30.11.2009 /11:10/ В преддверии юбилея Государственного ансамбля танца «Вайнах» Чеченской Республики мы решили встретиться и поговорить со знаменитыми танцорами-ветеранами ансамбля. Тех, с кем смогли связаться, пригласили и в редакцию.…Вошла высокая, стройная женщина, чем-то напоминающая образ знаменитой балерины Майи Плисецкой. Она плавной походкой по диагонали пересекла мой кабинет и села на предложенное место. Это была знаменитая солистка ансамбля «Вайнах» – Лида Айдамирова. В станице Старогладовская, где и прошло ее детство, все знали, что Лида любила танцевать. Когда в дом приходили гости, отец любил восклицать: «А ну - ка, Лидка, айда, покажи, как ты танцуешь!Вокруг все хлопали, Лида, словно лебедь, плавно исполняла лезгинку. Отцу это нравилось, и она была его любимицей в семье. Она и в школе была лучшей танцовщицей, часто праздничные мероприятия украшала своей лезгинкой. Ее фотография висела в школе на доске с надписью «Гордость школы». Лида рассказывает: – После окончания школы мне очень хотелось поступить в учебное заведение, где учат танцам. Сначала загорелась желанием поехать в Краснодар в Институт культуры, но, узнав, что в Грозненском Культпросветучилище есть танцевальное отделение, в 1968 году поступила в это училище. Моими первыми педагогами были знаменитые тогда Оталий Муджишвили, Саид- Эмин Януркаев и Николай Шарипов. Это были замечательные педагоги, которых я до сих пор вспоминаю с огромной любовью. В 1971 году, после окончания училища меня пригласили в Чечено-Ингушский ансамбль песни, пляски и танца, где директором ансамбля был Муса Гешаев. Он вместе с известным танцором первой гильдии Магомедом Дидиговым отбирали в училище, на их взгляд, наиболее лучших, перспективных танцоров. В Шелковском районном отделе культуры очень хотели, чтобы Лида вернулась в родной район и возглавила этот Дом культуры. Но Лида ведь знала, что попасть в этот известный коллектив мечтали многие выпускники училища. И осталась здесь. – В 1972 году мы были на гастролях, когда нам руководитель Топа Элимбаев сообщил, что ансамблю присвоена высшая категория и отныне нашему ансамблю присвоено новое имя «Вайнах», мы все закричали - «Ура». Я же терская казачка, наши предки носили черкески, танцевали лезгинку, переняли все обычаи и традиции у чеченцев. Наверное, поэтому я и полюбила чеченский танец. Ведь танцевать – это же такое счастье! Можете себе представить: сотни людей в зале ждут вашего выхода, после каждого выступления зал буквально взрывается от аплодисментов. Были и такие случаи, когда во время выступления проваливался пол, гас свет. Несмотря на неудобства, мы выступали, танцевали даже при свечах и самое главное, и зрители не уходили, они из дома приносили керосиновые лампы. На наших концертах, как говорится, всегда был аншлаг. У нас тогда был такой прекрасный коллектив, состоявший из представителей почти всех национальностей, проживающих в Чечено-Ингушетии. Мы прекрасно понимали друг друга языком танца. Мы гордились, что представляем нашу прекрасную республику – Чечено-Ингушетию. Как сегодня помню наши первые гастроли: мы на двух «Кубанях» ездили в Краснодар, тогда это были самые комфортные условия. Концерт мы открывали танцем «Атагинская лезгинка», ее солировали заслуженные артисты ЧИАССР Магомед Дидигов и Тамара Синявская, это была лучшая пара в ансамбле, мы на них смотрели с завистью и учились у них. Они всегда нам помогали, поддерживали молодых. Топа Хамидович нам всегда говорил: «У нас ненормированный день, мы должны работать 24 часа в сутки». Он, замечательный балетмейстер ансамбля, своей неиссякаемой энергией и глубокими знаниями в хореографии, буквально, за несколько лет поднял профессиональный уровень ансамбля. После возвращения чеченцев на историческую Родину, в 1957 году, это было серьезным достижением в культурной жизни в восстановленной республике. Тогда любой успех трудового или творческого коллектива воспринимался в республике с огромной радостью. В 1978 году ансамбль «Вайнах» совершил самые продолжительные гастроли по странам Южной Америки и в Португалию, они продолжались четыре месяца. Концерты ансамбля собирали полные залы в Мексике, Аргентине, Эквадоре и в других странах Южной Америки. В Португалию коллектив ансамбля попал по приглашению коммунистической партии Португалии, и должны были дать бесплатный концерт по какому-то юбилею компартии этой страны. Вот там ребятам пришлось туго! Стояла невыносимая жара, ребята танцевали в черкесках, выходили со сцены совершенно мокрые от пота, даже падали в обморок. Танцоры выходят на пенсию по выслуге лет. Лида Айдамирова также оттанцевала двадцать лет и теперь на пенсии. Топа Хамидович уговаривал ее остаться в коллективе, она знала, что сцена любит молодых, и ушла. Но еще долго преследовала ее любимая сцена – репетиции, гастроли… В конце нашей беседы Лида сказала: – Была замужем за чеченцем, он тоже работал в ансамбле, был прекрасным музыкантом, он и есть прекрасный музыкант, к сожалению, наш брак распался. Двое детей у нас, сын живет и работает в Краснодаре, окончил Московскую пищевую академию, дочь работает на ГТРК «Грозный», повзрослела, вышла замуж. Если бы мне пришлось заново начинать свою жизнь и выбирать профессию, выбрала бы чеченские танцы. Я никогда не сожалела о своем выборе, никогда! Выслушав ее, я убедился, что Лида, действительно, в танце нашла свое счастье.

А. Давлетукаев
"Вести республики"
www.ChechnyaTODAY.com




Обсудить на форуме

{mosloadposition user9}


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2