В сентябре представители МЧС России и местное руководство обсудили в Грозном вопрос частичного разминирования земель. Заместитель директора департамента пожарно-спасательных сил Михаил Ничепуренков, который возглавлял делегацию, встретился с вице-примьером Чечни Халидом Вайхановым. С обеих сторон пришли к мнению, что в первую очередь необходимо очистить сельскохозяйственные земли. Это вторая операция по разминированию, проводимая МЧС России. В этот раз разминированию подлежит всего 90 гектаров, хотя по официальным цифрам министерств сельского и лесного хозяйств минно-опасными числятся более 24 тысячи гектаров. В 2007 году МЧС очистило 60 гектаров. Если разминирование будет продолжаться такими темпами, то нашу республику удастся очистить от взрывоопасных предметов только через 266 (двести шестьдесят шесть) лет. Подразделения Министерства обороны, которые в основном минировали все что попадало под руку, без составления минных карт и иных необходимых схем, почему то не считают нужным заниматься разминированием. На запрос Правительства  ЧР представители МО, нисколько не смущаясь,  порекомендовали несколько фирм, занимающихся разминированием. Оказалось каждый очищенный от мин гектар обходится в  600 тысяч рублей. Всего на сплошное разминирование республики требуется сумма в размере 12-ти миллиардов рублей. Естественно таких денег в республиканском бюджете нет. Видимо, для федерального руководства минная проблема нашей республики не актуальна, ведь взрывы звучат не в Подмосковье или на Смоленщине.
Гибнут от мин  чаще всего обыватели. По данным Олара Отунну, заместителя генерального секретаря ООН и спецпредставителя по вопросу о положении детей в вооруженных конфликтах, от применения противопехотных мин в Чечне пострадали от 7 до 10 тысяч человек, 5 тысяч из них — дети, около 1300 из которых погибли, а около 2 тысяч получили тяжкие увечья. За сухими цифрами статистики стоят судьбы и трагедии граждан нашей республики.
Маленький Адлан прижимается к матери, которая заботливо гладит мальчика по голове. Ему только восемь, но глаза выдают в ребенке человека, который в своей короткой жизни повидал уже многое. Пару лет назад, гуляя со старшим братом школьником, он наступил на неразорвавшийся снаряд. Потом были череда больниц, слезы мамы, которая все это время не отходила от кроватки сына, протезно-ортопедический центр, где Адлану по сути помогли заново научиться ходить…
Однажды, проживающий в центре Грозного Зураб Туташев по привычной дороге возвращался домой из школы и неожиданно почувствовал, как будто бы в него, как он сказал сам, на полной скорости врезался поезд.  Свидетели говорят, что, скорее всего, он наступил на мину, заложенную под не мощеным тротуаром, и упал еще на одну, потому что они видели два взрыва. Уже в больнице Зураб рассказал, что рад, что остался жив и с нетерпением ждет, когда искусственная нога позволит ему ходить. «Я никого ни в чем не виню, - сказал он. – Я хочу встать на ноги и пойти в школу».
Таких, как этот рано повзрослевший ребенок, в республике не один десяток и даже не одна сотня. Минное наследие все еще продолжает будоражить спокойствие жителей Чечни.
Только с начала этого года "эхо войны" покалечило одиннадцать  человек. Один из последних инцидентов произошел в Урус-Мартановском районе республики. 18-летний житель селения Мартан Чу наступил на взрывное устройство, собирая черемшу в 20 километрах от дома. Парню, получившему ранение ноги, по словам медиков, повезло - он мог остаться вообще без нее. Немногим ранее на противопехотной мине в Шалинском районе подорвался военнослужащий. Сапер проводил проверку минного поля около одной из воинских частей и по неосторожности допустил взрыв. Теперь на больничной койке ему предстоит провести несколько месяцев.
Минные инциденты происходят даже в таких, казалось бы, миннобезопасных районах, как Наурский. Так, жители станицы Калиновская уже несколько лет страдают от соседства с воинской частью, расположенной на окраине населенного пункта. Именно военные стали возмутителями спокойствия этого равнинного села на Севере Чечни. Дело в том, что воинское подразделение «отгородилось» от села минными заграждениями, вокруг которого военные протянули колючую проволоку. Домашние животные калиновцев, особенно коровы, облюбовали это богатое сочной травой поле. Пройти через ряд наспех протянутой проволоки для скотины не составляет труда.  В результате чего коровы умирают от ран полученных от взрыва противопехотных мин. Для сельчан, многие из которых занимаются разведением скота и иного дохода не имеют, это наносит  огромный моральный и материальный ущерб.
«Коровы почти каждый день взрываются, и очень тяжело слышать, как раненное животное кричит от боли. Ни забрать их оттуда, ни оказать какую либо помощь нельзя – везде мины» - сокрушается житель населенного пункта Суфьян  Эльбуздукаев.
Пока нашу республику не очистили от этого смертельного наследия войны, необходимо всегда помнить об опасности мин, соблюдать предельную осторожность и бдительность, чтобы избежать новых жертв.

Юнес Нёков
www.Chechnyatoday.com

 

{mosloadposition user9}


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2