18.03.2010 /09:53/ Музей изобразительных искусств имени Петра Захарова – он из того Грозного, «которого нет». О том, сколь большая работа проводилась этим учреждением культуры в довоенные годы, говорят краеведческие записки двадца- типятилетней давности: «В музее изоб- разительных искусств им. П.Захарова часто организуются выставки живопи- си, графики, скульптуры, прикладного искусства. В пятидесятые-шестидесятые годы здесь работали талантливый живописец В.К. Мордовин, художник Ф.Н. Сачко, скульптор В.С. Астапов… В год, когда в Старогладовской открывался музей Л.Н. Толстого, В.С. Астаповподарил музею памятник великому писателю своей рабо- ты…» Правда, в этих записках нет упоми- нания о том, как музею было присвоено имя Петра Захарова. - Я был назначен директором Республи- канского музея изобразительных искусств в 1972 году, - вспоминает бывший директор музея, ныне главный редактор газеты «Вес- ти профсоюзов», заслуженный работник культуры ЧР Арби Усманов. – На то время в музее не было национального отдела, пришлось создавать его заново. Ведь рес- публиканский музей без национального отдела – это парадокс… По инициативе руководства музея прочие музейные учреждения тогдашнего Советского Союза выделили ему в дар ряд произведений, в том числе значимые картины русских классиков 18-19 веков. Пополнилась экспозиция и работами мес- тных художников… Для создания национального отде- ла коллективу республиканского музея пришлось «пойти в народ». Сотрудники организовывали экспедиции в районы, но- чевали в палатках… Жителей республики уговаривали – через райкомы, советы депу- татов – продать или предоставить музею на время исторические ценности, семейные реликвии. Инициатива имела успех – были собраны предметы прикладного искусства и была организована выставка народного прикладного искусства. Благодаря помощи тогдашнего министра культуры Татаева были приобретены и произведения мест- ных художников. И в 1973 году был создан Национальный отдел музея. …В экспозиции республиканского музея было представлено несколько ра- бот нашего академика живописи Петра Захарова. - Мы начали переписку с теми музе- ями, где находились работы кисти этого художника – с Эрмитажем, с Русским, Пушкинским музеями, с Тамбовской картинной галереей, с тем, чтобы орга- низовать выставку картин П. Захарова, - вспоминает Арби Усманович. - И в 1974 году была организована первая выставка работ этого художника. Знаменитый Петр Захаров, вывезенный в свое время из сожженного царскими войсками села Дади-Юрта и впоследствии названный Тропининым «вторым после себя портретистом» – наш земляк, первый чеченский художник, и потому директору и коллективу республиканского музея изобразительных искусств представля- лось вполне закономерным присвоить имя Петра Захарова «набиравшему силы» музею. Но… …Логика властей, оказавших яростное сопротивление просьбам музея о присво- ении имени П. Захарова, а фактически отказавших в этой просьбе, была более чем «убедительной» - Петр Захаров… чеченцы… Дади-Юрт… Кавказская война и Ермолов… неприятие чеченцами коло- низационной политики Российской импе- рии… Это было, как говорили бюрократы, «чревато»! - Не поднимайте этот вопрос, - «по- советовали» Арби Усманову в обкоме КПСС… Но выставка работ Петра Захарова про- шла с огромным успехом, искусствоведам музея удалось выявить некоторые неизвес- тные ранее работы Петра Захарова. Эти работы находились в Московском музее Тропинина… По следам выставки были организова- ны и две научные конференции по творчес- тву художника. Огромную помощь в том оказал тогда искусствовед, впоследствии защитивший кандидатскую диссертацию по теме творчества П. Захарова, - Николай Шабаньянц. Он же издал монографию, посвященную этому творчеству. Были опубликованы – «правда, с большим тру- дом» - и материалы конференций. После этих значимых мероприятий, поддержанных и искусствоведами Совет- ского Союза, был большой резонанс. На «волне» этого резонанса обком партии уже не смог отказать руководству музея в при- своении этому культурному учреждению имени Петра Захарова… Это имя и было присвоено музею изобразительных искусств ЧИАССР в 1976 году. …Коллектив музея продолжил пере- писку с ведущими учреждениями культу- ры с тем, чтобы картины Петра Захарова «вернулись» в республику – пусть даже в обмен на значимые работы других, не ме- нее известных мастеров кисти. К «обмену» были предложены даже картины русских художников 18 века! - Мы узнали, что в Тамбовской картин- ной галерее находится юношеский авто- портрет Петра Захарова, - говорит бывший директор музея А. Усманов. – Попросили, сначала нам пообещали, но потом завотде- лом живописи не отдал картину… …Республиканский музей изобрази- тельных искусств имени Петра Захарова просуществовал в таком качестве почти до 90-х годов. Работа искусствоведами велась огромная – из Москвы и других городов присылались передвижные выставки, для размещения которых был отдельный зал, в двух других залах музея были размещены постоянные экспозиции… - В музее имени П. Захарова в посто- янной экспозиции – работы современных художников, декоративные шахматы Илья- са Дутаева, тонкие ювелирные работы мас- теров, медали и скульптура Д. Хасханова, - писали краеведы. – Раз в два года музей гостеприимно распахивает свои двери пе- ред самыми юными… Выставка детского творчества «Пусть всегда будет солнце!» стала традиционным художественным событием культурной жизни города… Незадолго до начала военных дейс- твий на территории республики музей изобразительных искусств был объединен с… краеведческим музеем. Вновь обра- зованное учреждение получило название «Национальный музей», который располо- жился в шикарном здании бывшего обкома КПСС. Сухие подвалы, хорошие условия… но… в процессе преобразования у вновь созданного музея оказалось «утраченным» имя Петра Захарова. То имя, в присвоение которого их музею столько труда вложил и ныне ветеран культуры Арби Усманов… … А в войну все пошло прахом… Судьба музейной коллекции, в том числе и произведений изобразительного ис- кусства, ничем не отличалась от судьбы прочих материальных ценностей нашей республики – «поток и разграбление». И уничтожение… …Сегодня в Национальном музее Че- ченской Республики собрано то немногое, что удалось спасти в войну или разыскать после войны. Есть там экспонаты и из быв- шего музея изобразительных искусств… Только условия, прямо скажем, малоподхо- дящие, на первом этаже жилого дома… Если в довоенном музее изобразитель- ных искусств имени П. Захарова был ряд отделов – прикладного искусства, графики, дореволюционной и современной живо- писи – то в Национальном музее всего этого нет. - Знаю, что около ста значимых работ из нашего музея находятся на реставрации в Москве, - говорит Арби Усманов. – Рано или поздно им предстоит вернуться в Чеченскую Республику… Хотелось бы, чтобы эти картины вернулись туда, где им и надлежит быть – во вновь воссозданный музей изобразительных искусств имени Петра Захарова! … Нам представляется, что не только уцелевшие и возвращенные работы могли бы составить замечательную экспозицию воссозданного под прежним именем му- зея. Давайте вспомним, сколько талантли- вых художников проявило себя в последнее время, сколько написано ими замечатель- ных работ! А взять, к примеру, картины погибшего во время войны художника из Автуров Рамзана Мальцагова – «Старец», «Симфония Чечни» и другие! Мы, жители Грозного, хотим видеть выставки работ, в том числе, и наших художников, хотим прийти в картинную га- лерею и почувствовать гордость за таланты нашей земли. Мы хотим, чтобы наши дети вновь рисовали для творческих выставок «Пусть всегда будет солнце!». Мы больше не хотим жить воспоминаниями о кошмаре военных лет… В нашем городе – не в «том, которого нет», а в том, который у нас есть сегодня, должна, наконец, получить возрождение не только «высокая мода», но и высокая культура, а наряду с молодыми «звездами эстрады» должны громко прозвучать имена молодых художников, скульпторов, масте- ров народных промыслов. Право слово, среди учреждений этой «высокой» культуры Республиканский музей изобразительных искусств занял бы достойное место. И, бесспорно, этому музею должно быть возвращено славное имя чеченского мастера кисти из Дади- Юрта Петра Захарова… …«Может быть, за порогом растрачен- ных лет я вернусь в этот город, которого нет…» Эти растраченные годы – целых полтора десятилетия – они действитель- но были. Но, правда и то, что сегодня – вопреки тем годам – мы возвращаем себе наш город. И хочется верить, что восстановленный в прежнем статусе музей изобразительных искусств имени Петра Захарова станет еще одним шагом на пути этого возвращения. Марем НОХЧИЕВА

{mosloadposition user9}


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2