©
Похожие материалы
Ветры не лучших перемен…
15:37, 14 декабря 2009г.
Просмотров: 3335
Несмотря на все трагические страницы в истории нашей страны, кто бы что не говорил, в Советском Союзе, все ж таки, были созданы зачатки общности людей, провозглашавшей своей целью претворение в жизнь великих гуманистических идей равенства и братства, добра и справедливости. Утопическая, но очень привлекательная для простых людей идеологическая программа коммунистов, пропагандируемая, в том числе и через культуру и искусство, вполне успешно формировала общие для всех народов стереотипы взглядов и поведения. Конечно, не все шло гладко, и этот процесс был далек до завершения, но основа была заложена. И вот по злой воле определенных мировых сил и в силу многочисленных собственных ошибок, допущенных при формировании новой общности, воспитанные на принципах дружбы и братства граждане великой страны, стали смотреть друг на друга через прицелы автоматов. Карабах, Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия и Чечня. Результатом только одного тяжелейшего военного конфликта в Чечне стала разрушенная до основания республика, десятки и сотни тысяч убитых и раненых в братоубийственной войне российских граждан, свыше 5 тысяч пропавших без вести и в качестве «военного довеска» бациллы ненависти и злобы, распространяемые в различных СМИ, кино и в произведениях отдельных писателей с целью создания образа врага в лице чеченского народа.
На рубеже веков и смены эпох, один за другим уходят из жизни уважаемые во всем мире - «последние из могикан», общественные деятели, писатели, мастера культуры и искусства, объединявшие своим творчеством многочисленные народы на бесконечных пространствах бывшего Советского Союза: Дмитрий Лихачев, Чингиз Айтматов, Булат Окуджава, Александр Солженицын, Давид Кугультинов, Махмуд Эсамбаев, Расул Гамзатов, Михаил Ульянов и многие, многие другие, к мнению которых люди внимательно прислушивались и считались. Вот и накануне ушел из жизни один из таких великих людей, мастер советского кино Вячеслав Тихонов. Одной только сыгранной им ролью советского разведчика Штирлица, ставшего символом благородства и беззаветного служения Родине, он объединял миллионы советских людей. Не ошибусь, если скажу, что почти в каждой чеченской семье, как и в каждой семье народов бывшего Советского Союза, смерть знаменитого артиста восприняли как личную утрату. С уходом каждого из таких людей, мы теряем бесценные крупицы нашей духовной общности.
И что взамен? Практически ничего, что объединяло бы людей. Кругом один лишь только формализм и следование конъюнктуре дня. Каждый народ замкнулся на себе, и ищет причины своих сегодняшних бед и неурядиц не в себе самом, а в происках каких-то внешних сил. Невольно задаешься вопросом: а что будет после нас - людей, воспитанных в духе интернационализма, высоких понятий о чести и долге, отдававшим приоритет общественному перед личным и живших по принципу «сам пропадай, а товарища выручай»? Неужели все это не будет востребовано и забыто?
Нарастающие как снежный ком проблемы, если не будут приняты кардинальные меры по изменению ситуации к лучшему, могут привести к непредсказуемым негативным последствиям. В России, как грибы после дождя, растет количество националистических группировок. Все чаще в российской глубинке начинает раздаваться фашистский лозунг «Россия для русских!» Вовсю публикуются статьи и книги профессиональных провокаторов пыхаловых и нерсесовых, снимаются дешевые фильмы – однодневки с российскими «Рембо», единолично «разделывающими под орех» всю «бандитскую» Чечню. Давно уже никого не удивляют публичные выступления с шовинистическим привкусом официальных государственных лиц. Чего только стоит выход в свет зараженного вирусом ксенофобии академического издания 65-томной Большой Энциклопедии, выпущенной издательством «Терра» в 2006 году под редакцией нескольких десятков академиков и двух вице – президентов Академии наук Российской Федерации. В статье о Чеченской Республике в вышеназванной энциклопедии о чеченцах написано столько ничем необоснованных гадостей, что волосы дыбом встают.
То, что творят отдельные российские кинематографы, показывая события военного лихолетья в Чечне, это хуже бандитизма. Во-первых, содержание этих фильмов наглядно показывает абсолютное незнание авторами этих творений обстановки в республике, обычаев и традиций чеченского народа, глобальных изменений, происходящих в мире. Во-вторых, напрочь отсутствует глубина раскрытия сложнейших тектонических процессов, происходящих как в Чечне, так и в России. Все показывается поверхностно и только в черно – белой тональности. Как известно, не все в Чечне было так уж однозначно. В республике были силы и, причем, весьма значительные, которые противостояли авантюризму ичкерийских лидеров и предупреждали их о возможных катастрофических последствиях военного противостояния с Россией. Но они, к сожалению, услышаны не были. В-третьих, фильмы о событиях в Чечне разделяют российские народы на «хорошие» и «плохие», тем самым, противопоставляя их друг другу. Кроме того, делаются недопустимые в нормальном цивилизованном обществе расистские выпады в отношении народов, подпадающие под определенные статьи Уголовного Кодекса РФ.
В этих «мультфильмах», как называл их покойный Ахмат-хаджи Кадыров, все чеченцы представлены, как отъявленные преступники и бандиты, а российские военные – сплошь одни герои, способные запросто решить любые поставленные перед ними задачи. Возникает естественный вопрос: разве среди военных не было таких нелюдей, как Буданов или Ульман? Почему мы не видим их прообразы ни в одном из этих фильмов? Почему в них не показаны образы чеченцев, отдавших свои жизни в борьбе с международным терроризмом? Неужели среди двух десятков чеченцев, удостоенных высокого звания Героя России (большинству из которых посмертно), не нашлось ни одного достойного, чтобы запечатлеть его образ в фильме? О каком укреплении единства народов многонациональной России может идти речь, если положительных и отрицательных героев в российских фильмах определяют по их национальной принадлежности? И почему соответствующие государственные структуры не пресекают этот беспредел и разрешают показывать эти дешевые спектакли безответственных людей через государственные каналы телевидения по праздничным дням и в прайм-тайм, если, конечно, эти структуры сами не заинтересованы в этом?
После очередного показа такого фильма, оскорбляющего чувство национального достоинства и унижающего твой народ, к руководителю так называемого Кавказского Имарата Умарову уходит очередная группа молодых людей. И все усилия, предпринимаемые руководством республики для предотвращения этого, становятся напрасными.
Создается впечатление, что Чеченскую Республику, после двух кровопролитных войн за «единую и неделимую», как говорится, «не мытьем, так катаньем» хотят выдавить из Российской Федерации. Российскому обществу усиленно навязывается идея обременительности и бесполезности Чеченской Республики (да и всех северокавказских республик) для России. Что интересно, эта идея вовсю пропагандируется как так называемыми либерал-демократами (не путать с жириновцами – авт.), так и их непримиримыми оппонентами национал-радикалами.
И на фоне этого никаких конкретных проектов по реформированию государственной системы страны, учитывающих интересы различных слоев общества, в том числе и этнических групп, со стороны официальных властей до сих пор не предлагается. А противоречий, требующих скорейшего разрешения, с каждым днем становится все больше. Одна только демографическая ситуация в России настоятельно диктует основательное переосмысление многих вопросов общественно - политической жизни страны. Политика государства, игнорирующая объективные реалии, чревата опасными последствиями. О чем еще можно говорить, если в многонациональной России до сих пор нет хоть какой-то внятной национальной политики, как нет и соответствующего ведомства системно занимающегося сложнейшими вопросами межнациональных и межконфессиональных отношений.
Ко всему сказанному, за последнее время наблюдаются не совсем продуманные попытки со стороны некоторых федеральных министерств и ведомств свернуть программы по сохранению и развитию родных языков, культуры, изучению истории своей малой Родины, определению своей национальной идентичности в пользу создания соответствующих программ по созданию и закреплению общероссийской идентичности. Так, например, Федеральным законом №309-ФЗ от 1 декабря 2007 года из государственного образовательного стандарта исключен национально-региональный компонент, что лишает нас возможности преподавания истории и географии Чеченской Республики, как отдельных предметов. Кроме того, сокращено количество часов, отведенных на изучение родного языка и литературы. Все это противоречит принципам федерализма Российской Федерации и нарушает равноправие народов, закрепленные в преамбуле и пункте 2 статьи 26 Конституции РФ. В условиях, когда преподавание в школах республики с первого класса ведется на русском языке, это недопустимо.
Признавая необходимость и важность целенаправленной работы по созданию и пропаганде общероссийской идентичности, необходимо отметить, что делать это необходимо не за счет программ по сохранению и развитию родных языков, культуры, изучению истории, географии своего края, а параллельно, вместе с ними. И вообще, идентичность нельзя навязать силой, она должна складываться добровольно, естественным образом, а не указами сверху. Сколько бы про российскую идентичность мы не говорили, если она не сложилась в умах и душах людей, в жизни ее не будет. Как говорится, сколько не говори «халва» – во рту слаще не станет.
Хамзат УМХАЕВ,
публист
www.ChechnyaTODAY.com
Обсудить на форуме
{mosloadposition user9}
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна
test 2Новости СМИ2
Комментарии
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментариев еще нет.
См. также