хозяевами трудовых ритмов». Цепочка взаимосвязанных кинопортретов – индивидуальных и групповых, разработанных – одни глубоко и тщательно, другие лаконично, – таково композиционное построение фильма. И в этой кинопортретной эпопее перед нами проходят чеченцы, русские, ингуши, кумыки, представители многих других национальностей, живущих в нашем крае». …Кинохроника тридцатых годов переносит зрителя в далекое прошлое. О периоде военных лет напоминают некоторые памятники Грозного, снятые в ночное время. Создатели фильма «Трудовые ритмы Чечено-Ингушетии» довольно широко отразили деятельность своих современников – тружеников республики. В статье читаем: «Перед взором кинообъектива – буровая бригада потомственного нефтяника Ширвани Боркиева. На строительных лесах кинокамера встречает Героя Социалистического Труда Шамсуддина Хаджиева – человека, причастного к строительству многих зданий, определяющих сегодняшний облик Грозного.…Начинает свою трудовую биографию у токарного станка в цехе орденоносного завода «Красный молот» Саша Белогуров». В картине представлены и видные деятели искусства, культуры ЧИАССР. «Киноглазу удается подсмотреть, как в ежедневном и самом буквальном «поте лица» неистово работает над каждой фазой своих удивительных танцев всемирно известный артист Махмуд Эсамбаев», – пишет В.Еремеев. Отражена в фильме и спортивная тематика: «Незримая нить симпатий связывала Грозный с Мюнхеном в накаленные дни Олимпийских игр. Там на гимнастическом помосте держала перед всем миром экзамен спортивной доблести наша землячка Люда Турищева. В кадрах, посвященных ей, мы ощущаем: олимпийская победа явилась результатом трудового подвига гимнастки, которая тренировалась порой до кровавых мозолей». В фильм «Трудовые ритмы Чечено-Ингушетии» – теперь уже поистине исторический – «вплетаются и мягкие, лирические ноты». Так, зритель знакомится с буднями известной чеченской поэтессы Раисы Ахматовой. Эпизод ее встречи «в парке, под сенью деревьев», со знатным хлеборобом Алхазуром Кагермановым – героем одной из ее поэм – свидетельствует о большом внимании поэтессы к жизни и деятельности своих земляков. «Кинокамера шагает вместе с ними по аллеям, словно прислушиваясь к дружеской, задушевной беседе людей таких непохожих профессий», – констатирует автор публикации. Картина, авторы которой ярко отразили жизнь тружеников республики, была с интересом воспринята зрителями. Судя по впечатлениям В.Еремеева, фильм состоялся. Знаменательно, что картина «Долгожители Чечено-Ингушетии» демонстрировалась на Международном конгрессе ученых-геронтологов (Киев). Режиссер этого фильма Илес Татаев – ныне известный скульптор, искусством которого восхищаются ценители прекрасного не только России, но и ряда зарубежных стран, где проходят его выставки. Сегодня он – директор «Галереи Илеса Татаева» в Москве – филиала Национального музея ЧР. В этом году будет торжественно отмечен 70-летний юбилей этого неповторимого
Мастера из Чечни.

М.ГОРТИКОВА,
заведующая отделом Национального музея ЧР
www.ChechnyaTODAY.com
 

{mosloadposition user9}


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна