09.03.2010/13:13/ Уполномоченный по правам человека в Чеченской Республике Нурди Нухажиев обратился  к генеральному прокурору РФ Юрию Чайке и министру внутренних дел России  Рашиду Нургалиеву с просьбой принять меры по пресечению противоправных действий сотрудников ГИБДД МВД по Республике Северная Осетия-Алания и Республики Дагестан. Поводом  очередного обращения омбудсмена стала жалоба  жителя Чеченской Республики Хасана Сангириева, который сообщил о неправомерных действиях сотрудников милиции поста  «Октябрьский» (КПП-14), расположенного  на административной  границе  Чеченской Республики с Республикой Северная Осетия-Алания.Как сообщает заявитель, 19 декабря 2009 года он и трое его братьев – Ибрагим, Аслан и Али – возвращались из Кисловодска в Грозный, когда на посту  «Октябрьский» (КПП-14) их остановил  человек в камуфлированной форме с автоматом,  без каких-либо  опознавательных знаков  и, не представляясь, потребовал  предъявить  документы на автотранспорт и паспорта пассажиров. После того, как они выполнили его требования, представитель неизвестных силовых структур произвел  досмотр  автомашины, а затем стал выяснять, почему  пассажиры  на заднем сиденье  не пристегнуты ремнями  безопасности.  
Несмотря на то, что Хасан Сангириев объяснил, что  конструкция  данной  автомашины  не предусматривает ремней  безопасности  для пассажиров  заднего сиденья, милиционер велел ему  подойти  к окошку  поста  для регистрации, где ему сообщили, что он, помимо всего прочего, нарушил скоростной режим и ему грозит крупный штраф. Сотрудник в форме капитана милиции предложил Сангириеву решить вопрос без составления  протокола  об административном правонарушении и ограничиться «штрафом» в размере 300 рублей.  Но Хасан отказался от такой «услуги» и потребовал, чтобы протокол был составлен,  так  как  намеревался  указать в нем на нарушения,  допущенные  сотрудниками милиции данного поста в отношении  него  и его пассажиров.
Как утверждает заявитель, его брат Аслан Сангириев, в целях скорого решения вопроса составления протокола,  подошел  к окошку и предъявил капитану  удостоверение ветерана  боевых действий и служебный документ сотрудника  службы безопасности  государственного предприятия, подведомственного  Министерству  ЧР по внешним связям, национальной  политике, печати  и информации  и  Правительству Чеченской Республики, но  один из  сотрудников  поста  в нецензурной  форме  выразился  в адрес  этих  государственных  учреждений и  добавил, что они  подчиняются «только командованию Ростова и Москвы».
Тем временем Аслану Сангириеву позвонили на телефон, и он  отошел  к машине.  Услышав,  как Аслан разговаривает по телефону на чеченском языке,  один  из сотрудников  со словами «Ты что на меня сказал?», схватил  Аслана за верхнюю одежду и нанес  ему удар  кулаком  по лицу.  По словам заявителя, он и его брат Ибрагим вместе  с прикомандированным к данному  посту сотрудником УГИБДД  при МВД  по ЧР,  пытались  успокоить  милиционеров, но те продолжили избиение, сопровождая  свои действия нецензурной бранью в адрес чеченцев. После чего Аслана увели в помещение блок-поста, а остальным братьям Сангириевым приказали  отогнать машину подальше  и ждать  там.  Несколько часов спустя сотрудник  УГИБДД  МВД по ЧР  вернул  им  документы  и сообщил, что  Аслана  отвозят в больницу  «на освидетельствование  и снятие побоев», после чего  его  передадут  в УВД  Моздокского района.  Пока задержанный находился в УВД, Хасан Сангириев поехал в прокуратуру Моздокского района, чтобы написать заявление по факту незаконных действий сотрудников поста. Но заявление подать не удалось,  здание прокуратуры оказалось закрытым.  
Через несколько  часов задержанного вывели из здания  УВД и разрешили  ехать домой. Аслан  находился в тяжелом состоянии. По его словам,  сразу после  избиения он потерял зрение,  которое вернулось к нему только через  2 часа, однако  ни  сотрудники КПП «Октябрьский», ни  милиционеры УВД Моздокского района  не показали его врачам.
По приезде в г. Грозный,  Аслана доставили  в городскую клиническую  больницу № 9 для медицинского освидетельствования.
В действиях  сотрудников КПП «Октябрьский» УГИБДД МВД по Республики  Северная Осетия-Алания, по мнению правозащитников,  усматривается состав  преступления,  предусмотренного  ст. 286 УК РФ «Превышение  должностных  полномочий» по признаку  совершения  должностными лицами  действий,  явно выходящих за пределы  их полномочий,  и повлекших грубейшее нарушение  прав и законных  интересов  граждан. Правозащитники отмечают, что в их адрес  поступают жалобы и обращения граждан РФ, проживающих на территории Чеченской Республики, на нарушение их прав на свободное передвижение.
Больше всего жалоб поступает о злоупотреблениях на постах ГИБДД, расположенных на административной границе Чеченской Республики с Республикой Дагестан и РСО-Алания.
На этих постах милиции,  по словам чеченских правозащитников,  под различными предлогами уже обирают не только водителей, но и пассажиров маршруток. В целом, аналогичная картина наблюдается на многих стационарных постах ГИБДД на всем протяжении ФАД «Кавказ».
Так,  в  2009 году  гражданин Муса Бибулатов был  остановлен  на Черменском  посту двумя работниками ДПС ГИБДД МВД по Республике Северная Осетия - Алания. Милиционеры, по его словам,  беспричинно  придирались к нему и вымогали  2500 рублей. После его отказа  выполнить их требование,  они стали  оскорблять его нецензурной бранью.
На том же Черменском посту в 2009 году были остановлены журналисты из Чеченской  Республики,  выехавшие на  международный семинар в г. Сочи.
Делегации из Чеченской Республики пришлось более получаса  разбираться с сотрудниками ДПС по поводу того, что  у одного из  членов делегации – корреспондента газеты «Аргун», к штампу в паспорте о воинской обязанности не было приписного листа. Почему он  должен носить с собой приписной лист,  постовые не могли объяснить, так же как не могли предъявить  документ, предписывающий  гражданину носить с собой  это удостоверение. На вопрос журналистов о том, какое правонарушение допустил их коллега, сотрудники ДПС отвечали: «А может он от армии косит?» Если это даже так, почему этот вопрос волнует сотрудников ГИБДД,  стражи порядка также не  смогли объяснить. Постовые, поняв, что «проштрафифшийся» не  собирается платить дань – 50 рублей, как это сделали другие пассажиры, у которых нашли тоже «отсутствие чего-то»  в  паспортах,  вернули документ  журналисту, после чего делегация из Чечни смогла продолжить свой путь.  На этом приключения чеченских журналистов на  федеральной автомобильной дороге не закончились. На обратном пути, на этом же самом Черменском посту, снова был остановлен тот же журналист. В этот раз  у  корреспондента  из Чечни в документе, удостоверяющем личность,  не оказалось сведений о старом паспорте. Но самой большой «погрешностью», которую нашли  постовые в документе,  оказались написанные карандашом  на первой странице паспорта какие-то непонятные  цифры.  Что означают эти цифры, как они там появились, владелец паспорта понятия не имел.  Журналист утверждал, что этих цифр в  документе ранее не было.
– Это один из приемов сотрудников  ДПС, – говорят пассажиры и водители  транспорта, которым приходится  часто проезжать через данный пост. Владельцы документов, которые начинают качать права в ответ на придирки постовых,  становятся объектом «особого» внимания ГИБДД на обратном пути.  Возвращаясь через пост ГИБДД, где они  проходили проверку документов, граждане вдруг обнаруживают в своем паспорте  непонятные помарки в виде каких-то цифр, черточек и т.д., появление которых они не могут объяснить. Авторами этих
«помарок», как правило,  являются сами постовые. Таким образом,  сотрудники ГИБДД  вымогают у  граждан  «штрафы» за «порчу документов».
Житель Чеченской Республики Абдулаев И.А. обратился  к правозащитникам  с жалобой на противозаконные действия сотрудников милиции поста ГИБДД, находящегося на трассе Ростов – Баку у с. Герзель  со стороны Дагестана.
При  прохождении регистрации на данном посту  в сентябре 2009 года у Абдулаева  потребовали 400 рублей, якобы за испорченный паспорт, на последней странице которого была небольшая черточка. Когда он отказался дать эти деньги, сотрудник милиции целых два часа составлял протокол о наложении на Абдулаева  штрафа в размере 300 рублей.
По всем  фактам произвола  сотрудников милиции на приграничных постах  Уполномоченный по правам человека в ЧР обращался  к руководству соответствующих  федеральных ведомств, но добиться положительных  результатов так и не удалось.
– Проверка  моих обращений поручалась департаменту собственной безопасности МВД РФ, который в свою очередь перепоручал ее своим коллегам из МВД по Республике Дагестан и Республике Северная Осетия-Алания. То есть, тем государственным органам, действия должностных лиц которых были обжалованы.
Между тем, безрезультатные проверки организации работы и несения службы нарядами  милиции на стационарных постах ГИБДД способствуют процветанию поборов и вымогательства.  В ответ на мои обращения приходят обыкновенные отписки. Полагаю, что при таком, мягко выражаясь, снисходительном отношении к нарушителям  закона в погонах, мы не скоро увидим  торжество закона, –  говорит  Уполномоченный по правам человека в ЧР Нурди Нухажиев.
В очередном  обращении уже  в адрес  генерального прокурора и главы МВД России чеченский омбудсмен  просит принять меры по пресечению многочисленных нарушений конституционных прав жителей Чеченской Республики на свободное передвижение, и привлечь к уголовной ответственности  вымогателей в погонах.
                               
Роза Сатуева

{mosloadposition user9}


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2