23.12.2009 /10:40/ Возвращение ПЦ "Мемориал" в Чеченскую Республику, стало главной новостью так называемых либеральных СМИ и Интернет-ресурсов России, отодвинув на задний план даже гораздо более значимый для судеб мира климатический Саммит, проходивший в Копенгагене. Приветствуя возобновление деятельности известной правозащитной организации в республике, хочется обратить внимание на следующие обстоятельства. Работу свою в Чечне "Мемориал" прекратил, вроде бы, по собственной инициативе. Хотя его "самостоятельность" давно уже является секретом полишинеля. И "гуляет" "Мемориал", в отличие от кота из известного мультфильма не "сам по себе", а там где ему укажут и только там, где больше мышей.Более того, сделано это было несмотря на негативную реакцию со стороны правозащитного сообщества республики. Так, например, еще 17 июля 2009 года, после заявления руководителя "Мемориала" О.Орлова о возможном закрытии их офисов в Чеченской Республике, Уполномоченный по правам человека в ЧР Н.Нухажиев высказался по этому поводу следующим образом: "Если деятельность "Мемориала" будет свернута, то этому будут только рады убийцы Натальи Эстемировой. Я убежден, если Грозненское представительство "Мемориала" будет усилено, если мы, правозащитники, будем работать еще лучше, то это будет достойно памяти Эстемировой. + Говорить сегодня о возможности закрытия отделения ПЦ "Мемориал" в Грозном, как минимум, несправедливо по отношению к тем людям в Чечне, которые нуждаются в помощи правозащитников. + Кому мы, правозащитники, в этом случае делаем плохо? Конечно же, не тем, кто нарушает права граждан, а самим гражданам. +Поэтому, если будет принято решение о закрытии отделения ПЦ "Мемориал" в Грозном, то об этом можно будет только сожалеть. Такой факт нанес бы вред имиджу самой этой организации. +После таких трагедий, как убийство Натальи Эстемировой, правозащитники в Чечне должны объединить свои усилия, а не уходить из республики". Но, несмотря ни на что, деятельность "Мемориала" в Чечне, под предлогом "смертельной опасности для его сотрудников" была свернута.

Мотивируя закрытие своих офисов в Чечне руководители "Мемориала" официально объявляли о том, что "риск оказался неоправданным", "Рамзан Кадыров сделал невозможной работу правозащитников в республике". Так, например, О.Орлов в газете "Московский комсомолец" от 18 июля 2009 года заявил: "Сейчас мы приостанавливаем работу. Поскольку то, чем мы занимались, связано со смертельной опасностью для людей, мы не можем рисковать". Выступая на "Радио Свобода" 19.07.2009 года тот же Орлов сказал следующее: "Мы обсуждали с нашими коллегами возможность продолжения работы правозащитного центра "Мемориал" в Чеченской Республике. +Там созданы условия, в которых невозможны никакие независимые гражданские инициативы, там власть явно демонстрирует враждебность к независимым гражданским инициативам и правозащитной работе, там убивают наших друзей и товарищей, коллег". Можно подумать, что убивают только в Чечне. В Москве или Санкт-Петербурге, например, тоже убивают, но, почему-то, правозащитные организации, работающие в этих регионах, не принимают решения о прекращении своей деятельности.

"Работа для тех, кто остается в республике, повторяю, опасна. Да, это важнейший регион, но, видимо, отсутствие сообщений оттуда говорит еще больше, нежели регулярно поступающая негативная информация. Знаете, как прибор, стрелка может колебаться, может зашкаливать, а потом прибор вообще сломался", - продолжал настаивать на закрытии своих офисов в республике Орлов. Так вот в чем дело! Из сказанного Орловым можно было сделать вывод, что главное в деятельности "Мемориала" в Чечне не оказание реальной и конкретной помощи гражданам в защите их прав,  а лишь демонстрация внешнему миру якобы катастрофичности положения с правами человека в Чечне, с целью оказания последними политического давления на руководство России. Не зря поклонник недоброй памяти Шамиля Басаева  С. Ковалев обращается с трибуны Европарламента к руководителям ЕС со страстным призывом "не оставаться глухими перед российским беззаконием". В этой связи вспоминается эпизод из событий января 1995 года, когда тот же самый Ковалев с сотоварищи, тогда, кстати, являвшимися депутатами Государственной думы, призывали чеченский народ по ичкерийскому телевидению не складывать оружия и продержаться месяц-другой. Обещая за это время поднять мировое сообщество и заставить признать независимость Ичкерии.

С него и его подельников Борщева, Пономарева, Шабада и других - как с гуся вода, а чеченцы, втравленные в эту бессмысленную бойню, умылись кровавыми слезами. Так что, картина нам до боли знакомая, да и действующие лица те же. С одной только разницей - чеченский народ, слава Богу, уже не на столько наивен, чтобы таскать для кого-то каштаны из огня.

 И вот, после очередной демонстрации всему "просвещенному" миру того, как все жутко плохо с соблюдением прав и свобод человека в Чечне  новое "явление "Мемориала" страждущему народу. И что интересно, возвращение происходит на фоне многочисленных заявлений о том, что "смертельно опасная" для правозащитников обстановка в Чечне по- прежнему сохраняется. "С тех пор (после приостановления работы "Мемориала") власти Чечни не прекращали запугивать и преследовать правозащитников и тех людей, которые добиваются справедливости в связи с произволом. Некоторым из них пришлось уехать из России, поскольку их жизнь оказалась в опасности", - говорится в заявлении "Мемориала", посвященном возобновлению деятельности в Чечне. Если ситуация с соблюдением прав человека в республике не изменилась, а "Мемориал" возвращается, то это значит, как минимум, признание того, что правозащитный центр ошибся с ранее принятым  решением.

Необходимость возобновления своей деятельности в Чечне руководство "Мемориала" объясняет "пониманием необходимости этой работы для жителей", "пристальным вниманием не только отечественных, но и международных правозащитников к ситуации в самой напряженной российской республике", "обращением ряда правозащитных организаций, в том числе международных, с призывом к "Мемориалу" вернуться в опасный регион", "болезненным ощущением вакуума, вызванного уходом "Мемориала". Из всего этого можно сделать вывод, что "Мемориал" работал раньше в республике без понимания необходимости своей работы, без соответствующего внимания со стороны отечественных и международных правозащитников, что, конечно, далеко не так. А что касается претензий "Мемориала" на свою какую-то  исключительность, то они абсолютно беспочвенны. Никакого вакуума его уход из республики не создал. В Чечне правозащитной деятельностью занимается несколько десятков НПО, положительно зарекомендовавших себя еще с периода военного лихолетья.

Ситуация, сложившаяся после ухода "Мемориала" из Чечни, наглядно показала, что ничего существенного эта организация в плане защиты прав человека в республике не решала и не решает. Если говорить откровенно, это и не является их главной задачей. Но сам "Мемориал", на сегодняшний день, не может существовать без Чечни. Практически вся деятельность этой организации заточена на Чеченскую Республику и на Северный Кавказ. С уходом отсюда, практически все его сотрудники становятся невостребованными. Это они очень хорошо поняли после своего последнего демарша.

С момента прекращения деятельности "Мемориала" в Чечне произошло несколько важных событий, без учета которых невозможно нормальное функционирование этой организации в республике. Это судебный процесс против одного из руководителей "Мемориала" Олега Орлова по защите чести и достоинства Президента ЧР Рамзана Кадырова, обвиненного им в убийстве Н.Эстемировой. В ходе разбирательства этого дела Тверской суд Москвы признал эти обвинения недействительными, оштрафовал ПЦ "Мемориал" и лично Орлова на 50 и 20 тысяч рублей соответственно и обязал опубликовать  опровержение. Кроме того, против Орлова возбуждено новое уголовное дело по обвинению его в клевете.

И вот организация, занимающаяся целенаправленной дискредитацией руководства Чеченской Республики, что было доказано в суде, возвращается в республику. Казалось бы, проштрафившийся и обвиняемый по новому уголовному делу руководитель "Мемориала" должен вести себя после такого конфуза тише воды и ниже травы. Но, нет. Он, нисколько не смущаясь (можно подумать и суд не он проиграл, и новое уголовное дело не против него возбуждено) заявляет: "Мы продолжим работать над тем, чтобы положить конец нарушениям прав человека в республике, и сделаем все от нас зависящее, чтобы виновные в них предстали перед судом. Нельзя лишать жителей Чечни возможности добиваться правосудия и возмещения вреда". "Мемориалу" бы  сперва с самим собой и со своим незадачливым руководителем разобраться, а потом уже, если в этом будет необходимость, ставить вопросы, касающиеся прав жителей Чеченской Республики. А то получается, как у того известного любителя чужого имущества, имевшего привычку кричать первым: "Лови вора!"

Правозащитные организации Чеченской Республики, в целом, положительно восприняли весть о возобновлении работы "Мемориала" в Чеченской Республике. Ведь там, все ж таки,  работают наши товарищи и коллеги по цеху. Но "мемориальцам", если они хотят плодотворной работы по защите прав и свобод жителей республики, а не стремятся использовать непростую ситуацию, порожденную двумя жестокими войнами и продолжающимися до сих пор террористическими атаками на республику, в каких-то своих целях, необходимо изменить принципы и методы своей работы в постконфликтной Чечне.

Как нам кажется, они должны отказаться от мифа о своей исключительности и незаменимости, целенаправленно созданного ими же самими и их патронами. Уважительно относится к республиканским НПО, которые, в отличие от "Мемориала", несмотря ни на какие опасности, никуда не уходили и не собираются уходить, а последовательно и без всякого самолюбования решают проблемы жителей республики.

 НПО Чечни, защищая права людей, не имеют права уходить в глухую и непримиримую оппозицию к законным органам власти республики, как не имеют права идти и на услужение властным структурам. Ни в первом, ни во втором случае невозможно эффективно защищать права человека.

Для местных правозащитных организаций главным является оказание немедленной и конкретной помощи в восстановлении прав жителей республики. Они обязаны защищать права человека с учетом реальной ситуации, местной специфики и менталитета, в рамках конструктивного сотрудничества с государственными органами власти. Им необходимо думать о том, как бы не навредить, не усугубить ситуацию оказавшихся в беде людей резкими, не до конца продуманными действиями. А сотрудники "Мемориала", например, подходят к решению вопросов защиты прав людей, зачастую, без учета местной специфики, с точки зрения единых стандартов западных стран, с жестким противостоянием существующим властным структурам, легитимность которых они, в лучшем случае, ставят под сомнение. Все их действия направлены не на разрешение возникающих вопросов в рамках самой республики и даже России в целом, а  во вне, с целью наложения каких-то санкций и предъявления требований к Чечне и России со стороны международного сообщества. Другими словами, в действиях "Мемориала" явно присутствует политический подтекст. Как известно, "Мемориалом", совместно с другими правозащитными организациями, готовятся материалы для международного суда над Россией, по примеру Югославии.

 И, наконец, хотелось бы выразить несколько пожеланий руководству "Мемориала", связанных с возобновлением их деятельности в Чечне:

1. Сделать  опровержение, в соответствии с решением суда, несоответствующих действительности  высказываний О.Орлова, оскорбляющих честь и достоинство Президента Чеченской Республики Рамзана Кадырова.

2. Осудить деятельность террористической организации Д.Умарова, являющегося первоисточником наиболее значимых нарушений прав и свобод жителей северокавказского региона.

3. Прекратить жесткое противостояние законным органам власти Чеченской Республики и наладить с ними взаимодействие и сотрудничество, в целях более эффективной защиты прав и свобод жителей республики.

4. Неукоснительно соблюдать нормы и правила ведения правозащитной деятельности. Соблюдать принцип презумпции невиновности не только в отношении рядовых граждан, но и в оценках деятельности руководителей государственных органов власти.

5. Отказ от ссылок на анонимные источники информации, когда не называются  даже названия самих правозащитных организаций, на которые ссылаются сотрудники "Мемориала.

1.      Председатель Общественной палаты ЧР,член Общественной палаты РФ - Джабраилов СЭ.У.

2.      Члены Общественной палаты ЧР - 40 подписей

3.      Председатель РОО "Стимул" - Яркиев В.К.

4.      Председатель РОО "По розыску без вести пропавших" - Кагирова Т.

5.      Председатель организации "Оптимум" - Ахмаев Р.А.

6.      Председатель РОО "Дети Казахстана" - Висаитова М.Б.

7.      Председатель РМОД "Диалог" - Аюбова Л.Х.

8.      Руководитель правозащитного центра ЧР - Эжиев М.А.

9.      Руководитель ИАА "Объектив" - Саратова Х.

10.     Председатель Международной ассоциации "Мир и права человека" - Цахигов Л.В.

11.     Председатель ОБФ "Зов матерей" - Адаева  З.Д.

12.     Председатель   РПОО "Нийсо" -   Махаджиева З.А.

13.     Председатель РОО "Союз женщин Чечни" - Омарова М.Ю.

14.     Председатель МОО  "Эхо войны" - Гашаева З.Х.

15.     Председатель РОО "Люди милосердия" - Сайтханова Л.

16.     Президент СК "Стратегия" - Истамулов А.Л.

17.     Руководитель РОО "Женское достоинство" - Базаева Л.

18.     Президент благотворительного фонда поддержки  НПО - Аюбова Л.Х.

19.     Председатель РОФТИ "Азалия" - Хатаева Т.Р.

20.     Председатель РОО "Позитив" - Ялмаев Р.А.

21.     Председатель РОО "Северо-Кавказский миротворческий центр" - Мальсагова  А.А.

22.     Председатель Комитета против пыток - Басханов С.А.

23.     Председатель РОО "Стабильность" - Итуев А.

24.     Председатель РОО "Ламан АЗ" - Динаев А.А.

25.     Руководитель РОО "Современник" - Эскерханова Л.

26.     Президент детского благотворительного фонда "Нота будущего" - Мумаева А.

27.     Председатель РОО - "Мир и права человека" -     Муцаев М.У.

28.     Председатель РОО "Материнская тревога" - Межидова З.

29.     Председатель  ОО "Ассоциация женщин врачей ЧР" - Харкимова З. С.-М.

30.     Председатель ОО "Матери Чечни" - Магомадова  М.М.

31.     Руководитель РОО "Союз прогрессивной молодежи и студентов ЧР" - Байсултанова Р.Ш.

32.     Руководитель информационно - ресурсного центра ЧР - Моллаев Р


www.ChechnyaTODAY.com




Обсудить на форуме

{mosloadposition user9}


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна