В жизни каждого человека бывает как минимум три «вещи» (будь то кино или театральные постановки), которые ему никогда не надоедает смотреть. У меня, например, это добрые и, конечно же, смешные советские кинокомедии «Мимино», «Джентльмены удачи», а также культовый, не теряющий на протяжении нескольких десятков лет своей актуальности, чеченский спектакль «Бож-Али», который вот уже почти полвека находится на театральной сцене и продолжает вызывать неподдельный интерес у зрителей, независимо от их возраста и общественно-социального статуса. Испокон веков человеку было интересно знать, почему он смеется. Смех отличает нас от животных, является частью человеческого языка, а значит, у него есть важная социальная роль.

С момента появления телевидения «смешной» эфир, особенно на Западе, стал гарантией высокого рейтинга и огромной популярности телеканалов, в соответствии с чем персонально для каждой категории граждан были созданы различные смешные передачи и шоу-программы.

К примеру, группа комиков «Монти-Пайтон» веселила начитанных студентов анекдотами типа: футбольный матч не состоится, потому что все игроки придерживаются разных философских взглядов.

Бенни Хилл развлекал менее образованную, но более широкую аудиторию бесконечными преследованиями и падениями на ровном месте.
Клоун Пи Ви обычно изображал неприспособленного к жизни человека-эстета, влюбленного в собственный, безвозвратно пропавший, велосипед, а мистер Бин разбогател, используя роль классического «маленького человека».

В советское время сатире и юмору отводилось строго определенно место. Прорыв начался, когда коммунистическая  цензура ослабла, и на телеэкране в одночасье появились всевозможные писатели-сатирики, артисты разговорного жанра, а то и просто пародисты.

Изменение представлений о смешном может служить неплохим индикатором состояния всего общества. В российском телеэфире на сегодняшний день можно выделить три категории юмора.

Первая – Петросян и его команда. Самым успешным ее воплощением и главным голосом является Евгений Петросян – он умеет показывать пьяного кладовщика или спортсмена, как их рисовали в эпоху  Л.И. Брежнева в журнале «Крокодил», или изображать звезду рэпа примерно так же, как высмеивали стиляг и рокеров на страницах того же издания.

Сюда же относится и передача «Аншлаг», которая в несколько опошленной форме продолжает традиции советского юмора, рассчитанного на пенсионеров, провинциалов, а также всех, кто так и не смог вписаться в новую постсоветскую действительность.
В античные времена «аншлаговский» юмор назвали бы сельским, а то и варварским. Ведь еще тогда драматурга Аристофана критиковали за то, что он идет на поводу у крестьян, которые смеялись над жуком-навозником, скатавшим шар величиной с корову, а также безудержно хохотали над греками, занимающимися гимнастикой на брусьях.

Примерно по-аншлаговски, но в чуть более интеллектуальной форме, выглядят монологи Михаила Задорнова, который в своих юморесках (то ли в шутку, то ли всерьез) начинает утверждать, что все американцы тупые, что кавказцы, особенно чеченцы – злые, т.к. едят много мяса, что все языки мира произошли от русского языка, и т.д. и т.п.

Вторая категория юмора рассчитана на людей среднего возраста и среднего достатка. Они смогли «найти» себя в сегодняшней жизни, потому что детально ее знают и, время от времени, сильно от нее устают. Если в первом случае мы имеем дело со здоровым смехом провинциала над непонятным городским миром, то здесь встречаем иронию горожанина над провинциалом. Ко второй категории относится большинство современных юмористических сериалов, в которых их создатели пытаются рассмешить своего зрителя показом жизненных неурядиц, напрасных мечтаний, демонстрацией ускользающей собственности, выходками непослушных детей и прочей ерундой.

Телеюмор третьего поколения – это Comedy Club, «Прожекторперисхилтон», «Большая разница», «Даешь – Молодежь», Comedy Woman, «Убойная лига» и «Наша Раша». Во всех этих программах, за исключением, может быть, «Большой разницы», которая носит пародийный характер, молодые и дерзкие смехачи берут за основу так называемый американский «юмор черных» (не путать с черным юмором) и шутки американских же молодежных комедий. Для авторов этих юмористических программ, как, впрочем, и для их зрителей, важны отношения с гламуром, использование смешных (и не очень) коротких сценок и высмеивание желанно-ненавидимого шоу-бизнеса.

В общем, смешного в телеэфире сейчас довольно-таки много, однако чего явно не хватает, так это качественного юмора интеллектуалов нового поколения, которых, кроме клубной тусовки, волновало бы что-то другое. За «юмор умных» до сих пор выдается творчество Михаила Жванецкого. Но они (и Жванецкий, и его юмор), на мой взгляд, заметно состарились и ждут смены поколений. Да, чуть не забыл: ведь есть еще и очень хорошая игра под названием КВН. Если честно, КВН действительно неплохая игра. Но, как бы то ни было, одного Клуба веселых и находчивых и двух-трех хороших юмористических программ для огромной России, кажется, немножко маловато. И еще: интересно, когда же, наконец, наши кинорежиссеры начнут снимать качественные комедии наподобие тех, что снимал в свое время советский кинематограф?

Усман ГАЗИЕВ

{mosloadposition user9}


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2