То, о чем еще несколько лет назад можно было только мечтать, свершилось – зрители увидели первый фильм на чеченском языке, в рамках внеконкурсного показа картин, представленных на 1-м Международном кинофестивале «Ноев ковчег», с символичным названием «Хиро» («Отчуждение»). Создатели картины уверены, что их лента - первая ласточка в игровом кино отечественного кинематографа за последние четверть века, стала отправной точкой рождения чеченского кино. Но самое главное, на чем они делают акцент, – это то, что фильм «Хиро» со смехотворным для киноиндустрии бюджетом – 25 тыс. долларов США – сумел пробить стену отчуждения мирового кинематографа. Однако, все по порядку. На днях в редакцию «МС» пришли четверо молодых людей – Беслан Терекбаев, автор проекта и главный продюсер «Хиро», Заур Вокуев – оператор, продюсер-менеджер, он же соавтор проекта и помощник режиссера, Рамзан Багалов – студент из Лос-Анджелеса, в будущем монтажер кино и телевидения, и Ахмад Сугаипов – исполнитель роли Мовсара, одного из героев фильма, чтобы поговорить о своих планах на будущее. Само собой, мы не могли не обойти вниманием и тему, связанную с созданием «Хиро». В общем, речь с него и началась.
- Расскажите, как пришла идея снять полнометражную ленту?
Б. Терекбаев: - Два года назад, во время поездки в Грозный, наши друзья - Альберт Бакаев и Ирбайхан Гойтимиров рассказали, что написали сценарий для фильма и предложили прочитать. Сюжет был настолько интригующим и реалистичным, что мы загорелись снять по нему фильм.
- Выходит, в основе сценария реальный сюжет?
З. Вокуев: - Не исключено. Но надо учитывать и такой момент, что он менялся в процессе съемки.
- И сильно изменился?
З. Вокуев: - На процентов 40, в основном изменился конец фильма.
- Как проходил съемочный процесс?
Б. Терекбаев: - Хочу сразу же оговориться – в нашем фильме нет ни одного профессионального актера. Перед началом съемок мы объявили кастинг. Нам звонили, присылали письма на e-mail. Желающих принять участие в картине было столько, что пришлось даже устроить им своего рода творческий конкурс: ребятам предлагали прочитать отрывок из «Мцыри» и сымпровизировать, как минимум, 2 миниатюры. Ну а главным условием было знание чеченского языка. Кстати, некоторым нашим соотечественникам, живущим за пределами Чечни, пришлось именно по этой причине отказать. Без конкурса приняли только троих участников проекта - Джанору Хазуеву (исполнительница роли Мадины), Ахмада Джабраилова и известного музыканта-аранжировщика Дени Сатабаева, которые в фильме сыграли самих себя.
- А как же актерское мастерство?
Б. Терекбаев: - Все азы актерского мастерства пришлось осваивать на ходу. На это ушло полтора месяца.
- Как думаете, ребята справились?
З. Вокуев: - Вполне. Правда, есть некоторые сцены, когда переигрывают, хотя на репетициях этого заметно не было, но стоило включить камеру, как ребята начинали теряться. Правда, со временем они привыкли к ней.
- Сколько времени длился съемочный процесс?
Б. Терекбаев: - Съемки продолжались три месяца. Затем картину отправили на монтаж в Голландию.
- Не кажется ли вам, что сюжет фильма более чем трагический. Согласно жанрам кинематографа, когда один брат погибает от рук предателя, второй обязательно должен отомстить и при этом остаться живым. У вас же, напротив, оба брата погибают, причем, так и не отомстив.
З. Вокуев: - Мы специально сделали сюжет таким закрученным, чтобы вернуться к этой теме. Откроем вам секрет, мы планируем снять продолжение фильма. Кстати, это не единственный наш проект. Возможно, это прозвучит несколько амбициозно, но в нашей программе максимум значится и такой пункт, как создание в республике киноиндустрии не хуже, чем Голливуд.
З. Вокуев: - Лучше!
Б. Терекбаев: - Для начала в планах создать небольшую киностудию. Будем снимать комедии, мелодрамы, документальное кино. Постепенно разрастемся. Соберем талантливых ребят. Сегодня очень много чеченцев учится в Европе на режиссерских, операторских факультетах. К примеру, наш друг Рамзан Багалов – будущий монтажер. Он учится в Лос-Анджелесе. Специально прилетел на премьеру «Хиро».
- Ну и как тебе, Рамзан, первый чеченский фильм?
Р. Багалов: - Здорово! Картина полностью отвечает кинематографическим требованиям. А значит, имеет право на жизнь.
- Реально создать в Чечне киноиндустрию?
Б. Терекбаев: - На все 100 процентов.
- А как же финансовая сторона?
З. Вокуев: - В этом вопросе, конечно же, не обойтись без поддержки правительства. Заранее предвижу, кое-кто посчитает, что на фоне поствоенных проблем, говорить о киноиндустрии рановато. Но давайте посмотрим на это трезво. Сегодня кино занимает в мире первое место по пропаганде национальных и духовных ценностей. Иными словами, это идеологическое оружие, которое способно не только создавать стереотипы, как это делает российский кинематограф (из года в год, штампуя фильмы о чеченской войне и ее «героях»), но и разрушать их. И как это ни прискорбно, но сегодня мы поставлены перед необходимостью искать способы и средства, чтобы реабилитировать себя как нация. Нужно понимать, что лучше о чеченцах никто не расскажет кроме нас самих.
Б. Терекбаев: - Сегодня много говорится о духовно-нравственном возрождении нации. И никто не акцентирует внимание на том, что духовные и нравственные ценности неотделимы от внутренней культуры человека, от культуры нации. А возродить культуру, сидя на диване, невозможно. Каждый из нас должен внести свою лепту. Мы со своей стороны готовы.
- Нет желания заручиться поддержкой Президента?
Б. Терекбаев: - Мы были бы только рады. Надеемся, в скором времени нам удастся встретиться и поговорить с ним.
- Что ж, желаю вам удачи.
Гости: - Спасибо.

Вопросы задавала Малика БЕТИЕВА
"Молодежная смена"
www.chechnyatoday.com

 

{mosloadposition user9}


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2