21.01.2010 /16:09/ Я служу своему народу! ПРЕДЫСТОРИЯ Северный Кавказ, где переплелись более 100 крупных и малых этносов и где цивилизация насчитывает многовековую историю, Чечня всегда выделялась среди своих соседей. Чечня или Нохчичоь (как сами называют свою землю чеченцы) раскинулась на северных склонах Большого Кавказа, занимая   также прилегающие к нему степи и равнины. Она всегда была сгустком напряженности на Кавказе, заставлявшая великих мужей бороться с этой затяжной «чеченской» мигренью. Свободолюбивые, а подчас и упрямые горцы, по утверждению Ермолова, «боломутили» остальные народы, из-за чего кавказская война затянулась на годы. Ее история помнит разные времена: и нашествие Тамерлана с его гордыней покорить Кавказ, карательные экспедиции Ермолова и Воронцова, выселение целого народа в степи Казахстана и Киргизии, и  даже довелось увидеть амбициозные планы Дудаева, за которых народ расплатился десятками тысяч жизней.

Северный Кавказ в силу своего геополитического и географического положения всегда сохранял свою значимость как важная составляющая «восточного» вопроса. Именно здесь столкнулись интересы Англии, Франции, Османской Турции и царской России в начале в начале Х1Х века. Разыгрывание этой стратегически важной «кавказской карты» особенно трагически отразился на чеченцах. Выселение чеченцев с равнинных территорий и их переселение в Османскую Турцию сопровождалось посредством построения «кавказской линии», т.е. карательными набегами, вырубкой лесов и т. д. Политика царской России, с одной стороны, утвердиться в этом регионе, а с другой  –  попытки турецких миссионеров установить с помощью религии свое политическое господство на Кавказе кроме бед и лишений ничего народу не принесли. И лишь после установления Советской власти на этой земле воцарилось затишье.
    В 1917 году ХХ столетия чеченский народ вместе с другими народами Кавказа вошел в состав РСФСР и в 1922 году получила автономию. Начиная с 1936 года, Чечено-Ингушская АССР стала рядовой и ничем  не примечательной республикой в составе Советского Союза с общими проблемами для всех республик: коллективизацией, ликвидацией безграмотности и «со светлой мечтой о недалеком коммунизме». Так или иначе к 1980 году Чечено-Ингушетия, благодаря стараниям первого секретаря обкома КПСС А.В.Власова стала одной из процветающих республик на Кавказе, где 2/3 коренных чеченцев проживало в сельской местности. Благодаря климатическим условиям в республике было развито сельское хозяйство и животноводство. Не отставали в развитии легкая и химическая промышленности. Но все же главной отраслью являлся нефтедобывающий и нефтеперерабатывающий комплекс. Вузы республики  -  Нефтяной институт и Чечено-Ингушский госуниверситет - были одними из сильнейших учебных заведений на Кавказе, куда учиться приезжали со всего Советского Союза. А библиотека им. Чехова была одной из крупнейших. Но все это было в 80-х годах...
    1990 год, ознаменовавшийся крахом могущественного СССР, вверг не только Чечено-Ингушетию, но и всю страну в хаос. За считанные дни республика оказалась на грани нищеты и катастрофы. Последовавший вслед за этим «парад суверенитетов» республик, объявивших одна за другой  о своем выходе из Союза, поддержало и руководство Чеченской республики.  В основе этого процесса, как считают политологии, лежала та же самая причина, которая предопределила крушение СССР – желание местных правящих элит вырваться из подчинения Центра, ограничивавшего их самостоятельность.
    Скрытые прежде «дружбой народов» национальные проблемы отчетливо проявились и уже тогда стало ясно, что трагедии не избежать. Наблюдавшийся отток русскоязычного населения и чеченской интеллигенции в начале 90-х  годов  лишь только усугубил ситуацию в Чечне.
    11 декабря 1994 года считается официальной датой начала первой военной компании в Чечне, когда на территорию этого субъекта вошли федеральные войска для наведения «конституционного порядка». К исходу лета 1996 года в Чечне погибло около 100 тысяч, а свыше 200 -  тысяч человек получили ранения.
    Осенью 1990 года началась вторая чеченская компания, после которой от Грозного остались лишь одни развалины и руины, а город получил неофициальное название «второй Сталинград».
    После этих двух разрушительных  войн был сведен к нулю  социально-экономический и производственный потенциал, полностью оказалась уничтожена инфраструктура республики, а  безработица составила угрожающие 80%. Последствием всего этого стал увеличившийся  рост преступности, низкий уровень жизни и упадок духовно-нравственных устоев общества вследствие изменения сознания людей после пятнадцати лет хаоса и беспредела. На грани катастрофы оказалась и экологическая обстановка в Чечне, так что было неудивительно, что все пытались как можно дальше бежать от Чечни, а не возвращаться.
    Аналитики и политологи также предсказывали мрачное будущее: мир наступит не раньше чем через 8-10 лет, на восстановление потребуется и того больше, а уж сумма, которая для этого требовалась, и говорить не приходилось.
    Так выглядела республика всего лишь два года назад, а потом ... потом все начало быстро и кардинально меняться.


ЛИДЕР ЭПОХИ ПЕРЕМЕН
   
    Когда в октябре 2005 года Сергей Абрамов ушел со своего поста  и обязанности Председателя Правительства перешли к Рамзану Кадырову, говорить, что он затеряется среди многочисленных чиновников республиканского масштаба, вряд ли кому-нибудь пришло бы в голову. Еще при жизни своего отца Кадыров-младший имел немалый политический вес в республике. Он воспринимался не только как сын президента Ахмата Кадырова, которому нужно было отдать дань уважения, но и как яркий молодой политик, привлекавший своими резкими высказываниями к себе внимание.
    Его первое политическое решение  вызвало лишь снисходительную улыбку в республике. Прилюдное обещание сдать к Новому году одну из центральных  улиц Грозного, представлявшую на тот момент крайне плачевную картину: дома с зияющими окнами и с исковерканным бетоном и железом и лежащим прямо на тротуаре мусором, было воспринято жителями лишь как очередные красивые слова чиновника, за которыми ничего не стояло. Но последовавшие действия доказали обратное. Гул строительной техники, свет прожекторов в центре города, превращающих ночь в день, строители, работающие в три смены, да и сам высокопоставленный чиновник, внезапно наведывавшийся на стройплощадку в двенадцать часов ночи – это было нечто, что никак не укладывалось в сознании людей. Республика тогда разделилась на два лагеря: одни называли стройку авантюрой, остальные наоборот горячо им возражали. Но те и другие внимательно наблюдали за происходящим. «Успеет или не успеет?» - именно этот вопрос волновал всех, подобно шекспировского Гамлета.
    Успел и Новый 2006 год жители встречали с ликованием. Эта маленькая победа принадлежала не только Рамзану Кадырову, но и всему чеченскому народу, который вдруг осознал, что жизнь, наконец-то начала меняться в лучшую сторону. Между тем активность Кадырова-младшего нарастала: резкая критика в адрес чиновников, мешающих своими бюрократическими заморочками развитию республики, борьба с наркоманией, ликвидация игровых автоматов, жесткие методы управления взбудоражили всю республики. За считанные дни по его распоряжению были вывезены все игровые автоматы, которые, как заявил Рамзан Кадыров, не соответствуют ни канонам ислама, ни чеченскому менталитету. А за возрождение духовно-нравственных устоев он взялся так рьяно, что  об этом даже заговорили за пределами Чечни. На фоне нарастающей обеспокоенности общественности, считавшей, что «в этой республике в который раз снова начинают наводить исламский порядок», официальному Грозному пришлось выступить с заявлением в центральных средствах массовых информаций, в котором опровергались все многочисленные слухи. Так или иначе, о Рамзане Кадырове заговорили не только в Чечне, но и в кулуарах Кремля.
    Еще с 2000 года решение «чеченской проблемы», как выхода из тупиковой ситуации пытались найти все кому не лень: начиная от известных политиков и заканчивая опальным олигархом Б. Березовским, у которого еще с 1991 года наблюдалась «большая любовь» к этой северокавказской республике. Наиболее своеобразный выход нашли Б. Немцов и Д. Рогозин, предлагавшие разделить Чечню по руслу р. Терек. Вариантов было много, но все единодушно сходились в одном, что политическая стабильность (а значит и общая стабильность) в этой республике наступит не скоро. Но жизнь посрамила и тех и других, только вот от молодого, неопытного политика (которому не было и 30 лет), что именно благодаря его усилиям в Чечне будет «та самая стабильность», никто не ожидал.
    СМИ тоже пристально наблюдали за происходящим. Если еще  недавно они отмечали, что «чеченская тема – это суровая проза, тягучий сюжет, не обещающий никаких сенсаций  и открытий», то активная деятельность, которую развернул Рамзан Кадыров, стало для журналистов, как они сами выражаются «незатертым сюжетом». Сегодня многие журналисты обвиняют его в том, что он построил  в республике самый настоящий авторитаризм, разумеется, с чеченской спецификой. Но если спросить у любого жителя Чечни, есть у него на это возражение, то в лучшем случае, в чем он может вас заподозрить, так это то, что вы имеете что-то лично против него, в худшем – что вы вновь хотите вернуть ту смуту, что была еще несколько лет назад. Сегодня Рамзан Кадыров в глазах людей это, прежде всего гарант стабильности и спокойствия на чеченской земле. Конечно же, как и в любом  другом обществе и здесь есть люди, которые довольно прохладно относятся к нему. Но это, скорее всего, объясняется тейповой и родовой системой, довольно широко распространенной на Кавказе.
    Многие ставят ему в вину то, что в его рядах много вчерашних ичкерийцев. Упрекают и за то, что он в республике построил вертикаль власти, основанной  на клановой системе, которая без него просто даст сбой. Упрекают и за его амбиции, и за то, что он хочет сделать в республике все самым-самым, начиная от аэропорта и кончая мечетью. Но если вспомнить поездку В. Путина на тольяттинский автозавод после саммита в Самаре, где он объявил, что «российские автомобили будут самыми лучшими в мире», думаю, эти вопросы отпадают сами собой.
    Отдельные журналисты прозрачно намекают, что молодой Президент Чечни во всем старается походить на Президента России В.В. Путина и отмечают, что «феномен Кадырова», как и «феномен Путина» - это, прежде всего продукт СМИ. А кто-то даже язвительно предрекает, что с окончанием срока В. Путина звезда Рамзана Кадырова погаснет на политическом небосклоне.
    Так или иначе, но даже самые отъявленные скептики-журналисты, которые бывают в Чечне регулярно, вынуждены признать, что такие значительные изменения в общественно-политической и социально-экономической  жизни республики всего за полтора года – дело рук этого человека. Если верить изданию «Коммерсантъ-деньги», Рамзан Кадыров сегодня занимает пятое место в числе часто упоминаемых в мире  российских политиков, а журнал «Профиль» дал ему третье место, как самому популярному политику России.   
    Р. Кадырову удалось за короткий промежуток времени стабилизировать общественно-политическую и криминальную обстановку в республике, стать центром внутричеченского примирения, что немало важно для стабильности Чечни. Но сегодня перед ним встала другая, не менее трудная задача, для решения которой он должен проявить себя  не только как жесткий и волевой политик, но и, прежде всего, как умелый дипломат и стратег.
    Не смотря  на его успехи, сделанные во всех сферах жизни республики, все же остаются проблемы, которые не могут исчезнуть внезапно даже по желанию Кадырова-младшего. Прежде всего, это занятость населения. Пусть ее цифра с 80% в 2004 году снизилась до 60%, все же эта проблема остается первостепенной среди других задач стоящих перед молодым президентом. За счет развернурнувшихся в Чечне строительно-восстановительных работ уровень безработицы, конечно же, снизился, но это всего лишь временные рабочие места и долго так продолжаться не сможет.
    По прогнозу Министерства труда и социального развития ЧР в ближайшее десятилетия ожидается ежегодное увеличение численности населения трудоспособного возраста на 18 тысяч человек. А к 2015 году численность трудоспособного населения достигнет 860 тысяч человек. Эти цифры уже сейчас заставляют искать пути выхода из создающейся критической ситуации. Кардинально решить эту проблему возможно только после восстановления нефтегазового и агропромышленного комплекса, тяжелой и легкой промышленности и всех тех сфер жизнедеятельности, которые в конце 80-х годов обеспечивали  республике одно из видных мест на Северном Кавказе. Ясно, что для этого потребуются крупные финансовые вложения, тех же денег, которые выделяются по
 федеральной целевой программе «Развитие экономики и социальной сферы ЧР» для этого не достаточны. К тому же развитие рыночных отношений требует совсем иного подхода к экономике: на первое место сегодня выходят инвесторы и их заинтересованность во вложении денег в эту самую экономику.
    К сожалению Чечня  в силу известных событий не просто выпала из экономического пространства страны, но и приобрела за последние десятилетия небезызвестный стереотип, который негативно сказывался на всей обстановке в целом. Сегодня усилия, предпринимаемые Рамзаном Кадыровым по созданию нового имиджа своей республики, начинают приносить свои плоды. Лишь на последнем Санкт-Петербургском экономическом форуме Чечня предоставила 35 инвестиционных проектов. Были подписаны соглашения с Россельхозбанком, Московским инвестиционным банком, а сумма соглашений подписанных с группой ОАО «Альянс» достигла 50 млн. долларов, а это уже говорит  о том, что Чечня сегодня получила доверие инвесторов.
    В целом республика становится обычным регионом России с характерными для всех субъектов проблемами и задачами: здесь, так же как и везде реализуются в жизнь нацпроекты и так же болели за заявку  в Сочи  на Олимпийские игры 2014 года, и так же верят в то, что Россия наконец-то станет сильной и процветающей страной.
     Что касается Рамзана Кадырова – то это самый убедительный пример роли личности в истории народа, когда молодость и патриотизм переигрывает опыт. Молодой президент повторяет часто, что «он всего лишь продолжает дело своего отца», но его роль в стабилизации ситуации в Чеченской республике не вызывает ни у кого сомнений. В конце концов, к Рамзану Кадырову можно относиться по-разному: можно уважать или презирать, но одно будет точно – равнодушных не окажется.


ПРОРЫВ

    Только так можно охарактеризовать те мирные преобразования, которые сегодня происходят в республике. В Чечне сегодня самый настоящий строительный бум. Грозный напоминает одну большую площадку, где все высотные дома одеты в строительные леса. По распоряжению Рамзана Кадырова город разделен на сектора,  каждый из которых закреплен за каким-либо чиновником или ведомством. Например, курирование восстановления киноконцертного зала и парка отдыха им. Кирова возложено на Комитет Правительства по делам молодежи. При этом все знают, что объект не просто нужно здать в точно назначенный срок, наспех залатав сделанные войной «пробоины», но, прежде всего, сделать это качественно и добротно. У многих еще в памяти, когда именно из-за отсутствия должного отношения к работе, по принципу «делать как для себя» многие чиновники лишались своих кресел. Как часто повторяет Р. Кадыров «главная задача сегодня – восстановление республики, а кто не хочет это делать, должен будет освободить занимаемую должность».
    Кирпичные, бетонные и другие заводы хоть и работают на всю мощь, но все равно не справляются с огромными строительными запросами столицы Чечни. Необходимый материал свозится сюда из близлежащих регионов сотнями вагонов. Самый востребованный сегодня человек в Чечне – это строитель, а чаще всего мелькающие машины в автомобильных рядах Грозного – это КАМазы с надписями «Спецстрой России», которыми ежедневно вывозится из города свыше 2 тысяч тонн строительного мусора.
    Недавно одна из центральных газет писала, что стройка в Чечне уж очень сильно напоминает советские пятилетки «с опережением установленного графика», «ударными темпами» и т. п., на что парировать можно тем, что даже если это и так, другим способом восстановить разрушенный город не удастся. Жить среди руин, каждый день дышать смертоносной пылью, смотреть, как дети лазают среди развалин домов, боясь, что там могут оказаться неразорвавшиеся снаряды или же боязливо проходить мимо высоток, опасаясь держащихся лишь на одной железной арматуре бетонных блоков, которые насмерть  могут придавить человека. А затем возвратиться домой, и слушать, как по телевидению отчитывается очередной чиновник, рапортуя о том, что «в кой-то веке где-то сдан какой-то объект» - видимо такой темп восстановления республики считается столичными журналистами более цивилизованным и наилучшим.
    Только с начала 2007 года восстановлено 1,5 млн. кв. жилья. Вместе с тем, строятся новые школы, больницы, мосты и дороги. Полностью исчезли страшные следы войны с улиц городов Аргуна, Гудермеса, а Грозный по прогнозу руководства рассчитывают восстановить до 2008 года на 80%. Уже сейчас столица значительно изменилась. Она стала чище, красивее, а самое важное изменилось отношение людей друг к другу. Однажды я наблюдала следующую картину: на одной из центральных улиц города высадился «десант» женщин  с ярко-оранжевыми жилетками и метлами в руках. По сути их можно увидеть здесь каждый день, но меня поразило совершенно другое: Пожилой мужчина, видимо из этой же бригады, вдруг жестами начал что-то объяснять водителям проезжающих машин. И самое удивительное, что водители слушались и даже самые отъявленные лихачи ехали осторожно, дабы ненароком не поднять пыль, которая могла осесть на свежепосаженных и свежевыкрашенных скамейках. Быть может кому-то это и покажется смешным, но здесь наконец-то научились ценить этот долгожданный мир со всеми его признаками.
    Сегодня в Грозном строится самая большая мечеть в России, аналогов которому нет в Европе; крупный супермаркет на Северном Кавказе и большой спорткомплекс «Садко» и мн. др. Одновременно восстанавливаются заводы и предприятия,  которые в целом составляют экономический потенциал республики. После многолетнего затишья наконец-то открыты воздушные ворота республики. 8 марта 2007 года аэропорт «Северный» торжественно принял первых пассажиров рейса «Москва-Грозный», который стал своеобразным подарком женщинам Чечни от Рамзана Кадырова. Этот список с главными словами «восстанавливается», «строится» и т. д. можно было бы продолжать и дальше. Но думаю все, что сегодня происходит в республике можно выразить словами С. Степашина: «Это потрясающе!...».

Лиза Гайсулаева ( Кавказская общественно-политическая газета « Единство»).

 
www.ChechnyaTODAY.com



Обсудить на форуме

{mosloadposition user9}


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2