11.01.2010 /13:52/ Интервью Уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике Нурди Садиевича Нухажиева газете "Чеченский правозащитник" Нурди Садиевич,  накануне нового года было объявлено о  возобновлении деятельности  ПЦ "Мемориал" в Чеченской Республике. Как Вы восприняли эту весть? Хочу напомнить, что я был категорическим противником приостановления деятельности "Мемориала" в Чеченской Республике, о чем неоднократно заявлял в своих выступлениях в различных СМИ. Но руководство "Мемориала", после убийства Наташи Эстемировой, несмотря ни на что, под предлогом опасности продолжения работы для своих сотрудников, на несколько месяцев закрыло свои офисы в Чечне. Хотя правозащитная деятельность в таких сложных постконфликтных регионах, в принципе, предполагает определенную опасность и риск. Особенно на Северном Кавказе, в условиях  террористической деятельности боевиков так называемого Имарата Кавказа во главе с Доккой Умаровым.А теперь, пропиарив себя на весь мир и выжав все возможные политические и прочие  дивиденды  из трагической гибели Эстемировой, обвинив руководство республики во всех смертных грехах, при тех же, как они заявляют, условиях, "Мемориал" возвращается в Чечню.  Я положительно  воспринял эту весть,  но еще раз подчеркиваю, что  "Мемориалу" не было  никакой необходимости  приостанавливать  свою деятельность в Чеченской Республике.

- В своем совместном заявлении Общественная палата  Чеченской Республики и республиканские НПО отмечают, что в деятельности ПЦ "Мемориал" в Чечне явно присутствует "политический подтекст". Есть ли, на Ваш взгляд, основания для такого вывода?

-Такой подтекст может не заметить только слепой. Для "Мемориала" важно не само восстановление нарушенных прав жителей республики, а использование фактов их нарушения для дестабилизации обстановки в Чеченской Республике. Пользуясь не совсем благополучной ситуацией с соблюдением прав человека в регионе, являющейся прямым следствием двух полномасштабных войн и продолжающихся вылазок международных террористов (за которыми, кстати, стояли и продолжают стоять те же спонсоры, что и за "Мемориалом")  данный правозащитный центр собирает всю негативную информацию, для использования ее с целью перманентного  давления на  Россию. Иногда создается впечатление, что чем больше смертей и чем хуже обстоят дела с соблюдением прав человека в Чечне, тем лучше для "Мемориала" и его явных и тайных покровителей. Политическая составляющая в деятельности сотрудников этой организации начинает превалировать над их правозащитной составляющей, что абсолютно неприемлемо.
Я бы посоветовал "Мемориалу" не становиться в позу, а внимательно ознакомиться с текстом заявления своих коллег и сделать соответствующие выводы. В интересах прав граждан, о которых они с таким вдохновением и пафосом любят говорить на публику.
Но, а если господин Орлов думает, что своими провокационными высказываниями сможет внести раскол среди правозащитных организаций республики и противопоставить их друг другу, то он глубоко заблуждается. Последние деструктивные действия возглавляемой им организации помогли окончательно прозреть многим местным правозащитникам.


- Руководитель "Мемориала" О.Орлов заявил, что  он может назвать имена четырех руководителей неправительственных организаций республики из 32-х завизировавших вышеназванное совместное заявление, которые на самом деле якобы не подписывали его. Возможно ли такое?

-Не знаю, что там заявил Орлов, так как заявлений он делает много и не всегда по делу. Так, в последний раз, за голословные утверждения по поводу убийства Н.Эстемировой, по решению Тверского районного суда г. Москвы, он был приговорен к выплате денежного штрафа и официальному опровержению своих домыслов. Так вот, я, например, до сих пор не видел и не слышал ни об одном официальном опровержении факта подписания этого заявления со стороны его авторов.
Но, в свою очередь, могу заявить, что многие из подписантов обращения к руководству ПЦ "Мемориал" с просьбой возобновить свою деятельность в Чечне, в отличие от инициаторов заявления чеченских НПО, оказывается, не ставили своих автографов под этим документом, а отдельные даже не имели понятия о его существовании вообще. Нескольких из них я даже могу и назвать, но в целях предотвращения их травли со стороны своих чересчур демократичных коллег, не терпящих инакомыслия в своих рядах, не буду этого пока делать. В числе озабоченных положением дел с соблюдением прав человека в Чеченской Республике и страстно желавших, чтобы этим вопросом занимался именно "Мемориал", были такие далекие от правозащитной тематики группы людей по интересам, как, например, Дайвинг-центр, Клуб "Радиосвязь в горах", творческое объединение "Карусель", организация "Многодетные семьи России", инициативная группа "Ветхое жилье" и ряд других таких же экзотичных, в данном контексте, групп и клубов, собранных по такому же принципу, как известная фирма Остапа Бендера "Рога и копыта".

- Руководители "Мемориала" в один голос твердят о том, что "работа неправительственных организаций в Чечне действительно становится невозможной". Как Вы прокомментируете это?

-Такими незамысловатыми заявлениями орловы сами выдают себя, тем самым, невольно признавая факт наличия в республике необходимых условий для работы правозащитников. Если, как они пишут, условия для работы только "становятся невозможными" - выходит, что они до этого, как минимум, все же, были. В таком случае возникает естественный вопрос - зачем "Мемориалу" нужен был весь этот спектакль с закрытием своих офисов в Чечне пять месяцев назад?
Со всей ответственностью могу заявить, что работе правозащитников в Чечне, если они, конечно, не занимаются подрывной деятельностью, никто не мешает. Более того, руководство республики оказывает помощь и необходимое содействие в решении всех возникающих у них проблем. Но Чечня это вовсе не самодовольные Соединенные Штаты Америки,  после истребления коренного населения и завоевания независимости от Англии не знавшие войн на своей территории на протяжении нескольких веков. И  не изнеженная Европа,  пресытившись от междоусобиц и колониальных захватнических войн, в ходе которых безжалостно были уничтожены десятки миллионов туземцев, упражняющаяся теперь в распространении, возведенных в культ, так называемых "общечеловеческих ценностей" по всему миру. Чечня всего лишь один из субъектов Российской Федерации, в котором проживает мужественный и гордый  народ со своей религией, древней культурой и традициями, собственной демократией, во многом отличных от западноевропейских аналогов. Этот народ только что начал выходить из очередного в своей истории 15 летнего кровопролитного конфликта с федеральным центром, брошенный в эту мясорубку бригадой Ельцина и доморощенными национал-авантюристами, подзуживаемыми  разными провокаторами, в числе которых были и бессменные руководители ПЦ "Мемориал".

- Чеченские НПО сами, без вмешательства извне,  могут решить проблемы, связанные с правами человека жителей нашей республики?

-Конечно, могут. Любое посягательство на честь и достоинство своего соплеменника, среди чеченцев, не говоря уже о посягательстве на жизнь человека, никогда не остается без равнозначного возмездия. Это может произойти сравнительно быстро, а может затянуться на десятки лет, но наказание неотвратимо. Если, конечно, не будет официального прощения виновников преступления. Все это прекрасно знают все чеченцы, независимо от того, какой статус они занимают в обществе. Именно этот фактор, учитывающий национальную ментальность, а не правозащитная демагогия организаций во многом представляющих идеалы западного атомизированного общества, не признающего даже  данное Богом, а не установленное указами и распоряжениями развратных столоначальников, право родителей на воспитание своей плоти - собственных детей - в духе традиций и нравов своего народа, является критерием истины для работы чеченских правозащитников. Так что, от бурной деятельности правозащитников из "Мемориала", по большому счету, не зависит решение ни одной значимой проблемы Чечни.
Работать в Чечне, не зная и не учитывая всего этого, контрпродуктивно. Мерить Чечню общим европейским аршином и навязывать ей чужой устав - политика, не имеющая перспективы.

- Что  Вы скажете по поводу своеобразной интерпретацией господином Орловым решений Тверского районного суда г. Москвы по иску, предъявленного к нему Президентом ЧР Р. Кадыровым?

-В материале от 30.12.09 года, выставленном на "Кавказском узле", Орлов, явно подменяя и передергивая факты, говорит буквально следующее: "После убийства Наташи Эстемировой в заявлении правозащитного центра "Мемориал" было сказано, что Рамзан Кадыров сделал невозможной работу правозащитников в республике. Опровержения этих слов, в числе прочих, Рамзан Кадыров сейчас добивается в суде. Тверской районный суд Москвы признал эти слова "не соответствующими действительности" и потребовавал опровергнуть". Кстати, мысль о невозможности работы правозащитников в республике, в разных вариациях, подобно заклинанию, повторяется в этой небольшой статье в две печатные страницы аж семь раз. На примере этой короткой цитаты из Орлова наглядно можно увидеть, как некорректно он обращается с фактами. Во-первых, главная суть разбирательства была в том, что Орлов голословно обвинил Президента ЧР Р. Кадырова в убийстве Н.Эстемировой. Во-вторых, Тверской районный суд г. Москвы признал "не соответствующими действительности" не только вышеназванные слова из заявления "Мемориала" о невозможности работы правозащитников в республике, что само по себе не являлось главным в иске Президента ЧР, "не соответствующим действительности" было признано ложное обвинение Р.Кадырова в убийстве Н.Эстемировой.

-       Чем бы Вам хотелось закончить нашу беседу?

-Чеченское общество смертельно устало от войн и раздоров. Устало и физически, и морально. За последние полтора десятка лет противостояния с федеральным центром чеченцы понесли колоссальные потери, восполнить которые практически невозможно. Только прямые человеческие потери от военных действий, не говоря о материальных издержках, по расчетам специалистов, составляют не менее 10 процентов  от общей численности населения.  Это почти катастрофа для сравнительно немногочисленного чеченского народа. Нам необходима хотя бы небольшая передышка для восстановления своих жизненных сил, осмысления пройденного пути и дальнейшего движения по пути мира и созидания. Сегодня чеченцы просто не имеют права конфликтовать друг с другом и, тем самым, окончательно обескровливать наш народ. Как бы этого не хотелось "Мемориалу" и их заграничным покровителям.
Гражданственность предполагает не только и не столько строгое следование букве закона, но и в определенной степени должное понимание и принятие гражданами объективных трудностей и недостатков в деятельности своих государственных структур, особенно связанных с теми или иными форс-мажорными обстоятельствами в жизни общества.
Что права и свободы могут быть ограничены в целях соблюдения общественного порядка и безопасности, мы воочию видели, например, в связи с трагическими  событиями 11 сентября 2001 года в США, когда в интересах безопасности существенно были ограничены многие права и свободы самих американцев. Ибо не соблюдение этих основополагающих критериев смертельно опасно для самого общества в целом. Если от нейтрализации террористов на Северном Кавказе зависит вопрос будущего многонационального российского государства, права и свободы, к сожалению, приходится ограничивать. Или, как говорится, то ,что положено Юпитеру, не положено быку?
Правозащитные организации Чеченской Республики, по мере своих сил и возможностей, работали и будут работать с учетом этих важнейших принципов.
Но, а что касается "Мемориала", то он волен выбирать свой путь. Однако, несомненно одно, что монополии на правозащитную деятельность у него не будет, так же как истиной в последней инстанции его во многом необъективная информация о многочисленных нарушениях прав человека в Чеченской Республике. Не потерпит гражданское сообщество республики и навязывание данной организацией своих, превращенных в догмы ложных ценностей и корпоративных интересов.
И вообще, "мемориальцам" следовало бы отправить своих порядком засидевшихся в руководстве лидеров на заслуженный отдых и выбрать вместо них молодых, творчески мыслящих, не ангажированных людей и, засучив рукава, днем и ночью работать по созданию настоящего, а не мнимого гражданского общества в России. Если, конечно, это хоть в какой-то степени зависит от них. А то, ей Богу, даже неприлично становится. С пеной у рта кричат о демократии и ротации руководства (все мы помним, какой шум так называемая демократическая общественность подняла в связи с возможным выдвижением В.Путина на третий президентский срок), а сами сидят в креслах руководителей, как члены  Политбюро ЦК КПСС, до последнего вздоха.

- Благодарю за интервью. Удачи и успехов в работе!

- Спасибо.

 Беседу вел  корреспондент газеты "Чеченский правозащитник" Асланбек Бадилаев

www.ChechnyaTODAY.com




Обсудить на форуме

{mosloadposition user9}


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2