15.04.2010 /15:24/ У городов, как и у людей, свои судьбы, свои этапы жизни. Вот и мой город для меня - это нечто живое, умеющее радоваться, любить, страдать. Для несведущего человека будет совершенно непонятно выражение «Город до, во время и после», но наш народ знает, что после этих предлогов нужно поставить лишь одно слово – «ВОЙНА».Город детства ассоциируется у меня, прежде всего, с 1 мая. К этому празднику мне покупали всегда новые одежды, а больше всего меня «вдохновлял» красивый бант и воздушные шарики, которые мы дружно надували всей семьей накануне. В этот день я вставала ни свет, ни заря, боясь проспать, и выходила на улицу. А потом было шествие колон трудящихся по площади им. Ленина, мимо самого первого высотного здания Грозного, в народе именуемого «пятое жилстроительство». После каждого лозунга все громко кричали «ура», и оркестр играл бравурные марши. А потом уставшие, но довольные мы с мамой шли пешком домой, и так было светло и радостно на душе от ярких красок, празднично украшенного моего родного города. А 2 мая – это была уже традиция - мы шли в парк им. Кирова, больше известный как Трек. Навсегда остался в памяти вкус шипучей, с аппетитными пузырьками, смешно щекочущих нос, газировки. У входа в парк стояла тетя и продавала этот, навсегда оставшийся в детских воспоминаниях, напиток. Качели-карусели, всевозможные аттракционы, пруд с катающимися на лодках. А больше всего мне нравилось ходить по тенистым аллеям этого парка. Это было немножко таинственно и страшно, потому что каждая аллея заканчивалась обязательно каким-нибудь приятным сюрпризом, будь это комната смеха или зооуголок.

 Кинотеатр им. Челюскинцев достоин особого упоминания. Он тоже из нашего детства. Это здание менее всего походило на очаг культурной жизни горожан, и, тем не менее, оставался одним из самых любимых мест отдыха. Малые залы располагались в полуподвальных помещениях, где летом царила приятная прохлада, а зимой было немножко неуютно. Перед началом сеанса в зал заходили продавщицы мороженого, и для меня это был самый желанный момент нашего семейного похода в кино.

Невозможно представить мой город детства без цирка. Больше всего я любила, когда мы ходили на вечерние представления, потому что здание цирка было освещено многочисленными огоньками, которые делали его еще более красивым и заманчивым. На улице Августовской (ныне проспект В.В.Путина) располагался самый любимый магазин для всех маленьких жителей Грозного. Это был «Детский мир» со скульптурой Красной шапочки у входа. Навсегда врезался в память отколотый нос у этого сказочного персонажа, и мне, 5-летнему ребенку, казалось, что Красная шапочка очень переживает за этот «дефект» на своем лице. Было ее ужасно жаль и прежде чем зайти в магазин, я останавливалась возле нее, здоровалась и шепотом успокаивала. Вот такой был мой город детства – город праздника, ярких красок и постоянно живущего в ожидании чего-то необыкновенного и прекрасного.

Юность изменила мои маршруты в любимом городе. Первая дорога привела меня в Чечено-Ингушский государственный университет. Вступительные экзамены, первые дни учебы, особая атмосфера, царившая в коридорах и аудиториях, когда седовласые профессора читали лекции, а ты, не отвыкшая еще от опекунства школьных учителей, не успевала записывать их. После лекций мы выходили в уютный университетский скверик с учебниками английского языка и садились на лавочку под тень раскидистых деревьев, конечно, больше делая вид, что заняты чтением, нежели это было на самом деле.

 Нам, молодым и амбициозным, очень хотелось, чтобы все видели, что мы студенты факультета романо-германской филологии ЧИГУ, самого престижного факультета нашего вуза. Это мнение у меня осталось до сих пор, не в обиду другим факультетам того времени. Следующей остановкой в городе моей юности была библиотека имени Чехова. Это величественное здание вводило меня в благоговейный трепет долгое время. Строгие библиотекари в читальном зале на втором этаже приносили заказанные книги, и ты погружалась в мир знаний и удивительных открытий.

Но юность есть юность. По иронии судьбы именно рядом с ЧИГУ располагался кинотеатр «Родина», который очень часто так и манил своими афишами.

Удивительно, но этот кинотеатр в разное время суток был разным. Утром его отличали степенность и тишина, потому что в основном зрителями были пенсионеры и домохозяйки. А вот днем кинотеатр был отдан на откуп студентам. Чего греха таить, мы вносили иногда коррективы в учебное расписание и вместо лекции по древнеанглийскому языку попадали в кинотеатр «Родина» на очередной индийский «шедевр».

Удивительное ощущение родства с моим городом не проходило никогда. Когда было радостно и когда было грустно – мой город всегда был со мной.

Этот день ворвался в мой город внезапно. Придя после работы, я прилегла отдохнуть и сквозь дремоту услышала страшный грохот. Выглянув в окно, увидела толпу, стоящую перед 16-этажкой и смотрящую наверх. На уровне 14 этажа стену здания пробила болванка, прилетевшая неизвестно откуда. Это было пока удивительно и немножко тревожно. Мой город не знал, что испытания намного страшнее, чем эта «царапина», ждут его впереди.


 В первый раз, в 1995 году, на мой город, выражаясь криминальным языком, было совершено покушение с целью убийства. Но город выжил, он, превозмогая боль, старался подняться, но предательский удар в спину опять заставил его упасть. Второй раз по моему любимому городу уже били на поражение. Захлебываясь от крови и слез, мой родной город поднимался и снова падал, не выдерживая ударов из самых современных орудий по детству, юности, по всему, что было так дорого и свято для него. Днем город еле слышно стонал, а по ночам засыпал тяжелым беспокойным сном. Мне казалось, что и ему, как и мне, снятся цветные радостные сны о прошлой жизни. Но наступала утро и посмотрев вокруг, мой город, подавив вздох отчаяния, видел только развалины, развалины, развалины… Черные слепые оконные проемы, пробоины в уцелевших стенах, некогда цветущие деревья, протягивающие теперь свои обрубленные ветви-руки в серое небо, расстрелянные безжалостной машиной войны дома – всем этим мой город смотрел укоризненно и печально. Он, обессиленный и обескровленный, но еще живой, шептал: «Не оставляйте меня, не уезжайте! Я жив! Помогите мне подняться!»

Город верил, он горько плакал,

Окнами вслед смотря.

Город уже наносил заплаты,

На колеи вдоль себя.

Городу сердце не дадено было,

Он же не человек.

Этому городу ты изменила,

Он же тебе - нет.

И накануне талого снега,

Он всё тебя умолял.

И в отпечаток неясного следа,

Нежно тебя целовал.

А ты печали не замечала,

Вдаль к другому спеша.

А из домов, площадей и бульваров

В небо рвалась душа.


 Но все когда-нибудь заканчивается. Закончился и этот кошмар – расстрел прямой наводкой моего города. Я смотрела на руины и плакала, и вместе со мной плакал мой город.

Приезжали эксперты, создавались консилиумы и одни вердикты - город не выйдет из «комы» в течение 10-20 лет - были безжалостнее других: городу не быть, он мертв!

Пессимисты на кладбищах видят кресты, а оптимисты – плюсы. Оставалось совсем немного тех, кто видел эти самые плюсы. Но мой любимый город верил в то, что сам воспитал в людях: гуманность, сострадание, любовь к ближнему.

Наступил тот момент, когда пришел человек и твердо сказал: «Город будет жить!»

Каждый новый дом, сквер, придавал силы моему родному городу. Медленно, но уверенно он вставал на ноги…

Ушли в прошлое воспоминания детства и юности. Город снова радует яркими красками, играющими на улицах детьми, спешащими на учебу молодыми людьми. Контраст между 2000 и 2010 настолько разительный, что приезжающие к нам делегации не могут скрыть своего восхищения и удивления. Осталось в душе щемящее чувство боли оттого, что никогда не будет цирка, купол которого в 1994 году безжалостно расстреляла беснующая толпа вооруженных молодчиков, а война закончила его окончательное разрушение. И кинотеатр «Родина» ушел в прошлое. Но появился замечательный современный развлекательный комплекс «Грозный-Сити», где не только дети, но люди всех возрастов могут найти по душе занятие во время досуга. А вот на том же месте, где некогда был главный корпус университета, усиленными темпами идут строительные работы. И совсем скоро двери новой альма-матер распахнутся для наших студентов. Огромное количество фонтанов, декоративно украшенных скверов и парков, растущих, как грибы после дождя, высоток, главная достопримечательность всей республики – Центральная мечеть им.А-Х.Кадырова - все это наполняет сердце радостью и гордостью за свой народ.

Радует, что архитекторы и строители смогли сохранить сердце моего города. Его старые здания сейчас полностью восстановлены и стали еще краше.

Мой город стал новым, совсем другим, но не менее родным и близким сердцу. Он выжил, потому что верил, мой любимый город!


Аза Чимаева


www.ChechnyaTODAY.com

{mosloadposition user9}


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2