Иногда не нужно долго представлять человека, достаточно просто назвать его имя – Муса Дудаев. Вряд ли в республике есть человек, который не знал бы его. Я смотрел много фильмов и спектаклей с участием известного актера, восхищался его творчеством. В 2001 году мы познакомились. Тогда я и представить не мог, что через много лет мне доведется брать интервью у народного артиста РСФСР, народного артиста Чечено-Ингушской АССР, народного артиста Республики Ингушетия Мусы Дудаева. В преддверии 72-летия известного актера и общественного деятеля мы встретились с ним в редакции «С+».
Муса Абдиевич, наверняка читателям интересно будет узнать, где Вы родились, как прошли Ваши детство и юность?
– Родился я 16 февраля 1938 года в селении Элистанжи Веденского района в семье первого чеченского поэта Абди Дудаева. Отец был репрессирован и расстрелян 2 декабря 1937 года. Мама серьезно заболела, и вся ноша ответственности за наше воспитание легла на плечи моего старшего тринадцатилетнего брата Ибади. Я был болезненным ребенком, ходить стал только в 5 лет, а в 6 уже оказался в депортации. В ссылке прошло детство. Жизнь была тяжелой, но мы смогли выжить в тех нелегких условиях. В 1956 году, после того, как чеченцам разрешили вернуться на родину, моя семья отправилась домой, а я остался, чтобы окончить десятилетку. Но видно мама так скучала, что в декабре того же года прислала за мной старшего брата и школу я заканчивал уже в Ведено.
– С какого возраста у Вас появился интерес к театру?
– После окончания 10 классов я подал документы на исторический факультет педагогического института в Грозном и в Ленинградское театральное училище. Еще в школе я был членом театрального кружка, играл в спектаклях, наверное, тогда и появилась тяга к актерскому искусству. Однако меня всегда интересовала история родного края, и я хотел стать археологом. Ни в Грозном, ни в Ростове на тот момент таких специалистов не готовили, и я поступил в театральное училище, которое окончил в 1962 году. Несмотря на то, что было приглашение на работу в Ленинградский театр комедии, я сразу вернулся в Грозный – любовь к родине оказалась сильнее. Проработав в Грозненском театре год, я ушел оттуда. Жить было негде, зарплата была маленькой, и я устроился в педагогическое училище, где трудился до 1965 года. Затем по просьбе руководства республики вновь вернулся в театр. С тех пор было сыграно очень много ролей в самых разных сценических постановках.
– Помимо театра Вы много снимались в кино. Какое из этих искусств Вам ближе?
– Я снимался в общей сложности в 26 фильмах. Среди них «Белое солнце пустыни», «По следам Карабаира», «Кольцо старого шейха», «Волчья яма», «Расстанемся, пока хорошие» и многие другие. Были главные и второстепенные роли. Работа в кино по-своему очень интересна, кроме того, она позволяет быстро завоевать известность у широкого зрителя, но моя любовь к театру всегда была сильнее. И я считаю себя прежде всего актером театра.
– Близится 66-я годов-
щина депортации чеченского народа, Вы были ребенком во время выселения, что-нибудь можете рассказать об этом?
– Как я уже говорил, в феврале 44-го мне было 6 лет. Трагические события тех лет, безусловно, навсегда отложились в памяти. Все пережитое я описал в своей книге «Встать, звереныш», которая по существу является документальным подтверждением преступлений, совершенных против чеченцев сталинско-бериевским режимом. Депортация являлась целенаправленным геноцидом, осуществленным к тому же против целого ряда народов страны. Я не историк и могу не знать всех нюансов, но бессмысленность этих бесчеловечных актов очевидна. Для меня Сталин и все его окружение, причастное к выселению, враги моего народа. Считаю антигуманными и недопустимыми попытки увековечить или возвеличивать память человека, на чьей совести миллионы человеческих жизней. Если Россия является правопреемницей Советского Союза, то, я считаю, она должна извиниться перед моим народом, адекватно оценить выпавшие на его долю ужасы, а не отмахиваться от этого теми позорными, я подчеркиваю, позорными десятью тысячами рублями компенсации.
– Какие планы остались на сегодняшний день нереализованными?
– Я всегда мечтал, чтобы в республике была своя киностудия, и мы могли снимать фильмы, таким образом рассказывая о наших традициях, культуре и истории. Уверен, что потенциал для этого есть.
– Что Вы думаете о тех преобразованиях, которые происходят сегодня в республике?
– Важность того, что сегодня делают наш Президент Р.Кадыров и его команда, трудно переоценить. За несколько лет республика практически полностью восстановлена. Чтобы добиться таких выдающихся результатов, одного таланта мало. Необходимо беззаветно любить свой народ, землю своих отцов, и именно эти черты отличают нынешнего главу Чеченской Республики.
– Муса, огромное спасибо за интересную беседу. В канун дня рождения хочется пожелать Вам крепкого здоровья, бодрости духа и новых творческих свершений на благо чеченского народа.
Мир ХАДЖИМУРАТОВ

 

{mosloadposition user9}


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2