22.02.2010\21:18\ Год 1944-ый, борьба советского народа с фашизмом идет к завершению, наряду со всеми чеченцы самоотверженно участвуют в боях против гитлеровской армии, однако, в глубинах сталинской политики вынашиваются предательские планы по выселение чеченского и других народов с мест исконного их проживания. До сих пор остаются загадкой истинные причины выселения , ведь около 40 тысяч чеченцев воевали в советской армии, однако такие жертвы оказались слишком маленькими для вождя народов. И завертелась страшная машина под названием геноцид, увозя набитые людьми эшелоны на восток; люди погибали тысячами, а в это время смелые чеченцы воевали против фашизма, абсолютно не подозревая, что в тылу объявился главный враг – сталинские репрессии.

  Одним из тех, кто в молодые годы попал на фронт добровольцем и был вынужден после окончания войны с гитлеровской Германией и милитаристской Японией уйти в выселение, был Председатель совета ветеранов ВОВ и труда Ахмад Устарханов.


- Когда началась война, я учился на Грозненском нефтяном рабочем факультете, сдавал государственные экзамены, - рассказывает Ахмад Устарханов, - 3 июля 1941 года по радио выступил Председатель Комитета обороны Иосиф Сталин с обращением к населению. Называя всех братьями и сестрами он обрисовал ситуацию, когда несмотря на героическое сопротивление Красной Армии враг прошел на нашу территории и над страной нависла угроза – быть или не быть Советскому Союзу. Те, кто услышал заявление Сталина, не имели ни морального, ни физического права оставаться в стороне. После сдачи экзаменов, мы, группа из семи человек, в числе которых был лезгин и черкес отправились в Военный комиссариат Молотовского района г. Грозного с просьбой отправить нас на фронт.


В Военкомате добровольцам сказали, что их возраст не позволяет идти на фронт, ведь Ахмаду в то время едва исполнилось 18 лет, а призывной возраст был от двадцати.


- Я вернулся домой, в село Кулары и в октябре вновь обратился в Военкомат, мне снова отказали - продолжает ветеран, - но я не собирался сдаваться, в декабре 1941 года я снова обратился в Военкомат с просьбой отправить меня на фронт. На мое третье обращение пришел ответ, что я зачислен в Советскую Армию  должен 16 декабря прибыть для отправки в воинскую часть.

Военкомат направил добровольца в 3-й Кавалерийский полк 114-ой Кавалерийской дивизии, полком командовал легендарный герой Отечественной войны, наш земляк, Маташ Мазаев. Через неделю Ахмаду предложили окончить шестимесячные лейтенантские курсы при Грозненском военном училище, наш доброволец было отказался, но, узнав, что курсы возглавляет Маташ Мазаев, согласился. Первый взвод курсантов состоял из фронтовиков, Ахмада зачислили во второй.

- В ночь на 11-12 июля 1942 года нас подняли по тревоге, - продолжает бывший курсант, - мы ждали присвоения званий лейтенантов, однако, наше училище, преобразованное в Курсантский полк, было отправлено под Сталинград, где ситуация была очень серьезной. Сюда были переброшены Курсантские полки Орджоникидзевского, Винницкого, Краснодарского училища, здесь решалась судьба нашей страны. Ведь с падением Сталинграда Япония должна была вступить в войну и отрезать наш тыл.

Курсантский и Кавалерийский полки, в составе которого находился Ахмад, стали в обороне рубежа вблизи населенных пунктов Обганерово и Васильевка в составе 64-ой Армии.

- Наш взвод был конной разведкой, после победы в Сталинградской битве мы участвовали в сражениях в Курско-Орловской дуге.

В этих боях А. Устарханов получил первое ранение, он был тяжело ранен в грудь, его направили на лечение в г. Киров; стоит отметить, что один осколок так и остался в груди нашего героя.


- В октябре 1943 года мне дали направление во второе Ленинградское пехотное училище, которое находилось в Удмуртии. Пройдя курс на минометном отделении на "отлично" я получил право поступить в военную Академию с правом присвоения очередного звания. Нас перебросили на третий Белорусский фронт, я был командиром взвода и находился в составе армии первой перешедшей границы СССР в Восточной Пруссии. С тяжелыми боями Советская Армия теснила фашистов в глубь Европы. Наша дивизия дошла до Кенигсберга, в боях я был снова ранен в плечо. Под Кенигсбергом, являясь командиром минометного взвода, мы взяли город в кольцо и готовились к штурму. В начале апреля 1945 года был начат штурм города, который пал 10 апреля.
Войска, в составе которой находился взвод Ахмада Устарханова, продвигались на запад и захватили город
Хишхаузен на берегу Балтийского моря, здесь они и получили известие о падении Берлина и полной победе Советского Союза в этой войне.

- В ночь на 9 мая я находился в полку, был дежурным, в лесу располагалось три полка, вокруг началась стрельба, естественно, первая мысль была о нападении остатков фашистских войск. Созвонившись со штабом дивизии, я узнал о победе, разбудил солдат и мы салютовали окончанию войны. Начальник штаба полка выступил с речью – он говорил, что в тылу все плачут о тех, кто уже не вернется и о тех, кто остался жив.

После окончания войны с гитлеровцами дивизию в составе которой находился взвод Ахмада Устарханова, перебросили в Монголию для войны с Японией.

3 сентября война с Японией завершилась, однако Ахмад никак не мог демобилизоваться и вернуться домой, ведь в 1944 году он получил известие о выселении.

- Мне написал мой двоюродный брат о том, что наш народ выселили, - с грустью вспоминает ветеран, - он был директором швейной фабрики в Грозном. В части нам никто об этом не рассказал, узнав об этом был страшно поражен, был молод и, пройдя войну, понимал всю трагедию этого события. Меня вызвал командир роты и объявил о приказе, согласно которому меня увольняют из армии. Командир, не зная о депортации, стал искать причины. Он не хотел меня отпускать, поскольку я являлся
 отличником политической и боевой подготовки, мой портрет висел на доске почета в штабе пехотного училища, мой взвод всегда занимал первые места на стрельбищах и по прохождению боевой подготовки. В училище находились представители почти всех национальностей Советского Союза, но в этот день на занятие никто не пошел, беспокоясь о моей судьбе.

Начальник училища не имел право оставлять Ахмада Устарханова в числе учеников, однако, когда боец сдавал вещи, пришел приказ из штаба училища за подписью генерала Раковского, в котором говорилось, что Устарханов должен продолжить обучение.

По окончанию второй мировой войны, дивизия, в составе которой находился Устарханов дислоцировалась в Хабаровске.

- Я находился в составе 23-го отдельного полка резервного офицерского состава. В 1946 году, когда действия советской Армии в Китае закончились, меня несколько раз вызывали в военный округ. Началась массовая демобилизация офицерского состава армии по четырем пунктам: 1) Кто не имеет среднее образование. 2) Кому исполнилось пятьдесят лет. 3) По инвалидности. 4) У кого нет военного образования. Я не относился ни к одному пункту и постоянно доводил до сведения начальства свою просьбу об увольнении и желании соединиться с семьей. Мне сообщали, что для героев такое положение дел не подходит и меня не могут демобилизовать.

Ахмаду Устарханову все-таки удалось демобилизоваться, для этого ему пришлось прибегнуть к маленькой хитрости, из-за которой ему удалось попасть в пункт 50-ти летних ветеранов в свои 25 лет. Но прибыв в военкомат г. Джамбула хитрость раскрылась и военком сообщил, что должен вернуть его обратно, но в виду нахождения родителей в выселении военком на свой страх и риск разрешил Ахмаду остаться и взял его на учет.


- Все мои родные были живы, хвала Аллаху, - вспоминает ветеран, - тяжело было. В 1947 году был голод, была массовая гибель от тифа и других болезней, мои военные заслуги не давали никаких поблажек. Все офицеры и солдаты, прошедшие войну, получившие награды и ранения, должны были раз в месяц являться в комендатуру как враги народа.

В 1957 году семья Устархановых вернулась домой в с. Кулары Грозненского (с) района, Ахмад с октября 1957 года работал в органах - обязательное условие для получении прописки.
Ахмад Устарханов является Кавалером ордена Красного знамени, ордена Красной звезды, ордена Отечественной войны 1-степени и второй степени, многочисленные медали и значки отличия, на сегодняшний день возглавляет Совет ветеранов ВОВ и труда.
Неординарна судьба наших героев, тех, кто не жалея себя воевал за родину и оказался врагом народа, но не утратил в душе память своих фронтовых друзьях и победе.


Айнди Беккаев


www.ChechnyaTODAY.com



Обсудить на форуме

{mosloadposition user9}


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2