30.11.2009 /12:11/ Топа Элимбаев, известный балетмейстер, народный артист России, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист Чечено-Ингушской АССР, лауреат Государственной премии в области литературы и искусства и премии Ленинского комсомола, международных фестивалей и конкурсов, много сделавший для развития культуры республики, относится к плеяде знаменитых представителей чеченского народа. Пик творческого расцвета ансамбля «Вайнах» приходится на 1969-1991 годы, когда художественным руководителем был Топа Элимбаев. Разработанная им танцевальная программа, получившая высокую оценку прессы и общественности, была удостоена Государственной премии ЧИАССР 1988 года в области литературы. Творческий путь Т. Элимбаева начался с выступления в школе, где он учился после возвращения его семьи в Грозный из депортации. Вскоре Топа стал лауреатом смотра самодеятельности, который проходил в ТЮЗе, где заместителем директора в то время работал Ваха Татаев. Ваха одобрил его увлечение танцами и порекомендовал серьезно учиться этому искусству. После школы юноша поступает в Грозненское культпросветучилище и становится солистом ансамбля песни и танца профтехобразования. Этим популярным в республике в те годы коллективом он впоследствии (с 1960 по 1964 г.г.) руководил. И первые пробы самостоятельных постановок танцев делал именно в этом коллективе. Затем, с целью повышения своего профессионального мастерства, Т. Элимбаев поступает на режиссерско-балетмейстерское отделение Государственного института театральных искусств, после окончания которого его, как одного из лучших выпускников, направляют на стажировку в Германию. В 1969 году, вернувшись на родину, Т. Элимбаев возглавил Чечено-Ингушский государственный ансамбль песни и танца, став одним из самых молодых руководителей государственных ансамблей в СССР и первым профессиональным балетмейстером ЧИАССР. По настоятельной просьбе Т. Элимбаева ансамбль в 1970 году был переименован и стал называться «Вайнах». Топа поставил перед собой очень важную задачу – сделать из ансамбля коллектив, который мог бы достойно представлять посредством красивого танца культуру народов Северного Кавказа и мастерство артистов как на родине, так и за рубежом. Много сил и труда вложил он, чтобы изменить весь характер постановок. Ездил по селам и во время ловзара наблюдал за танцующими парами, отмечая нужные движения для своих хореографических постановок, приглашал на репетиции ансамбля танцоров из сел. Топа – блестящий балетмейстер, умелый организатор и руководитель, всегда видел то, что необходимо коллективу, и делал все от него зависящее, чтобы оказать помощь артисту. Хореограф постоянно обновлял танцы, вводил в них новые элементы. Постепенно ансамбль становится известным и сильным коллективом. Это были годы становления чеченской культуры и взлета национального искусства. Большую роль в этом сыграло творчество ансамбля «Вайнах», который в те годы знали и принимали так же, как Махмуда Эсамбаева. Коллектив с гастролями объездил всю страну: от Казахстана до Дальнего Востока, побывал в более чем 60 странах мира. За то время, которое возглавлял ансамбль Т. Элимбаев, расширилась география гастролей, обновился его репертуар украинскими, татарскими и ногайскими танцами, а также танцами всех народов Кавказа. В «Вайнахе» по-настоящему раскрылся балетмейстерский талант Т. Элимбаева. Он создал несколько программ. Его оригинальные хореографические постановки, такие как «Танец чабанов», «Горская легенда», «Танец наездников», «Ритмы Чечено-Ингушетии», юмористический танец «Вечеринка» легли в основу гастрольной программы, с которой ансамбль «Вайнах» неоднократно принимал участие в фестивалях «Русская зима» и «Майские звезды», проходивших в Москве, «Белые ночи» в Санкт-Петербурге, а также в фестивалях в Томске, Киеве, Мурманске, Иваново. Большая заслуга Т. Элимбаева, как художественного руководителя и талантливого балетмейстера, состоит еще и в том, что он сумел сделать ансамбль «Вайнах» пропагандистом культуры, в частности, музыкально-танцевального искусства не только Чечено-Ингушетии, но и других народов. Ансамбль, прославляя искусство чеченского танца, объездил страны Европы, Латинской Америки, Африки, Ближнего Востока, гастролировал в США, Аргентине. А благодарные зрители восторженно рукоплескали талантливым танцорам, сумевшим открыть миру красоту и нежность, стремительность и порыв кавказских танцев. Ансамбль был своеобразной визитной карточкой лучших хореографических коллективов СССР. В Иордании король Хусейн вручил ансамблю высшую награду страны – орден «Звезды первой степени». А Т. Элимбаев был награжден орденом «Знак Почета». В 1985 г в Японии открылась традиционная всемирная выставка «Экспо-85». В августе 1989 года во время проведения в Дамаске Дней Чечено-Ингушетии, была открыта международная выставка, в культурной программе которой также принял участие «Вайнах» с новой программой, которая была удостоена Государственной премии Чечено-Ингушской АССР 1988 года в области литературы, искусства, архитектуры и кинематографии. Художественный руководитель и главный балетмейстер ансамбля Топа Элимбаев на основе истоков искусства народного танца сумел создать целостный, яркий спектакль, основанный на органическом синтезе музыки, народной песни и танца. Свежие краски в это яркое зрелище внес также композитор Зайнди Чергезбиев, возглавивший оркестр ансамбля.

М. АБАЛАЕВА

"Вести республики"
www.ChechnyaTODAY.com




Обсудить на форуме





{mosloadposition user9}


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2